Финансовые ресурсы региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Из вышесказанного определим задачи нашей работы:
1. Определение понятия финансовых ресурсов региона.
2. Состав региональных финансов.
3. Значение региональных финансов в социально-экономическом развитии.
4. Сводный финансовый план регионов.

Содержание

Введение 3
Понятие и состав региональных финансов 4
Понятие региональных финансов 4
Состав финансовых ресурсов региона 6
Значение региональных финансов в социально-экономическом развитии и сводный финансовый план регионов 9
Значение региональных финансов в социально-экономическом развитии9
Сводный финансовый план регионов 11
Заключение 15
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Курсовая по финансам.docx

— 35.29 Кб (Скачать)

     Через региональные финансы государство  активно проводит социальную политику. Можно сказать, что региональные финансы являются инструментом государственной  социальной политики, поскольку через  территориальные бюджеты финансируется  часть расходов на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальную поддержку населения. На основе предоставления региональным органам власти средств, для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. При этом круг финансируемых  мероприятий расширяется. За счет средств  региональных бюджетов стали финансироваться  не только общеобразовательные школы, но и высшие учебные заведения, крупные  объекты здравоохранения, мероприятия  по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.

     С помощью региональных финансов государства  осуществляют выравнивание уровней  экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных  и других условий отстали в  экономическом и социальном развитии от других районов страны.

     Для этого разрабатываются региональные программы.

     Средства  на их осуществление формируются  за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных  единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов.

     При этом региональным бюджетам выделяются отчисления от государственных налогов, но чаще всего субвенции, то есть финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих  бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.)

     Центральным звеном региональных финансов являются территориальные бюджеты.

     Повышение их доли в консолидированном бюджете  Российской Федерации, которое произошло  за время реформ, свидетельствует  о росте роли региональных финансов, поскольку именно через их потоки проходит все большая часть финансовых ресурсов, направляемых на социально-экономическое  развитие региона.

     Межбюджетное  перераспределение финансовых ресурсов, нацеленное на сглаживание существенных межрегиональных различий, также  осуществляется через финансовую систему  региона.

     Региональные  финансы являются важнейшим условием социально-экономического развития региона  с точки зрения финансирования общерегиональных проектов, направленных на развитие общерегиональной инфраструктуры, создание условия для  привлечения в регион дополнительных ресурсов, разрешение социальных и  экономических проблем региона.

     Сводный финансовый план регионов  

     Основным  инструментом анализа движения всех создаваемых и располагаемых  в регионе финансовых ресурсов служит сводный финансовый баланс, в котором  отражается совокупность финансовых ресурсов, созданных и использованных на территории. Сводный финансовый баланс предполагает сведение воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов предприятий и организаций, территориального бюджета, баланса денежных расходов и доходов населения и др., отражающих отдельные стороны распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории.

     Основной  задачей территориального сводного финансового баланса является определение  объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в  регионе (как централизованных, аккумулируемых и перераспределяемых через бюджетную  систему, так и децентрализованных, т.е. ресурсов предприятий и организаций).

     Сводный финансовый баланс строится на основе упоминаемого выше расширительного  подхода к определению финансовых ресурсов региона, поэтому в балансе  должны отражаться не только созданные  в регионе финансовые ресурсы, но и ресурсы, созданные за пределами  региона, и поступившие в данный регион по каналам распределения  и перераспределения. Следовательно, в сводный финансовый баланс территории включаются финансы субъектов хозяйствования в регионе, средства бюджета и  внебюджетных фондов, внешние поступления  финансовых ресурсов и перечисления в федеральную систему.

     Денежные  средства населения, как правило, в  балансе не отражаются, за исключением  небольшой их части, изымаемой в  виде подоходного налога, госпошлин, сборов. Однако их движение отражается в балансе доходов и расходов населения, которые вместе с созданными на территории финансовыми ресурсами характеризуют образованные финансовые ресурсы. Величина образованных финансовых ресурсов определяет все финансовые ресурсы, которыми располагает регион и которые могут быть использованы непосредственно на его территории.

     Укрупненные статьи доходов и расходов финансового  баланса на уровне субъектов Федерации  могут быть представлены следующим образом. (См. Таблица 1)

     Таблица 1- Финансовый баланс региона

      
     Источники доходов      Направления расходов       
     Доходы  территории      Расходы на территории       
1. Валовая  прибыль 1. Расходы бюджета  на территории       
2. Косвенные  налоги 2. Расходы из  прибыли и за счет амортизации       
3. Ресурсные  платежи 3.Расходы по  программам за счет централизованных  средств       
4. Прочие  налоги и сборы 4. Расходы целевых  фондов       
5.Подоходный  налог с физических лиц 5. Прочие расходы       
6.Отчисления  в целевые социальные фонды Передано в  федеральную финансовую систему       
7. Отчисления  в целевые экономические фонды 6. Отчисления  в федеральный бюджет       
8. Доходы  от приватизации и владения  собственностью 7. Отчисления  в централизованные целевые фонды       
9. Доходы  от внешнеэкономической деятельности              
10. Прочие  доходы              
Привлеченные  средства              
11. Долгосрочные  кредиты банков в экономику              
12.Поступления из федеральной финансовой системы              
                    

     В доходной части финансового баланса  отражаются собственные доходы региона: прибыль, амортизационные отчисления, подоходный налог с физических лиц, косвенные налоги, ресурсные платежи, отчисления в социальные внебюджетные фонды, прочие доходы; а также привлеченные в регион финансовые ресурсы: субсидии федерального бюджета и централизованных фондов, долгосрочные кредиты банков, внешние частные инвестиции, в том числе иностранные.

