Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 13:18, реферат
С самого начала приватизации в России предусматривалась возможность участия в этом процессе инокапитала, прежде всего из-за отсутствия средств у отечественных собственников. При этом предусматривалось установить одинаковый правовой режим для иностранных и отечественных инвесторов. Однако в действительности права иностранных субъектов были ограничены, в результате чего их участие в приватизации весьма незначительно.
Недостаточная заинтересованность иностранных инвесторов объясняется тем, что механизм приватизации плохо согласован с рядом нормативных документов Госимущества России по процедуре приобретения иностранцами приватизируемых предприятий.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3 – 4
1. Участие иностранного капитала в процессе приватизации в России .5 – 6
2. Законодательно-правовые нормы об иностранных инвестициях
в России………………………………………………………………… ..7 – 8
3. Психологическая проблема привлечения инокапитала…………… ..…9
4. Перестройка фондового рынка…………………………………… …....10 – 12
5. Основные методы, принимаемые с целью привлечения иностранного капитала в экономику России……………………………….………….13 – 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….....17 – 18
Список используемой литературы………………………… …………19
Российская Федерация
Министерство сельского хозяйства
Департамент кадровой политики и образования
ФГОУ ВПО
Кафедра
Финансы, инвестиции
и кредит
Реферат на тему:
«Финансовые
методы привлечения иностранного капитала».
Выполнила:
Студентка БЭ-201(Ф)
Ефимова Татьяна
Научный руководитель:
Сухорукова
Н.В.
Орел – 2011
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………
в России………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список
используемой литературы…………………………
…………19
ВВЕДЕНИЕ
Теории международного движения капитала
в западной экономической литературе
уделено достаточно много внимания.
Начиная с 60-х годов появились работы об
экономике стран, принимающих капитал.
В этот период на политической карте в
результате бурного национально-освободительного
движения возникло большое число независимых
развивающихся государств. Вследствие
этого процесса в международных потоках
перемещения капитала наметилась тенденция
его движения из развитых стран в развивающиеся.
Видные западные экономисты С. Кузнец,
Г. Хабернер, Г. Майер и др. в своих трудах
доказывают, что планирование экономического
роста в развивающихся странах немыслимо
в современных условиях без возможности
допуска иностранного капитала в экономику
страны.
Эти авторы развивают мысль о том, что
благотворное влияние инокапитала на
развивающееся хозяйство будет положительно
сказываться во всех случаях независимо
от того, в какой форме он вторгается в
национальную экономику: - в форме частных
прямых инвестиций и кредитов, в виде государственных
инвестиций и кредитов, или в какой-либо
иной форме.
Прямые частные капиталовложения в промышленность,
по их утверждению, не только приносят
развивающимся странам чистый прирост
национального богатства, но и влекут
за собой приток иностранных специалистов,
которые способствуют подъему технического
и культурного уровня страны, облегчают
возможность подготовки квалифицированных
кадров, распространению наиболее современных
технологических методов. Государственные
капиталовложения в транспорт, связь.
коммунальное хозяйство рассматривается
как один из сильнейших стимулов, поощряющих
национальную деятельность.
Действительно, с одной стороны, инокапитал,
привлеченный в национальную экономику
и используемый эффективно, оказывает
положительное влияние на экономический
рост, помогает преодолеть отсталость,
интегрироваться в мировую экономику.
С другой стороны, привлечение инокапитала
накладывает определенные обязательства,
создает многообразные формы зависимости
страны заемщика от кредитора, вызывает
резкий рост внешнего долга. Таким образом,
для национальной экономики инокапитал
может иметь неоднозначные последствия.
В связи с этим ставится вопрос о расширении
прежде всего технической помощи, направленной
на углубление использования собственных
ресурсов, повышения квалификации национальных
кадров, а уже затем о привлечении инвестиций
в виде кредитов. Другими словами, сначала
необходимо научиться эффективно использовать
свои финансы, а затем принимать иностранный
капитал в свою экономику.
На современном этапе для России теоретическое
осмысление учеными вопросов принятия
инокапитала в его различных формах, эффективного
его использования, появления финансовой
зависимости, являются актуальными и важными.
Сегодня российская экономика действительно
нуждается в притоке иностранного капитала.
