Финансовое регулирование в системе управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы осветить вопросы, связанные с финансовым регулированием, его методами, с органами осуществляющие финансовое регулирование, о роли финансового регулирования в укреплении государственной дисциплины и законности при формировании органов государства, при планировании, реализации правотворческих, правоприменительных и правоохранительных полномочий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Содержание и задачи финансово регулирования…………….5

Глава 2. Финансовое регулирование экономических процессов……..12

Глава 3. Финансовое регулирование социальных процессов…………21

Заключение……………………………………………………………….35

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

     Рассмотрим пути решения возникавших экономических проблем на примере конкретных стран.

     Либерально-демократическая  модель финансового регулирования  экономики была впервые применена  в США в рамках мероприятий  «Нового курса», проводившегося администрацией президента Ф.Д. Рузвельта с целью преодоления экономического кризиса 1929-1933 гг. Эта модель, теоретические основания которой восходят к работам британского экономиста Дж. Кейнса, получила название «кейнсианской».

     Главную причину кризиса Рузвельт усматривал в противоречии между общественным характером производства и частным способом присвоения. Он указывал, что быстрый рост производительности труда и товарной продукции, наблюдавшийся в Америке 20-х гг., не подкреплялся радикальным налогообложением корпораций и перераспределением стремительно возраставших прибылей в пользу большинства общества. Производительные мощности нации беспрерывно увеличивались, а ее потребительские возможности в силу эгоизма и всевластия монополий оставались неизменными. В таких условиях перепроизводство и безработица, экономический крах стали неизбежными. Главный реформаторский лозунг Рузвельта сводился к следующему: основные усилия правительства должны быть направлены на радикальное преобразование сферы распределения, утверждение распределительной справедливости.

     Финансовое  регулирование получило название «политики  спроса». Какие преобразования были сделаны? Созданию «экономики спроса»  способствовал закон о справедливых условиях труда 1938 г., который устанавливал нижний предел для рабочих тех отраслей, которые попадали под федеральную юрисдикцию. Покупательную способность нижнего и среднего класса расширяли законы 1935 г. о социальном страховании по старости и безработице. Одним из главных источников расширения покупательной способности нижних социальных слоев и одновременно механизмом перераспределения национального дохода между различными классами с 1930-х гг. становится государственный бюджет. Основная тяжесть его формирования возлагалась на верхний класс. Государственные налоги на крупные состояния в период Нового курса были увеличены более чем в 3 раза, а налог на сверхдоходы достиг рекордной отметки 75%.Не менее впечатляющим оказалось вмешательство правительства Рузвельта в производственную сферу и финансово-кредитные отношения. В 1933 г. был одобрен закон о восстановлении промышленности, по которому предприятия под эгидой и контролем со стороны государства принимали кодексы «честной конкуренции» - своеобразные нормативы, определявшие объемы сырья и производимой продукции, цены на товары и размер заработной платы, которые бы предотвращали дальнейшие остановки производства и позволяли рабочим поддерживать сносное существование. В стране на два года приостанавливалось антимонополистическое законодательство 1890 г., предписывалось картелирование по отдельным отраслям промышленности с целью гашения рыночной стихии. Всего кодексами «честной конкуренции» оказалось охвачено 99% национальной промышленности. Также в 1933 г. был принят закон по регулированию аграрного сектора, направленный на ограничение товарных излишком путем сокращения посевных площадей и поголовья скота за государственную компенсацию. В денежно-финансовой сфере расширялись полномочия Федеральной резервной системы, созданной еще в 1913 г., вводилось страхование частных вкладов размером до 5000 долларов, создавалась комиссия по торговле акциями, взявшая под контроль фондовые биржи, осуществлялось рефинансирование долгов, провозглашались отказ от золотого стандарта и девальвация доллара.

     Глубина и объем государственного регулирования производства, финансов и распределения означали радикальную перестройку капиталистической системы США. Рузвельтовская модель и ее составные части сохранялись, но не в равной степени, на протяжении всей последующей американской истории.

