Финансовые ресурсы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 07:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и определение сущности такой финансовой категории как финансовые ресурсы на макроуровне (государство), а также познакомиться с основными источниками финансовых ресурсов.

Содержание

Введение 3
1 Место и роль государственных финансов в экономике 5
1.1 Финансовые ресурсы 5
1.2 Финансовые ресурсы как инструмент государства 7
2 Источники и направления использования финансовых ресурсов 13
2.1 Источники финансовых ресурсов 13
2.2 Направления использования финансовых ресурсов 17
3 Роль заемных ресурсов в экономике 26
Заключение 37
Список использованных источников 38

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 228.92 Кб (Скачать)

     Разделение  полномочий между законодательной, исполнительной и судебной ветвями  власти, между центральными, региональными  и местными органами власти, принятие таких основополагающих актов, как  Гражданский кодекс, законов об акционерных  обществах, ценных бумагах, земле, ипотеке, векселях, Налоговый кодекс и т. п., должно обеспечить устойчивую систему, сдерживающую волюнтаристсткие действия государственных органов, и создать хозяйственно-правовые основы для деятельности в условиях рынка. Полномочия между различными структурами могут быть разделены по-разному. Однако важно не только четко сформулировать законодательные нормы, но и обеспечить их непротиворечивость, устойчивость и практическую реализацию. Доверие к законодательным установлениям, последовательное проведение в жизнь принятых законов и предсказуемость действий государственных органов, руководствующихся законами, не менее важны, чем сами законы. Коррумпированность государственного аппарата и высокая преступность подрывают основы рыночного хозяйствования, ведут к формированию теневой экономики.

     Разработка  и реализация экономической  политики призвана обеспечить макроэкономическую и социально-политическую стабильность и создание благоприятных условий для экономического и социального развития. На основе системы регулирования государство способно активно воздействовать на характер и результаты рыночной деятельности в интересах общества в целом.

     Чтобы государство было эффективным, необходимы пути и методы, которые должны быть различными и зависят от конкретной обстановки. То, что годится для  стран с развитой рыночной экономикой, может не подойти для Китая, России, Аргентины или Афганистана. Даже для одной и той же страны на разных этапах должны быть свои рецепты. Мировой опыт учит, что не существует общих шаблонов действий, не зависящих  от конкретной ситуации. В 1932 г. президент  США Гувер пытался преодолеть депрессию путем подавления инфляции, сбалансирования бюджета и твердого доллара. Эта, казалось бы, респектабельная  соответствующая монетаристскому  подходу политика привела к экономическому краху. Пришедший ему на смену  в 1933 г. президент Рузвельт вопреки  ортодоксальным рекомендациям не побоялся дефицита государственного бюджета, девальвировал  доллар, запретил вывоз золота и серебра, организовал общественные работы и сумел вывести страну из кризиса.

     Большинство ныне развитых стран на ранних стадиях  развития использовали те или иные способы протекционизма и стимулирования развития рынка. В относительно недавнем прошлом Япония, Южная Корея, ряд  других стран в дополнение к созданию институциональных основ рынка  использовали различные методы поддержки  экономики своих стран. Для этих целей использовались, в частности, субсидии для стратегических направлений  развития, содействие развитию инфраструктуры, различные формы содействия экспорту, защиты внутреннего рынка. В зависимости  от конкретных условий проводилась  та или иная валютная, торговая, кредитная  финансово-промышленная политика. Проведение этих мер базировалось на эффективной  деятельности сильного государства.

     Государство обеспечивает взаимодействие и регулирование отношений с другими странами путем участия в ООН, МОТ, ЮНЕСКО, международных финансовых и кредитных организациях, а в региональных организациях и на двусторонней основе в политической, военной, культурной, экономической и иных сферах.

     Проблемы  регулирования интеграции в мировую  экономику приобрели особую актуальность в конце XX — начале XXI вв. Развитие международной торговли и движение капиталов дали импульс к усилению вовлеченности стран в мировые экономические процессы. Это связано с появлением новых информационных систем, сокращением налогообложения, стремлением преодолеть ограничения государственных органов внутри отдельных стран, возможностями и желанием высокоразвитых стран использовать свои преимущества, обусловленные выпуском продукции более высоких стадий обработки, высокотехнологичной и наукоемкой, а также широкими возможностями использования международных валютных и фондовых рынков.

     Государственное регулирование охраны окружающей среды  осуществляется на основе государственных законодательных норм, бюджетных расходов самого государства, воздействия на частное предпринимательство с помощью рыночных механизмов, привлечения внимания общественного мнения, средств массовой информации и др.

     Наиболее  общими предпосылками эффективности  государства являются следующие:

  • объем осуществляемых государством функций и реализуемые им меры должны соответствовать экономическому потенциалу, финансовым ресурсам и социально-политической обстановке в стране;
  • используемые меры и механизмы должны быть работоспособными и содействовать улучшению экономической ситуации;
  • работа госаппарата должна улучшаться, при этом имеется в виду нацеливание его на решение проблем общества в целом, преодоление интересов отдельных групп и слоев населения, не совпадающих с общенациональными, ликвидация коррупции.

     Средством решения проблемы соответствия роли государства его экономическому и финансовому потенциалу является корректировка сферы обязанностей государства, сужение или расширение сферы его ответственности. Такая корректировка может производиться на основе изменения финансируемых и выполняемых государством функций по обеспечению предоставляемых им благ и услуг, снятия существующих или принятия новых обязательств, требующих государственных расходов.