Это вызвано практически полным прекращением
финансирования из средств госбюджета,
отсутствием средств у предприятий в связи
с переходом к рыночной экономики, развитием
общего экономического кризиса и спадом
производства, большим износом установленного
на предприятиях оборудования и рядом
других причин.
Участие иностранного капитала в процессе приватизации в России.
С самого начала приватизации в России
предусматривалась возможность участия
в этом процессе инокапитала, прежде всего
из-за отсутствия средств у отечественных
собственников. При этом предусматривалось
установить одинаковый правовой режим
для иностранных и отечественных инвесторов.
Недостаточная
заинтересованность иностранных инвесторов
объясняется тем, что механизм приватизации
плохо согласован с рядом нормативных
документов Госимущества России по процедуре
приобретения иностранцами приватизируемых
предприятий.
Для
официальных регистраций всех изменений
в Уставе "Интермещералес" и получения
прав на беспошлинный ввоз технологического
оборудования в счет уставного капитала,
потребовалось 19 видов различных документов.
Документы не рассматриваются параллельно,
а только последовательно, что затягивает
процедуру на три-пять месяцев. Такая заформализованность
препятствует расширению участия иностранных
инвесторов в экономической деятельности.
Но не смотря на проблемы, связанные с
приватизацией, иностранные инвесторы
с пристальным вниманием следят за перипетиями
приватизации, всеми ее падениями и взлетами.
До осени 1994 г. рынок ценных бумаг в России
был на большом подъеме.
Именно под влиянием этой эйфории возникла
уверенность, что можно перечислить в
бюджет 9 трлн. руб. от приватизации.
Планов было много. Им не суждено было
сбыться. В конце осени фондовый рынок
неожиданно рухнул. И не сумел подняться
даже на треть от прежних показателей
до июня 1995 г. Тяжелейшая стагнация воцарилась
в первом полугодии. Оно было потрачено
на то, чтобы хотя бы устоять на ногах,
подготовиться к лучшим временам.
Попыткам ГКИ приблизить их мешал парламент,
который выступал резко против реализации
ценных бумаг нефтяных АО.
То была не единственная причина неудач
в прогнозах. В конце 1994 г. все международные
новые рынки потряс мощнейший непредвиденный
кризис в финансовом секторе Мексики.
Оказалась втянутой и Россия. Напуганные
мексиканскими событиями зарубежные инвесторы
не только не пошли в российскую экономику.
Радикально была
снижена выкупная цена на землю, занимаемую
предприятиями. До мая она в 200 раз превышала
годовой земельный налог. У производств
просто не было таких средств. Президентским
указом цену уменьшили до 10-кратной. Процесс
выкупа участков сразу пошел очень интенсивно.
Около 1,5 тыс. предприятий стали землевладельцами.
Особенно малые и средние. Крупным трудней
мобилизовать необходимую сумму. То есть
удалось добиться того, чего не сумели
в 1992-1994 гг. Правда, и сегодня приходится
преодолевать ожесточенное сопротивление
в Госдуме, где готовится Земельный кодекс,
прямо запрещающий куплю-продажу земли.
В дополнение к этим двум источникам поступлений
от приватизации в федеральный бюджет
Госкомимущества сумел в апреле собрать
с регионов их планы-графики продаж акций,
согласовать и утвердить со всеми субъектами
Федерации. Речь идет о примерно 6 тыс.
предприятий, 80% из которых уже проданы.
В отличие от реализации земли под производствами,
которую указ запустил немедленно, для
раскрепления госпакетов требовалось
специальное постановление правительства.
Категорически против выступали ряд отраслевых
комитетов и ведомств. Процесс шел очень
трудно и вместо июля завершился лишь
в сентябре.
Средства от продажи земли остаются в
основном в местных бюджетах, что уменьшило
поступления в федеральную казну. В августе
ситуация стала просто критической для
ГКИ: запланированных доходов от приватизации
не набиралось.
Законодательно-правовые нормы об иностранных инвестициях в России.
Основные
проблемы переходного этапа нашей экономики
связанны с отсутствием достаточно понятных,
корректных, стабильных "правил игры",
т.е. законодательной базы, регулирующей
инвестиционную деятельность. Основу
национального законодательства об иноинвестициях
составляют правовые гарантии, непосредственно
влияющие на международный инвестиционный
процесс.