     В качестве следующего опыта по финансовому регулированию можно рассмотреть концепцию «экономики предложения», также проводимой в США, но после второй мировой войны. Эта концепция заключалась в регулировании цен и заработной платы. Самая известная и широкомасштабная попытка государственного регулирования цен и заработной платы была предпринята правительством Р. Никсона в 1971-1974 гг. Целью прямого государственного контроля над ценами и заработной платой было ограничение инфляции на уровне не более 2,5% в год. Однако никсоновская «новая экономическая политика» провалилась: в 1973 г. инфляция повысилась до 8,2%, а в 1974 г. почти до 12%, достигнув самого высокого уровня со времени окончания Второй мировой войны. После этого правительство США к попыткам прямого регулирования цен и заработной платы не обращалось. После реформ Рузвельта постоянно расширялось государственное регулирование финансовой сферы. Принципиальное значение для ее развития имела деятельность в 1950-х гг. республиканского правительства Д. Эйзенхауэра. Поначалу Эйзенхауэр отменил многие меры государственного экономического контроля и даже ликвидировал Реконструктивную финансовую корпорацию. Но уже кризис 1953-1954 гг. вынудил еще более активно пустить в ход все три основных элемента банковской политики: понижение обязательного уровня резервов в банках Федеральной резервной системы с целью поощрению выхода денежных средств на рынок, сокращение учетной ставки для облегчения доступа к кредиту, наконец, открытые рыночные операции с выбрасыванием правительством на рынок своих валютных запасов. Кроме того, Эйзенхауэр применил в качестве антикризисной меры сокращение налогов на корпорации и личные доходы. Все эти меры и в последующем занимали прочное место в ряду государственных мер по предотвращению кризиса и стимулированию экономического роста.

     На  практике концепцию «экономики предложения» воплощал президент Р. Рейган (1981-1989). Существенное снижение его администрацией налогов на бизнес способствовало его  оживлению, созданию миллионов рабочих  мест, смягчению безработицы. Улучшились показатели американской промышленности на мировом рынке. Следуя монетаристской концепции, его правительство существенно сократило «впрыскивание» денег в обращение, что имело непосредственное отношение к резкому снижению инфляции (с 18% до 3,5-4%).

     Рассмотрим  государственное регулирование  во Франции.

     Впервые опыт прямого вмешательства государства  в функционирование экономики был  применен по Франции для преодоления  последствий экономического кризиса  начала 1930-х гг. До 1936 г. французское правительство предпочитало дефляционную политику политике девальвации. При дефляционной политике снижаются производственные расходы, стимулируется вывоз товаров и тормозится ввоз. Однако во времена конъюнктурного спада, как в 1930-е гг., дефляционная политика обречена на неудачу, поскольку проблема затрагивает весь объем мировой торговли, а не долю каждой отдельной страны на мировом рынке. В этом случае дефляция оказывается малоэффективной. Курс на девальвацию означал обесценение валюты, то есть отход от золотого стандарта и установление обменного курса валютными учреждениями. До 1936 г. французское правительство придерживалось ранее установленного курса валюты, то есть отказывалось проводить политику девальвации, вследствие чего внутренний уровень цен во Франции был снижен настолько, что преимущество Великобритании и США с их более дешевыми валютами было сведено на нет. Однако за это пришлось дорого заплатить: безработица продолжала расти, а объем промышленного производства упал ниже трех четвертей докризисного уровня. Как в платежном балансе, так и в бюджете существовал дефицит. Сопротивление дефляции нарастало, особенно среди крестьянства. Это проложило дорогу правительству Народного фронта во главе с Леоном Блюмом, лидером Французской социалистической партии.

     В 1936-1937 гг. правительство Народного  фронта последовательно начало проводить  курс экономических реформ. Были сняты  ограничения с роста заработной платы в промышленности, что привело  к обесценению французского франка. Политика цен предусматривала поддержку аграрного сектора путем введения гарантированных минимальных цен на сельскохозяйственные продукты. Были предприняты меры по подготовке национализации ряда промышленных предприятий, а также Банка Франции. Правительство активно участвовало в заключении соглашений между руководством промышленных предприятий и бастующими рабочими. В 1936 г. были приняты декреты о сокращении рабочего дня, об организации общественных работ и гарантированном уровне минимальной заработной платы. Однако все эти меры привели к увеличению дефицита бюджета, и в 1937 г. правительство Народного фронта было вынуждено прекратить реформы и отойти от власти. Однако Франция вернулась к практике государственного регулирования после Второй мировой войны, которая называлась политика «дирижизма». В чем она заключалась? Во Франции на протяжении почти 30 лет (1947-1986) государственное регулирование цен являлось составной частью политики "дирижизма". Начало французской системы регулирования цен было положено законами от 39 июня 1945 года, которые провозгласили принцип блокирования цен на уровне 1 сентября 1939 года. Сложная экономическая ситуация в стране в послевоенный период, резкое снижение покупательной способности французского франка обусловили необходимость принятия решительных мер по контролю за ценами. В январе-феврале государство снизило цены на 10% на довольно широкую группу товаров.

