Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:33, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение финансовых ресурсов государства и предприятий. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- проанализировать государственные финансы и их роль в рыночной экономике,
- проанализировать место и роль государственных финансов в экономике,
- дать характеристику и классификацию финансовых ресурсов страны;
- рассмотреть сущность и состав финансовых ресурсов предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы финансовых ресурсов государства 5
1.1. Роль финансовых ресурсов государства 5
1.2. Состав финансовых ресурсов и методы их мобилизации 8
1.3. Источники формирования финансовых ресурсов и направления их использования 11
1.4. Государственный бюджет как основа формирования финансовых ресурсов государства 17
2. Финансовые ресурсы предприятий 26
2.1. Финансовые ресурсы предприятий, особенности их формирования 26
2.2. Источники формирования финансовых ресурсов предприятия 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
В зависимости от источников образования, финансовые ресурсы предприятия можно классифицировать на:
- образуемые за счет собственных и приравненных к ним средств;
- мобилизуемые на финансовом рынке;
- поступающие в порядке перераспределения.
К первым относятся:
1) доходы: прибыль от
основной деятельности, прибыль
по выполняемым научно-
2) поступления: амортизационные отчисления; выручка от реализации выбывшего имущества; устойчивые пассивы; целевые поступления (платы за содержание детей и другое); мобилизация внутренних ресурсов в строительстве; паевые и иные взносы членов трудового коллектива; другие виды поступлений.
К мобилизуемым на финансовом рынке ресурсам относятся: продажа собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг, а также кредитные инвестиции.
Поступающие в порядке перераспределения финансовые ресурсы включают в себя: страховое возмещение по наступившим рискам; финансовые ресурсы, поступающие от концернов, ассоциаций, отраслевых структур; финансовые ресурсы, формируемые на паевых (долевых) началах; дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов; бюджетные субсидии; другие виды ресурсов.
Использование финансовых ресурсов осуществляется предприятием по многим направлениям, главными из которых являются:
1) платежи органам финансово-банковской системы, обусловленные выполнением финансовых обязательств. К ним относятся:
- налоговые платежи в бюджет;
- уплата процентов банкам за пользование кредитами;
- погашение взятых ранее ссуд;
- страховые платежи;
2) инвестирование собственных средств в капитальные затраты (реинвестирование), связанное с расширением производства, его техническим обновлением, переходом на новые прогрессивные технологии, использование «ноу-хау»;
3) инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые на рынке: акции и облигации других фирм, обычно тесно связанных кооперативными поставками с данным предприятием; в государственные займы;
4) направление финансовых ресурсов на образование денежных фондов поощрительного и социального характера;
5) использование финансовых ресурсов на благотворительные цели.9
С переходом на рыночные основы хозяйствования, необычайно возрастает не только роль руководителей предприятий, членов правления акционерного общества, но и финансовых служб, которые играли при административно-командном методе управления второстепенную роль.
Изыскание финансовых источников развития предприятия, направление более эффективного инвестирования финансовых ресурсов, операции с ценными бумагами и другие вопросы финансового менеджмента становятся основными для финансовых служб предприятий в условиях рыночной экономики.
Суть управления финансами
заключается в такой
Достижение успеха в области управления финансами зависит от инициативы работника, поиска нетрадиционных решений, масштабности операций и оправданного риска, деловой хватки.
Мобилизуя денежные средства других собственников на покрытие затрат своего предприятия, работники финансовых служб должны иметь четкое представление о целях инвестирования ресурсов, и уже в соответствии с ними, давать рекомендации о формах привлечения средств.
Финансовая служба предприятия в ходе своей работы реализует как распределительную, так и контрольную функции как внутри предприятия, так и во внешней среде.
2.2. Источники формирования
финансовых ресурсов
С переходом российской экономики на рыночные основы хозяйствования перед предприятиями встала проблема обеспечения производства финансовыми ресурсами. Если при плановой экономике предприятия, в случае неудачи, могли рассчитывать на помощь государства с его системой перераспределения финансовых ресурсов, то в современных условиях хозяйствования решение вопроса выживания и процветания находится в собственных руках предприятия.
Финансовые ресурсы
предпринимательской фирмы
Финансовые ресурсы предпринимательской фирмы по своему происхождению делятся на собственные и заемные. Собственные финансовые ресурсы формируются за счет внутренних и внешних источников:
В составе внутренних источников основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении фирмы, которая распределяется решением органов управления.
Важную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления, которые представляют собой денежное выражение стоимости износа основных средств и нематериальных активов и являются внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства.