Цель таких гарантий - обеспечение взаимных
интересов принимающих стран и иностранных
инвесторов. Другими словами, иностранная
частная собственность - инвестиции - как
бы приравниваются по правовому положению
к частной собственности отечественных
инвесторов.
Однако, для взаимовыгодных отношений
это недостаточно. Ведь иноинвесторам
приходится нести дополнительные расходы
на транспорт, связь и многое другое. Поэтому
национальное законодательство принимающих
стран предусматривают предоставление
иностранным инвесторам льгот и привилегий
(в отношении налогообложения, таможенных
пошлин, и др.) В настоящее время основным
законодательным актом, регулирующим
деятельность по иностранному инвестированию,
является Закон РФ от 4 июля 1991 года "Об
иностранных инвестициях в РСФСР". Статья
6 Закона указывает, что иностранные инвестиции
на территории РФ пользуются полной правовой
защитой, а статья 7 декларирует гарантии
от принудительных изъятий. Согласно закону,
иностранные инвестиции не подлежат национализации,
реквизиции или конфискации кроме как
в исключительных, предусмотренных законодательством
случаях. При этом иностранные инвесторы
имеют право на возмещение возникающих
убытков. Налоги инвесторы платят в соответствии
с законами РФ.
Предусмотрены некоторые льготы совместным
предприятиям с иностранными инвестициями
- право без лицензии экспортировать продукцию
и импортировать товары для собственных
нужд, оставлять валютную выручку полностью
в своем распоряжении.
До недавнего времени большая проблема
было связана со взиманием таможенных
пошлин и налогов с иностранных фирм, которые
практически не имели никаких преимуществ
перед российскими инвесторами. Поэтому
зарубежные партнеры вынуждены были уменьшать
размеры своих инвестиционных программ
на величину взимаемых пошлин и налогов.
Но 25 января подписан Указ Президента
РФ "О дополнительных мерах по привлечению
иностранных инвестиций в отрасли материального
производства РФ" В качестве таких мер
установлено снижение в 2 раза таможенных
пошлин на ввоз иностранных товаров, если
ввозящие их иностранные компании являются
учредителями предприятий по производству
аналогичных товаров и осуществляют прямые
капиталовложения в отрасли материального
производства РФ. Тоже относится к налогообложению
компаний с долей иностранного капитала
более 30% (или не менее 10 млн $) , оно приравнено
фактически к налогообложению малых предприятий;
инвесторы освобождены от таможенных
пошлин, НДС и акцизов при поставке оборудования
для действующих предприятий и при вкладе
их в уставной капитал.
Но все равно, законодательная база, регулирующая
иноинвестиции, не доработана. Так, все
бизнесмены мира ведут свое дело на основе
законов, у нас же им приходиться руководствоваться
указами, распоряжениями, постановлениями
и другими нормативными документами, которые
постоянно меняются, дополняются, уточняются,
разъясняются, что затрудняет реализацию
любых экономических программ.
Психологическая проблема привлечения инокапитала.
Следует учитывать еще одну проблему,
связанную скорее с психологическими,
чем экономическими факторами, мешающими
привлечению капитала. Это психологическое
несовпадение возможностей инвестора
и заказчика, которое кроется в различной
их нравственной организации, разном восприятии
хозяйственных процессов и представления
о них. Умственная неорганизованность
представителей российского малого и
среднего бизнеса проявляется в бессистемности
хозяйственного мышления, маловариантности
представлений о развитии хозяйственных
событий, безответственности и пассивности.
Все это не соответствует психологическому
поведению зарубежных инвесторов, их постоянной
нацеленности на системное решение хозяйственных
задач, умению дифференцировать экономические
процессы по значимости и т.д.
Несовпадение менталитетов и уровней
экономической культуры российских и
зарубежных инвесторов препятствует реализации
ряда инвестиционных программ.
