Финансовые преобразования Витте

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:48, доклад

Описание работы

Окончание ХIХ века охарактеризовалось в России проведением крупнейшей финансовой реформы, качественно изменившей положение русской денежной единицы. Рубль стал одной из стабильнейших валют мира. Преобразования 1895-1897 гг. явились составной частью широкой программы экономических нововведений 90-х годов. Они ускорили индустриальную модернизацию России и в последующем помогли народнохозяйственному организму выдержать тотальные потрясения русско-японской войны и революции 1905-1907гг.

Работа содержит 1 файл

Финансовые преобразования Витте.docx

— 34.99 Кб (Скачать)

Финансовые  преобразования Витте

Окончание ХIХ века охарактеризовалось в России проведением крупнейшей финансовой реформы, качественно изменившей положение русской денежной единицы. Рубль стал одной из стабильнейших валют мира. Преобразования 1895-1897 гг. явились составной частью широкой программы экономических нововведений 90-х годов. Они ускорили индустриальную модернизацию России и в последующем помогли народнохозяйственному организму выдержать тотальные потрясения русско-японской войны и революции 1905-1907гг. Реформа отразила острую потребность государства преодолеть очевидную архаическую замкнутость, рыхлость и неэластичность многих основополагающих финансовых структур и в первую очередь самого рубля. Она способствовала интеграции России в систему мирового рынка.

В истории  России конца XIX -- начала XX в. фигура Сергея Юльевича Витте занимает исключительное место. Глава Министерства путей сообщения, многолетний министр финансов, председатель Комитета министров, председатель Совета министров, член Государственного совета -- таковы его основные служебные посты. Этот известнейший сановник оказал заметное, а во многих случаях и определяющее влияние на различные направления внешней, но особенно внутренней политики импе-рии, став своеобразным символом возможностей и одновременно беспомощности российской государственной системы.

Сергей  Юльевич Витте родился 17 июня 1849 г. в Тифлисе. Его отец был директором департамента государственных имуществ на Кавказе, дворянином Псковской губернии. Предками его были голландцы. Мать - дочь саратовского вице-губернатора, а впоследствии члена главного управления наместника кавказского А. Фадеева и княжны Елены Долгорукой.

Вместе  со своим братом он учился в Тифлисской гимназии, увлекался музыкой и  спортом, получив в итоге весьма посредственные оценки по наукам и по поведению. Приехав в Одессу, он понял, что они закрывают ему путь в университет. После этого он уговорил брата переселиться в незнакомый город, и они переехали в Кишинев. Здесь Витте впервые проявил свой упорный характер, и после усиленных занятий они с братом окончили экстерном Кишиневскую гимназию, получив новые аттестаты зрелости. Затем он закончил физико-математический факультет Новороссийского университета, который находился в Одессе, с присвоением степени кандидата математических наук, что дало С.Ю. Витте возможность приступить к педагогической деятельности.

После окончания университета С.Ю. Витте  мечтал о кафедре математики. Однако родные - мать и дядя Р. Фадеев - убедили  его, что университетская кафедра - карьера не для дворянина. Уступив  давлению, в 1869 г. в 20 лет он поступил в канцелярию одесского генерал-губернатора, а затем через несколько месяцев  перешел в управление службы Одесской железной дороги. Железная дорога сначала  была казенной, потом стала эксплуатироваться  частным обществом, а затем вошла  в состав общества Юго-Западных железных дорог. С.Ю. Витте прошел путь от помощника  бухгалтера до руководителя службы движения.

Бюрократическая карьера С.Ю. Витте началась позднее, в 1888 г., когда он стал лично известен императору Александру III. Он отказался  пустить царский поезд с повышенной скоростью, как требовала свита  императора, и тем самым вызвал большое неудовольствие начальства. Но спустя два месяца после этого  произошла катастрофа именно по названным  Витте причинам. О нем вспомнили и вскоре он был приглашен в Петербург.

Бывший в то время министром финансов И. Вышнеградский предложил ему место директора департамента железнодорожных дел. С.Ю. Витте сначала не хотел менять своего независимого и хорошо оплачиваемого положения на частной железной дороге на кресло чиновника. Однако министр сообщил, что этого желает сам император, и тогда предложение было принято. Сначала он возглавлял департамент железнодорожных дел в Министерстве финансов, а потом - с февраля 1892 г. - Министерство путей сообщения.

В августе 1892 г. С.Ю. Витте назначается Министром  финансов и остается на этом посту  одиннадцать лет. С этой работой  связаны все успехи и достижения С.Ю. Витте, здесь было осуществлено главное дело его жизни - денежная реформа 1895-1897 гг.