     В конце 1947 года, с учетом некоторого повышения темпов восстановления экономики, была заимствована политика "контролируемого роста цен", в соответствии с которой предприниматели получили право повышать цены, предупредив об этом государственные органы, которые могли отменить эти изменения. Однако уже в начале 1948 года цены на товары были переведены в режим полной или частичной свободы их установления. В течение восьми последующих лет правительством Франции были приняты 6 законов о блокировке цен, которые привели к постоянному ужесточению ценового контроля. В 1960-1962 гг. была проведена почти полная либерализация цен на промышленные товары. Однако уже с середины 1963 г. правительство Франции приняло решение о новой блокировке цен на уровне 31 августа 1963 года в связи с новой экономической политикой ("развитие без инфляции"). Одновременно были заморожены цены на некоторые продукты питания и услуги. Безусловно, жесткий контроль за ценами в течение почти 30 лет способствовал стабилизации экономики. Однако любое административное вмешательство в ценообразование в рыночной экономике приводит к нарушению законов ценообразования. Блокировка цен, устраняя на некоторое время противоречия в сфере обращения, вызывает противоречия в сфере производства. В этих условиях государство вынуждено на определенном этапе "дирижисткого" регулирования цен прибегнуть к защите конкуренции с целью достижения оптимального сочетания монопольных и конкурентных сил на тех или иных товарных рынках.

     В течение первой половины 80-х гг., особенно после поражения социалистов, процесс либерализации цен продолжался  и, к 1986г. было освобождено около 90% цен. 
 
 
 
 
 
 

      Глава 3. Финансовое регулирование социальных процессов 

     Уровень и качество жизни людей, а также  политическая и социальная стабильность зависят от доступности услуг, связанных  с образованием, здравоохранением, культурой, социальным обслуживанием, возможностью получения достойной заработной платы и компенсацией ее утраты в результате потери трудоспособности. В отчете Всемирного банка о мировом развитии среди пяти основных задач современного государства названа задача финансирования базовых социальных услуг и инфраструктуры, а также обеспечение социальной безопасности.

     В статье 7 Конституции РФ определено, что российское государство является социальным, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека. Все современные учебники по экономической теории определяют, что повышение благосостояния населения — главная цель экономической политики государства, в том числе финансовой. Для реализации основных жизненно важных социальных гарантий (таких как право на труд и защита от безработицы; право на государственную защиту материнства, отцовства, детства, семьи; социальное обеспечение при утрате трудоспособности или потере кормильца; право на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь; на образование) предусмотрены специальные финансовые механизмы. Социальная стабильность как условие экономического развития предполагает отсутствие резкого расслоения общества, поэтому государственное финансовое регулирование социальных процессов также направлено на нивелирование разницы в уровне доходов отдельных социальных групп.

     Финансовыми методами воздействия на социальные процессы являются:

     1) финансирование гарантированных  государством прямых денежных  выплат гражданам (пенсии, пособия,  стипендии, компенсации, субсидии, денежная материальная помощь);

     2) финансирование льгот отдельным  категориям граждан при оплате  или получении товаров и услуг;

     3) государственная финансовая поддержка  жизненно важных отраслей экономики,  ориентированных на производство  потребительских товаров и услуг первой необходимости;

     4) налоговое регулирование доходов  граждан и юридических лиц (дифференциация налоговых ставок, налоговые льготы, в том числе направленные на стимулирование благотворительной деятельности);

     5) бюджетное финансирование учреждений  социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание), а также государственная поддержка других некоммерческих организаций, действующих на рынке подобных услуг для обеспечения их доступности населению;

     6) финансовое стимулирование создания новых рабочих мест, а также начала индивидуальной предпринимательской деятельности, финансирование общественных работ;

     7) государственное финансовое регулирование  рынка жилья;

     8) содействие развитию финансового  рынка, участники которого ориентированы  на «мелких» (с точки зрения размеров накоплений) вкладчиков, инвесторов, страхователей, создание специального механизма защиты их интересов.

     В Российской Федерации за счет средств  бюджетов разных уровней и государственных  социальных внебюджетных фондов финансируются выплаты, называемые социальными трансфертами:

      • пенсии по старости, потере кормильца, инвалидности, за выслугу лет;

      • пособия при временной и постоянной нетрудоспособности, на детей, на погребение, по безработице, вынужденным мигрантам;

      • стипендии студентам, в том числе  социальные стипендии студентам  из малоимущих семей;

      • жилищные субсидии;

      • материальная помощь малоимущим гражданам.

Информация о работе Финансовое регулирование в системе управления финансами