Большим барьером реализации инвестиционных
программ является проявление иждивенчества
в различных формах. Иностранные и российские
партнеры по-разному понимают роль и значение
инвестиционного бизнеса. Одни - как способ
заработать трудовые деньги, другие - как
дармовую возможность их тратить. Российские
заказчики нередко предлагают для инвестирования
случайные и бесперспективные проекты,
стремятся прежде всего залатать собственные
производственные и финансовые дыры за
счет зарубежных средств. Зарубежные же
инвесторы скрупулезно разрабатывают
свои бизнес-планы для сфер помещения
своих капиталов, тщательно подсчитывают
экономическую эффективность капитальных
вложений и ищут пути сокращения сроков
их окупаемости.
Таким образом, эта проблема заключается
в несовпадении целей и непонимании инвестиционных
программ иностранных инвесторов российскими,
а российских инвесторов - иностранными,
их разными менталитетами.
Перестройка фондового рынка.
Одно из условий инвестиций в России (прежде
всего зарубежных) - понятная и работающая
структура фондового рынка, жесткие правила
игры для его участников. В июле Россия
была принята в международную ассоциацию
по регулированию рынка ценных бумаг (РЦБ)
. Весьма активна Федеральная комиссия
по ценным бумагам и биржам, которая вырабатывает
стандарты, создает и поддерживает инфраструктуру
фондовой торговли. В этом ее главное отличие
от западных, где подобные комиссии ограничиваются
лишь контролем за соблюдением соответствующего
законодательства.
При комиссии учрежден экспертный совет.
Налажено взаимодействие с саморегулирующимися
организациями РЦБ в регионах и Центре.
Прежде всего с Профессиональной ассоциацией
участников фондового рынка (ПАУ- ФОР)
и др. Цель: объединить усилия государства,
коммерческих структур, банков, финансовых
компаний и инвестиционных фондов в развитии
РЦБ, разработке необходимой нормативной
базы.
Многое уже сделано. Разрабатывается закон
о ценных бумагах, который может быть принят
до конца 1995 г., об акционерных обществах
(прошел первое чтение в Госдуме) , акты
по регулированию инвестиционных рисков.
Необходимо утвердить стандарты и правила
лицензирования для регистраторов, перерегистраторов,
инвесторов, фондовой торговли (в первую
очередь твердых котировок) . Планируется
принять новые документы по проспектам
эмиссии (приближенные к западным требованиям,
чтобы иноинвесторы могли лучше ориентироваться)
. Ввести жесткие санкции против АО, нарушающих
права акционеров. Всего в целом одобрены
13 из 16 подготовленных нормативных актов.
В июле в России был принят указ о создании
паевых фондов, что позволит, как надеются
в ФКЦБ, привлечь к инвестициям не только
зарубежный.
Сегодня
у него на руках около 20 млрд. долл. и примерно
70-80 трлн. руб. По расчетам комиссии, примерно
10% от этих сумм могут быть быстро пущены
на капвложения с помощью паевых фондов.
Попытка объединить в финансовых программах
ресурсы граждан, отечественных и заграничных
институциональных инвесторов (а подобные
фонды тоже могут выпускать ценные бумаги)
качественно новый шаг в развитии РЦБ
в России. Дополнительный фактор его прозрачности,
надежности, ликвидности. Причем не устанавливается
никаких ограничений для иностранцев,
которым разрешается даже возглавлять
паевые фонды.
Быстрыми темпами достраивается инфраструктура.
Расчеты, клиринг, депозитарий, как считают
в комиссии, тоже должны соответствовать
международным нормам. Уже существует
электронная биржа, некий аналог американской
НАСДАК, к которой присоединились регионы.
Внебиржевой рынок в Москве переходит
на эту систему.
Прошли те времена, когда клиринг на столичных
фондовых биржах сводился к вываливанию
на столы мешков денег, которыми расплачивались
за ваучеры по текущему курсу. С тех пор
утекло немало воды в Москве-реке. В 1994
г. создана депозитно клиринговая компания
(ДКК) . В нее входят крупные российские
и зарубежные банки, брокерские, инвестиционные
и финансовые компании. Расширяется система
регистраторов, в первую очередь в провинции.