Министр финансов С.Ю. Витте продолжил традиции своих предшественников: М.X. Рейтерна, Н.X. Бунге, И.А. Вышнеградского. Однако его подход к делу имел существенное отличие. С. Ю. Витте удалось убедить Николая II в необходимости последовательной эко-номической программы развития промышленности, индустриализа-ции экономики. Поэтому все действия С. Ю. Витте при осуществлении реформ в стране носили продуманный, логичный характер, его экономическая политика превратилась в систему, в которой каждое действие подкреплялось последующими ша-гами. В этом смысле "реформа Витте" может служить дидактическим пособием для всех государственных деятелей, ее следует изучать и про-пагандировать как один из ярких опытов в истории мировой эконо-мики.

Реформа С.Ю. Витте включала в себя четыре основных направле-ния, обеспечившие промышленный подъем в России в 90-х годах XIX в.

Первый  шаг состоял в проведе-нии финансовой реформы, которая включала жесткую налоговую политику с целью увеличения доходов государственного бюджета. Самым главным условием экономических преобразований стала денежная ре-форма С. Ю. Витте, гарантировав-шая стабильность и платежеспособ-ность рубля. Переход к золотому стандарту превратил рубль в одну из устойчивых европейских валют, что способствовало развитию банков-ского дела и расширению иностран-ных капиталовложений.

Вторым  шагом преобразований была последовательная промышлен-ная политика государства. С.Ю. Витте отмечал, что стабильность денеж-ной системы и крепкие финансы не являются самоцелью, они также не приведут к автоматическому само-произвольному развитию промыш-ленности. Необходимы значительные усилия со стороны государства для того, чтобы страна превратилась в индустриальную, развитую державу. Таким образом, промышленная по-литика по поддержке и развитию на-циональной экономики предопреде-лила успех реформы С.Ю. Витте.

Третий  шаг заключался в том, что С.Ю. Витте сумел привлечь крупные инвестиционные средства. Внутренние ресурсы - кредиты, за-емные средства -- не могли покрыть потребность промышленности в ка-питале в условиях подъема, поэтому иностранный капитал позволил су-щественно расширить источники финансирования. Приток иностран-ного капитала стал массовым явле-нием и за десятилетие 90-х годов вырос почти в три раза. Доля иностранного капитала в акционерных обществах составляла около 25 %.

Политика  С.Ю. Витте сочетала в себе открытость и протекцио-низм. Высокие таможенные пошли-ны на импорт, доходившие до 33 %, поддерживали национальных производителей, а низкие пошлины на экспорт, разрешение иностранным компаниям приобретать заводы и шахты привлекали в массовом по-рядке иностранные капиталы.

Четвертый шаг позволил С. Ю. Витте направить усилия госу-дарства, национальных промышлен-ников, иностранного капитала в одно русло. С.Ю. Витте удачно определил точку экономического роста, выбрав ту отрасль, которая послужила толчком к развитию всей экономики. Этой отраслью стало строительство железных дорог. Раз-витие железнодорожного транспорта стимулировало рост, с одной сто-роны, добывающих отраслей и металлургии, с другой -- требовало развития машиностроения, вагоно- и паровозостроения. Разветвленная система железных дорог, которая за 10 лет увеличилась на 22 тыс. км, втягивала в народнохозяйственный комплекс отдаленные районы, при-водила к региональной специализа-ции в сельском хозяйстве и больше-му разделению труда в экономике.

В начале ноября 1892 г. С. Ю. Витте представил Александ-ру III доклад "О способах сооруже-ния Сибирского железнодорожного пути". Обоснование этого строите-льства он связывал с освоением огромной территории, развитием экономических связей европейской части России с Сибирью, а также с развитием всемирной торговли. Речь шла о рынке с почти полумиллиардным населением (Китай, Япо-ния, Корея) и полумиллиардным (в рублях) оборотом международной торговли. Подписание соглашения с Китаем о строительстве железнодо-рожной линии было крупным успе-хом С.Ю. Витте.

Строительство КВЖД не только расширяло экономические  возможности России на Дальнем Востоке, но и обеспечивало такие экономические  выгоды и преимущества, как снижение на треть китайских тамо-женных пошлин на ввозимые и вы-возимые товары, свободу установле-ния железнодорожных тарифов и др. Карамова О.В. Министр финансов С.Ю. Витте - «архитектор» экономического подъема // Бухгалтерский учет. - 2002. - № 14. - С. 4.

Министр финансов С. Ю. Витте был поставлен  перед фактом нали-чия больших запасов золота, кото-рые не могли быть пущены в обра-щение. В то же время Государствен-ный банк должен был поддерживать коммерческие обороты в стране (для чего пришлось разрешить новый выпуск кредитных билетов), а каз-начейству было необходимо осуще-ствить ряд платежей из бюджета, поэтому был проведен новый внутренний заем в кредитной валюте. Тем самым С.Ю. Витте снискал себе несправедливую славу сторонника безграничных выпусков бумажных денег. Но ничего другого в этот момент он предпринять не мог. К тому времени еще не был упрочен курс рубля, что служило основой для спекуляции. Не был решен во-прос о том, золото, серебро или оба металла сделать разменными на кредитный рубль.