     По  мере роста экономического потенциала страны возможности государства и его способность расширять свои функции увеличиваются. Государственные расходы в странах с развитой рыночной экономикой в 90-е годы XX в. составляли около половины ВВП, тогда в развивающихся странах — около 1/4 или 1/3. Попытки стран с менее развитой экономикой обеспечить своим гражданам такой же объем товаров и услуг, как в развитых странах, обречены на провал, кроме вреда, ничего принести не могут. Сначала нужно добиться повышения экономического потенциала страны.

     Государство играет существенную роль в экономической  жизни страны. Рыночные условия хозяйствования предполагают свободное движение капиталов и товаров, стихийное формирование отношений между участниками воспроизводственного процесса, натуральных и стоимостных пропорций. При этом частный капитал не в состоянии решить многие проблемы социально-экономического развития. В этой связи государство проводит определенную экономическую политику, осуществляя прямое (с помощью законодательных и иных нормативных актов) и косвенное социально-экономическое регулирование экономики путем воздействия на такие ее важнейшие составляющие, как финансы, денежное обращение, кредит, цены, валютные отношения и др. 

 

2 Источники и направления использования финансовых ресурсов

2.1 Источники финансовых ресурсов

 
Материальным вещественным выражением финансов выступают финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы в отличие  от финансов являются реальной категорией. В учебной литературе так же даются различные толкования финансовых ресурсов.

Признаки  финансовых ресурсов: 
1. всегда являются денежными средствами, но не все денежные средства являются финансовыми ресурсами. 
2. финансовые ресурсы всегда имеют собственника или лицо которое распоряжается ими. 
3. целевая направленность то есть конкретное использование финансовых ресурсов на определенные цели (расширение воспроизводства, материальное стимулирование, социальные нужды, оборудование, управление и тд.).  
Объем, состав и структура финансовых ресурсов определяются государством и устанавливаются в ходе разработки финансовой политике, законодательно закрепляется в определенных НПА. 
Важный законодательный акт в котором закрепляется объем общегосударственных финансовых ресурсов на конкретный год - закон о бюджете. 
В теории и на практике финансовые ресурсы подразделяются на централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды) и децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий).

Централизованные  финансовые ресурсы  - денежные поступления, доходы, накопления, образованные в процессе распределения ВВП, части национального богатства, поступлений от внешней экономической деятельности, находящиеся в распоряжении государства, аккумулируемые в централизованных фондах денежных средств и используемые на расширение воспроизводства и удовлетворение других общегосударственных потребностей.

Формы мобилизации  финансовых ресурсов так же устанавливаются  государством и они постепенно изменяются и совершенствуются в зависимости от объективных экономических условий, стратегических и тактических задач финансовой политики государства. 
Важнейший источник финансовых ресурсов государства стоимость ВВП. От объема созданного ВВП в первую очередь и зависят объемы мобилизуемых финансовых ресурсов. Таким образом объем финансовых ресурсов зависит от масштабности и эффективности процесса производства. 
Величина финансовых ресурсов инвестируемых в производство будет оказывать непосредственное влияние на темпы его роста и эффективности. 
Виды финансовых ресурсов - материальное выражение конкретных форм финансовых отношений: 
1. Налоги

- прямые налоги  на прибыль, доход, прирост  капитала; 
- налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда; 
- налоги на товары и услуги; 
- налоги на имущество; 
- платежи за использование природных ресурсов; 
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; 
- прочие налоги, сборы и пошлины; 
2. Не налоговые доходы

- доходы от  использования имущества, находящегося  в государственной и муниципальной  собственности; 
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; 
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; 
- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; 
- иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности). 
3. Другие платежи, уплачиваемы юридическими и физическими лицами в общегосударственные фонды денежных средств

4. Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса РФ) включают следующие поступления:

- От нерезидентов; 
- От других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления); 
- От государственных внебюджетных фондов; 
- От государственных предприятий и учреждений; 
- От наднациональных организаций. 
5. Амортизационные отчисления  
6. Прибыль хозяйственных субъектов 
7. Страховые взносы по социальному страхованию имущественному, личному и другим. 
8. Государственные займы: внутренние и внешние 
9. Доходы от приватизации государственной собственности 
Формирование финансовых ресурсов может осуществляться как в фондовой так и не в фондовой форме. 
Фондовая форма характерна для движения финансовых ресурсов на макроуровне. 
Характерные черты финансовых фондов: 
- являются обособившейся частью в общем объеме денежных средств субъекта 
- имеют относительную самостоятельность движения 
- всегда имеют целевое назначение, причем цели могут быть широкие или узкие

 

2.2 Направления использования финансовых ресурсов

Государственный бюджет — составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и  расходов государства. В РФ государственный  бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими  законодательными органами.

Другими словами, государственный бюджет —  это финансовый документ, в котором  расписано, какие средства государство  получит и куда их направит. В  РФ этот план готовится Министерством  финансов, после чего утверждается Государственной думой.

В расходах за последние 5 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).

В 2007 году был впервые сформирован так  называемый «трехлетний» бюджет на 2008 — 2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Он содержал основные характеристики бюджетов последующих  трех лет.

Информация о работе Финансовые ресурсы государства