Многих зарубежных инвесторов отпугивает
слабость российской правовой системы,
невозможность добиться исполнения судебных
решений. Теперь в административный и
уголовный кодексы внесены необходимые
изменения. В том числе наказания за нарушения
на РЦБ, развитие которого в 1994-1995 гг. далеко
опередило нормотворчество. Наиболее
типичны злоупотребления руководителей
АО, конфликты с пайщиками, размывание
акционерного капитала дополнительными
эмиссиями для перераспределения контроля,
искажение, сокрытие информации. Не привлекает
и стратегических инвесторов и слишком
большая доля частных лиц в акционерных
капиталах, которые из-за этого слишком
распылены, что сильно затрудняет принятие
решений и управление АО.
Событием для России стало недавнее введение
института маркет-мейкеров, без которых
трудно добиться ликвидности рынка.
Для твердых котировок были отобраны семи
АО. Требования к ним были следующие: доступное
нахождение регистраторов, открытость
информации об эмитенте, ликвидность,
спрос на вторичном рынке в Москве. В список
попали бумаги Ростелекома, Коминефти,
Пурнефтегаза, Юганскнефтегаза, РАО ЕЭС.
Продолжает совершенствоваться система
депозитариев. Крупные инобанки - Чейз
Манхэттен, Креди Сюисс, ИНГ-банк предоставляют
клиентам услуги по ответственному хранению
ценных бумаг. Ряд российских кредитных
институтов ведет переговоры с комиссией
по ценным бумагам США, транснациональными
банками о создании в России субагентов
по учету и хранению фондовых ценностей
в соответствии с пунктом 17F закона Соединенных
Штатов об инвестиционных компаниях.
Эмиссия американских депозитарных расписок
российских компаний, которая, как ожидается,
расширится в ближайшие месяцы, должна
увеличить число участников на российском
РЦБ. В числе таких АО могут быть производства
нефтегазовой, телекоммуникационной,
электроэнергетической, целлюлозно-бумажной
и других отраслей, а также комбанки. Все
это привлечет дополнительно иностранные
инвестиционные банки, фонды рисковых
инвестиций (хедж-фонды) , фонды для растущих
рынков, взаимные и пенсионные фонды, страховые
фирмы, новых стратегических вкладчиков
капитала.
Основные
методы, принимаемые
с целью привлечения
иностранного капитала
в экономику России.
Обязательным
условием роста капитальных вложений
является наличие в российской экономике
благоприятного инвестиционного климата.
В 1994 — 1995 годах Правительством Российской
Федерации были предприняты важные меры,
направленные на улучшение инвестиционного
климата для отечественных и иностранных
инвесторов. В их числе снижение темпов
инфляции, льготы при налогообложении
прибыли коммерческих организаций с иностранными
инвестициями; освобождение от налога
на добавленную стоимость и спецналога
на импортируемое технологическое оборудование
и запасные части к нему, а также предоставление
льготных кредитов в иностранной валюте,
полученных от иностранных банков и кредитных
учреждений. Отменено ограничение количества
расчетных (текущих) и бюджетных счетов
предприятий, учреждений, организаций
в банках или иных кредитных учреждениях.
Решен вопрос учета суммы курсовых разниц,
возникающих в связи с изменением курса
рубля к иностранным валютам, при определении
предприятием налогооблагаемой прибыли.
Принято решение об отмене с 1 января 1996
года налога на сверхнормативное превышение
расходов на оплату труда.
В 1995 — 1997 годах решающее значение приобретает
улучшение макроэкономической конъюнктуры
в результате подавления инфляции и, как
следствие, снижение процентной ставки
долгосрочного кредита для инвестиционных
целей.
В 1999 году предложен к принятию Закон об
иностранных инвестициях в Россию, цель
которого – предоставить гарантии иностранному
инвестору, прежде всего от необоснованной
национализации.
Действующие законодательные акты в области
налоговой политики предоставляют ряд
льгот по налогообложению прибыли для
предприятий и организаций в части финансирования
капитального строительства. В ближайшие
годы необходимо сформировать оптимальный
уровень налогов, тарифов и льгот, сопоставимый
с условиями инвестирования, сложившимися
в странах-конкурентах России на рынке
инвестиционных капиталов.
Решение проблемы стимулирования инвестиций
в российскую экономику во многом зависит
от становления российского рынка ценных
бумаг, развитие которого будет осуществляться
по мере преодоления инфляционных процессов
в и стабилизации производства.