В конце 1894 г. вопрос о ликви-дации долга государства (казны) банку по кредитным билетам временных выпусков 1877--1878 гг. был решен полностью, хотя и в последующие годы для внутренних целей приходилось использовать эмиссию. С января 1881 г. по 1 января 1897 г. долг казны банку уменьшился с 962 до 621,3 млн руб.

При С.Ю. Витте происходило дальнейшее совершенствование  ра-боты Государственного банка, кото-рый, с одной стороны, играл роль местного операционного учрежде-ния для Петербурга и его района, а с другой -- должен был осуществлять банковское дело всей страны.

В 1893 г. министр финансов С.Ю. Витте поставил вопрос об освобождении Государственного банка от выполнения текущих дел  и операций города Петербурга.

Совершенствовать  деятельность Министерства финансов начали еще при императоре Александре III, а С.Ю. Витте продолжил. Было утверждено "расписание должнос-тей по классам и разрядам мундиров и пенсий" и повышены все оклады. Для чиновников стало обя-зательным высшее образование, продвижение по государственной службе предполагало выслугу для должностей 6-го класса не менее 3 лет, 5-го класса -- не менее 6 лет.

При С.Ю. Витте государство не только вкладывало средства в промышленность, но и  стало получать от нее значительные доходы. Резко изменилась структура  бюджета в сторону возрастания  в нем доли до-ходов от промышленности. Доходы от железных дорог вытеснили тамо-женные пошлины и питейный ак-циз.

В отличие  от налоговой политики Н.X. Бунге, С.Ю. Витте использовал налоги для мобилизации и концентрации капиталов при про-ведении индустриализации. Государственный бюджет превратился в аккумулятор денежных средств страны. Экономические аспекты превалировали в финансовой поли-тике государства.

Развитие  отечественной промышленности и  необходимое для этого развернутое  строительство железных дорог С.Ю. Витте считал обязательным условием для успешной внешнеэкономической  деятельности: торговли с другими  государ-ствами, возможности получения займов, привлечения иностранных капиталов Карамова О.В. Министр финансов С.Ю. Витте - «архитектор» экономического подъема // Бухгалтерский учет. - 2002. - № 14. - С. 5..

Глава III. Денежная реформа 1895--1897 годов

Среди реформ С.Ю. Витте, естественно, наибольший интерес вызывает опыт стабилизации российского рубля.

В XIX в., особенно в последней его четверти, большинство стран перешло к золотовалютной системе в связи с громадным ростом товарного обращения и развитием кредита. Англия фактически перешла к золотой валюте в конце XVIII в., а официально золотой монометаллизм был провозглашен в 1816г. В 70-х годах он был введен в Германии, в скандинавских странах, в странах латинского монетного союза (Франции, Италии, Бельгии и Швейцарии), а также в Греции и США, а в 90-х годах - в Австро-Венгрии, Японии и Аргентине Денежная реформа в России 1895-1897 гг. Аналитический обзор по документам и материалам реформы. - М.: Институт экономики, 1992. - С. 9.. Таким образом, на данном принципе основывалась вся мировая экономика. Поэтому надо подчеркнуть, что и крушение российской денежной системы в период первой мировой войны было не провалом модели Витте, а составной частью развала мировой системы золотого монометаллизма.

Денежная  реформа в России готовилась достаточно долго и заняла в целом примерно 15-17 лет. Значительный вклад в ее проведение внесли три предшествующих министра финансов - М. Рейтерн, Н. Бунге и И. Вышнеградский. С.Ю. Витте продолжил и завершил их дело. Причем «действовать новому министру финансов пришлось в более благоприятной обстановке: на крутом подъеме была промышленность; продолжался бурный процесс железнодорожного строительства; ряд позитивных сдвигов наблюдался в сельском хозяйстве; торговый баланс имел устойчивое положительное сальдо. Немаловажное значение приобрел и тот факт, что золотой запас государства к началу денежной реформы увеличился до 645,7 млн. руб.» (при И. Вышнеградском - на 309 млн. руб.). Витте умело реализовал эти преимущества. Его главная цель состояла в том, чтобы укрепить денежную систему России - несущую конструкцию быстро формирующегося единого национального рынка Белоусов Р. Исторический анализ бюджетной политики России // Экономическая безопасность. Производство - Финансы - Банки. - М.: Финстатинформ, 1998. - С. 248..

Информация о работе Финансовые преобразования Витте