В составе внешних (привлеченных) источников формирования собственных финансовых ресурсов основная роль принадлежит дополнительной эмиссии ценных бумаг, посредством которой происходит увеличение акционерного капитала фирмы, а также привлечение дополнительного складочного капитала, путем дополнительных взносов средств в уставный фонд.
Для некоторых предприятий дополнительным источником формирования собственных финансовых ресурсов является предоставляемая им безвозмездная финансовая помощь, В частности, это могут быть бюджетные ассигнования на безвозвратной основе, как правило, они выделяются для финансирования государственных заказов, отдельных общественно значимых инвестиционных программ или в качестве государственной поддержки предприятий, производство которых имеет общегосударственное значение.
К прочим внешним источникам относятся безвозмездно передаваемые фирмам материальные и нематериальные активы, включаемые в состав их баланса.
В условиях рыночной экономики
производственно-хозяйственная
- кредиты банков;
- заемные средства других предприятий и организаций;
- средства от выпуска и продажи облигаций фирмы;
- средства внебюджетных фондов;
- бюджетные ассигнования на возвратной основе и другое.
Привлечение заемных
средств позволяет фирме ускоря
При равенстве этих показателей возникает вопрос о целесообразности привлечения заемных источников формирования финансовых ресурсов, как не обеспечивающих дополнительного дохода. В ситуации же, когда размер затрат по обслуживанию кредиторской задолженности превышает размер дополнительных доходов от ее использования, неизбежно ухудшение финансовой ситуации в форме:
- сокращения прибыли из-за необходимости направления значительной части выручки от основной деятельности на расчеты по ранее полученным ссудам (фирма начинает работать не на себя, а на своих кредиторов);
- дальнейшего возрастания задолженности из-за необходимости привлечения новых ссуд для обслуживания полученных ранее;
- потери финансовой самостоятельности фирмы из-за невозможности осуществления своевременно расчетов по своим обязательствам;
- дальнейшего возрастания задолженности из-за необходимости привлечения новых ссуд для обслуживания полученных ранее;
- потери финансовой самостоятельности фирмы из-за невозможности своевременного осуществления расчетов по своим обязательствам.
Финансовые ресурсы используются предпринимательскими фирмами в процессе производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. Они постоянно находятся в движении и в денежной форме пребывают лишь в виде остатков денежных средств на расчетных счетах в банках и в кассе фирмы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Место и роль государственных финансов в экономической жизни определяется как самим фактом мобилизации, перераспределения и расходования средств, так и целенаправленной государственной политикой государства в области государственных финансов. В этой связи государственные финансы рассматриваются не только как инструмент привлечения средств с помощью обязательных платежей, и как один из ведущих экономических рычагов государства.
Государственные и рыночные механизмы сосуществуют и дополняют друг друга. Нормальное социально-экономическое и политическое развитие страны предполагает эффективное функционирование государства. Для успешного развития страны требуются как экономические и технологические предпосылки, так и институциональная да: нормы и правила, обеспечивающие использование этих предпосылок, четкое определение роли, которую государство может сыграть в конкретных сложившихся условиях, способность государства законодательно определять, финансировать и практически реализовать принятые законодательные нормы, обеспечивать экономическую стабильность и благоприятные условия для деятельности субъектов хозяйствования. В общем виде, казалось бы, все понятно; тем не менее, роль и возможности государства и государственных финансов в общественном развитии, поиски ответов на вопросы том, чем должно и чем не должно заниматься государство, а если должно, то какими методами, на протяжении длительного времени родятся в центре внимания политиков и экономистов.
Государственные финансы являются инструментом, с помощью которого органы государственной власти аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы и, таким образом, создают условия для выполнения государством своих функций.
Вместе с тем, сосредоточивая в своих руках и расходуя огромнее финансовые ресурсы, органы государственного управления являются самостоятельным крупным участником экономических и финансовых процессов в стране: в государственных финансах различных стран аккумулируется от 25 до 50% валового внутреннего продукта, органы государственного управления выступают в роли крупнейших покупателей на рынке товаров и услуг.
Финансовые ресурсы Российской Федерации включают следующие звенья финансовых отношений: государственную бюджетную систему; внебюджетные специальные фонды; государственный кредит;
Эти три блока финансовых
отношений относятся к централи
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Второе звено финансовых ресурсов — внебюджетные специальные фонды. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение — расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.
Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения); для финансирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Государственный кредит - это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, то есть взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств. В отношении других государств Российская Федерация может выступать как должником, так и кредитором. В правоотношениях по государственному кредиту стороны не могут изменять предписаний государства.