На инвестиционную активность в значительной
мере влияет спрос на акции приватизированных
предприятий. Рост курса этих акций в последнее
характерен для акционерных обществ-монополистов,
функционирующих в таких отраслях как
нефтяная промышленность, энергетика,
связь.
Процесс привлечения иностранного капитала
в условиях, когда значительная часть
российских предприятий приватизирована,
неизбежно будет идти преимущественно
путем продажи иностранному инвестору
акций российских акционерных обществ,
владеющих предприятиями.
В обеспечение благоприятного инвестиционного
климата существенное значение имеет
деятельность органов исполнительной
власти субъектов РФ по привлечению отечественных
и иностранных инвестиций.
Органы государственной власти субъектов
Российской Федерации формируют благоприятный
инвестиционный климат регионов посредством
организации выставок и участия в федеральных
и международных выставках инвестиционных
проектов, осуществления рекламно-информационной
кампании в печатных изданиях.
Так,
Министерство экономики Российской Федерации
уже разработало совместно с органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации и заинтересованными органами
государственной власти план мероприятий
по вопросам привлечения иностранных
инвестиций в экономику регионов РФ. Данный
документ охватывает все направления
региональной инвестиционной политики
и предусматривает конкретные меры, направленные
на привлечение иностранных инвестиций
в экономику субъектов Российской Федерации.
Инвестиционное
сотрудничество России со странами ближнего
зарубежья служит одним из основных средств
стабилизации дальнейшего развития экономики
каждой страны. Последнее не может осуществляться
успешно без согласованной экономической
политики, учитывающей специализацию,
кооперацию и производство тех видов продукции,
которые необходимы этим странам.
Привлечение капитала из государств-участников
Содружества Независимых Государств должно
осуществляться путем совместного государственно-коммерческого
финансирования инвестиционных проектов,
международного финансового лизинга,
создания договорных совместных организаций
типа консорциумов для осуществления
инвестиционной деятельности. Необходимо
также создать условия для привлечения
частных российских инвесторов в производственные
объекты государств-участников СНГ в продукции
которых заинтересована Россия. В этой
связи целесообразно разработать совместно
со странами Содружества Независимых
государств механизм инвестиционного
сотрудничества и перехода на совместное
финансовое обеспечение.
В целях активизации работы по привлечению
иностранных инвестиций в экономику России,
обеспечения проведения последовательной
работы и скоординированной государственной
политики в этой области Правительство
РФ приняло постановление “Об активизации
работы по привлечению иностранных инвестиций
в экономику Российской Федерации” от
29 сентября 1994 г.
Обеспечению благоприятного инвестиционного
климата служит применение национального
режима к иностранным инвесторам.
До последнего времени основной формой
участия иностранного капитала в виде
прямых инвестиций было создание совместных
предприятий. Несмотря на значительное
число зарегистрированных предприятий
такого типа, размеры привлеченных им
зарубежных инвестиций невелики, а их
роль в экономике незначительна.
Необходимо совершенствовать способы
определения доли российских инвесторов
в уставных капиталах совместных предприятий,
разработать методики оценки зданий, сооружений,
оборудования, земли, вкладываемых в качестве
российской части уставных фондов коммерческих
организаций с иностранными инвестициями.
Следует активнее стремиться к привлечению
иностранных финансовых ресурсов в форме
кредитов, которые требуют погашения,
но не устанавливают прямой зависимости
кредитуемых предприятий от иностранных
компаний.
Одной из форм иностранных кредитов являются
целевые банковские вклады для кредитования
развития российских предприятий с условием
возврата кредита поставками продукции
(компенсационные соглашения).
Целесообразно стимулировать сделки,
в которых зарубежный партнер поставляет
машины, оборудование, технологии, комплектные
заводы в обмен на встречные поставки
сырья, полуфабрикатов, производимых на
поставленном оборудовании.
Важным фактором притока инвестиций в
российскую экономику является стимулирование
возврата российского капитала, находящегося
в зарубежных банках, и формирования условий
для предотвращения дальнейшей утечки
капиталов из России.
Информация о работе Финансовые методы привлечения иностранного капитала