     В расходной части баланса отражаются две группы расходов: расходы на территории и отчисления в федеральную  финансовую систему. Расходы на территории включают: затраты на капитальные  вложения из централизованных источников, расходы на народное хозяйство, расходы  предприятий за счет прибыли и  амортизации, расходы на социально-культурные мероприятия из бюджета и внебюджетных фондов, расходы на содержание органов  государственного управления и правопорядка и прочие расходы. Отчисления в федеральную  резервную систему включают в  себя отчисления в федеральный бюджет и отчисления в федеральную финансовую систему.

     В отличие от бюджета, являющегося  законодательным документом, региональный финансовый баланс служит аналитическим  инструментом, составление которого позволяет:

     - сопоставить потребности территории  и реальные возможности для  их покрытия;

     - определить финансовую обеспеченность  конкретной территории;

     - представить вклад территории  в государственные ресурсы и  вклад государственных ресурсов  в развитие регионов;

     - выявить потенциал местного бюджета  и внебюджетных фондов;

     - отслеживать процесс формирования, аккумулирования, распределения  финансовых ресурсов, фиксируя узкие  места.

     Кроме того, баланс позволяет установить сумму финансовых ресурсов, оставляемых  в распоряжении предприятий и  организаций, направляемых в местный  и вышестоящий бюджеты, а также  средства, мобилизуемые из внешних  для территории источников и в  первую очередь из федерального бюджета.

     Информационной  базой составления финансового  баланса являются статистические данные отчетов предприятий и организаций  по итогам финансовой деятельности, отчеты по использованию местных бюджетов, данных налоговых инспекций, отчеты по формированию и использованию  внебюджетных фондов, данные таможенных управлений и другая информация.

 

      Заключение

     Таким образом, построение новой системы  общественных отношений обязывает  по-иному решать проблемы финансов, бюджета, межбюджетных отношений, функционирования кредитно-денежной системы и др. В связи с этим особое значение для экономики страны и социальной сферы приобретают вопросы формирования финансовых ресурсов региона и их использования. Объективно это обусловлено  тем, что чем выше уровень обеспеченности финансовыми ресурсами и финансово-экономической  стабилизации субъектов Федерации, тем эффективнее функционируют  все сферы народнохозяйственного  комплекса России, тем устойчивее экономика государства в целом. К этой проблеме, как известно, сегодня  приковано внимание ряда наших ученых и практиков. И это закономерно, поскольку до недавнего времени, в условиях административно-командной  системы, финансам территорий придавалось  второстепенное значение.  
Возможно, поэтому проблема формирования и использования финансовых ресурсов регионов пока остается недостаточно изученной и не имеет, на наш взгляд, оптимальных решений.

     Недооценка  факторов, влияющих на степень финансовой стабилизации регионов, приводит к  усилению экономических и социальных диспропорций и многим другим негативным последствиям, что, в свою очередь, существенно  ослабляет материально-финансовую базу повышения благосостояния большинства  населения. Несмотря на огромное влияние  государственной финансовой и бюджетной  политики на уровень финансового  состояния регионов, нельзя недооценивать  роль самих региональных органов  управления. Большая дифференциация в уровне финансовых ресурсов регионов России свидетельствует о значительной роли внутрирегиональных факторов в  достижении финансовой стабильности. Целенаправленная финансовая политика региона должна стать фактором его  успешного социально-экономического развития. При этом первостепенное значение приобретает совершенствование финансовых отношений между федеральным центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями и реформирование межбюджетных отношений в едином комплексе. Проблемы финансовой стабилизации региона являются весьма сложными для современной экономической науки. Не полностью соответствуют требованиям времени и стимулирования процессов финансовой стабилизации законодательно-нормативная база, слабое государственное регулирование, отсутствие стратегического управления

 

      Список использованных источников

1. Авдокушин.  Е.Ф. Международные экономические  отношения/ М.: 2008.-256с.

2. Архипов  а.и., погосов и.а. Финансы: Учебник  /: Москва 2009г

3. Бабич  А.М., Павлова Л.Н. Государственные  и муниципальные финансы: Учебник  для вузов. - М.: финансы, ЮНИТИ, 2009. - 687 с.

4. Вахрин  П.И., Нешито А.С. бюджетная система  российской федерации: Учебник  /: Москва 2008г

5. Дробозина  Л.А. Финансы: Учебник для ВУЗОВ  - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009.- 257 с.

6. Ковалев  А.М. Финансы: Учебник /: Москва 2008г.

7. Лобковича  Э.И., под общ. его ред. М.И.  Плотницкого./Основы экономической  теорий: Пособие для системы экон. Образования /Мн.: ООО “Мисанта;, 2008.-192с.

8. Нахович  Э. Современная мировая экономическая  система. Спец-курс //РЭЖ.2010. № 7-9.

9. Нешитой  А.С. Финансы: Учебник /: Москва 2008

10. Поляк Г.Б. Финансы: Учебник/: Москва 2007

11. Семёнов  К.А. Международные экономические  отношения: Курс лекций- М.: Гардарика, 2011.- 336с.


Информация о работе Финансовые ресурсы региона