Финансовое регулирование социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 17:27, контрольная работа

Описание работы

Одним из ключевых направлений государственного регулирования экономики является социальная сфера и ее развитие. Состояние данной сферы во многом определяет процессы воспроизводства трудовых ресурсов, их количество и качество, уровень научно-технического развития производительных сил, культурную и духовную жизнь общества. Базовые составляющие социальной сферы: здравоохранение, образование, культура, системы социального обеспечения и социальной защиты населения, жилищно-коммунальное хозяйство.

Работа содержит 1 файл

финансы.doc

— 72.50 Кб (Скачать)
  1. Финансовое  регулирование социальной сферы.

      Одним из ключевых направлений государственного регулирования экономики является социальная сфера и ее развитие. Состояние данной сферы во многом определяет процессы воспроизводства  трудовых ресурсов, их количество и качество, уровень научно-технического развития производительных сил, культурную и духовную жизнь общества. Базовые составляющие социальной сферы: здравоохранение, образование, культура, системы социального обеспечения и социальной защиты населения, жилищно-коммунальное хозяйство.

      В статье 7 Конституции РФ определено, что российское государство является социальным, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека.

     В последние 10-15 лет в стране, несмотря на продекларированное строительство социально ориентированной экономики, практически формируется монетаристская модель. Во многом это вызвано неэффективностью функционирования национальной хозяйственной системы, низкой бюджетной обеспеченностью населения, экономической слабостью государственной власти. Тем не менее государство на разных уровнях предпринимает меры по стабилизации и улучшению положения социальной сферы. При этом все большее число вопросов в области социальной политики передается с федерального уровня на региональный и местный. Хотя развитие бюджетно-финансовой системы имеет обратную тенденцию - к централизации [7]. 
 

     Финансовыми методами воздействия на социальные процессы являются:

    1. финансирование гарантированных государством прямых денежных выплат гражданам;
    2. финансирование льгот отдельным категориям граждан при оплате или получении товаров и услуг;
    3. государственная финансовая поддержка жизненно важных отраслей экономики, ориентированных на производство потребительских товаров и услуг первой необходимости;
    4. налоговое регулирование доходов граждан и юридических лиц;
    5. бюджетное финансирование учреждений социальной сферы, а также государственная поддержка некоммерческих организаций, действующих на рынке подобных услуг для обеспечения их доступности населению;
    6. финансовое стимулирование создания новых рабочих мест, а также начала индивидуальной предпринимательской деятельности, финансирование общественных работ;
    7. государственное финансовое регулирование рынка жилья;
    8. содействие развитию финансового рынка, участники которого ориентированы на «мелких» вкладчиков, инвесторов, страхователей, создание специального механизма защиты их интересов [2].
 

     Одним из основных источников финансирования социальной сферы выступает бюджет.

     Существует 3 основных метода финансирования: самофинансирование, сметное и смешанное

     Самофинансирование  предполагает обеспечение организаций  и учреждений за счет собственных  средств.

     Сметное финансирование - предоставление денежных средств из государственного бюджета  для покрытия расходов учреждений социальной сферы.

     Метод смешанного финансирования, когда расходы  субъектов хозяйствования компенсируются из государственного бюджета лишь частично.

     Бюджетное финансирование может осуществляться либо в форме бюджетных ассигнований, либо в форме бюджетных дотаций.

     Бюджетные ассигнования - это суммы денежных средств, выделяемые из бюджета, для  покрытия расходов организаций, предоставляющих, в основном, бесплатные услуги.

     Бюджетные дотации - это суммы денежных средств, предоставляемых из бюджета организациям социальной сферы, оказывающим платные услуги населению.

     Государственное внебюджетное финансирование осуществляется за счет средств, формирующихся из внебюджетных источников, к которым относятся  внебюджетные фонды.

     В зависимости от уровня управления эти фонды могут быть федеральными и региональными [1].

    Основные тенденции социально-экономического развития  в 2010 году:

     В 2010 году продолжилось экономическое  оживление, начавшееся во второй половине прошлого года. После окончания спада, продолжавшегося четыре квартала подряд во второй половине 2008 года и первой половине 2009 года, когда экономика России сократилась на 11%, экономический рост продолжался на протяжении четырех последующих кварталов. Ко второму кварталу 2010 года была компенсирована практически половина от спада. ВВП во II квартале 2010 года на 5,2% превышал уровень II квартала 2009 года – максимальной точки спада. Восстановительный рост происходил в секторах, наиболее пострадавших от кризиса – в обрабатывающей промышленности, ориентированной на инвестиционный спрос – машиностроительных отраслях. 

     Засуха  и пожары привели к паузе в  экономическом росте в третьем  квартале. В июле, по оценке Минэкономразвития  России, ВВП сократился с учетом сезонного фактора на 0,4% и в  целом рост за январь-июль оценивается в 3,9%. Однако в целом тренд на восстановление в ближайшие месяцы должен возобновиться. Он будет поддержан ростом потребительского спроса, восстановлением запасов, и ожидаемым к концу года усилением инвестиционной активности. Это позволяет оценивать годовой рост ВВП на уровне около 4 процентов. В то же время сохраняются риски, связанные с реакцией экономики на масштабные потери в сельском хозяйстве, продолжающейся стагнацией в строительстве и слабым инвестиционным спросом, которые могут ограничить экономический рост в 2010 году 3,5-3,7 процентами.

     Основными факторами экономического роста  в конце прошлого года и в январе-июле стали повышение доходов экспортеров  и оживление потребительского спроса, поддерживаемое улучшением ситуации на рынке труда. Во II квартале, по оценке Минэкономразвития России, возобновился рост запасов, что поддержало высокие темпы роста промышленного производства [8].

     Быстро  восстанавливается промышленное производство. По итогам семи месяцев уровень производства оказался выше соответствующего периода прошлого года на 9,6 процента. Основной вклад в рост производства вносят производство пищевых продуктов, химическое, металлургическое производства и машиностроение.       В  то  же  время  к   лету         снижение инвестиционного спроса привело к замедлению динамики промышленности. С исключением сезонной и календарной составляющих объем промышленного производства начал сокращаться. Ожидается, что во второй половине года рост промышленности восстановится под влиянием роста инвестиций и запасов. Однако он будет ниже, чем в первой половине года в результате ослабления роста экспорта. В целом за 2010 год прирост промышленного производства ожидается на уровне 7,6 процента.

     Сложные погодные условия нанесли существенный урон сельскому хозяйству. Сокращение посевных площадей из-за поздней весны (особенно в Сибири) и летняя засуха в 38 субъектах Российской Федерации могут привести к тому, что урожай окажется значительно ниже уровня прошлого года (сокращение валового сбора зерна может превысить 30 процентов). В целом за год снижение индекса производства продукции сельского хозяйства может составить 10 процентов.

     Одним из основных факторов, обеспечивающих положительное влияние на экономический  рост, является улучшение ситуации на рынке труда. Уровень безработицы снизился в июле 2010 г. до 7% от экономически активного населения, тогда как в июле прошлого года безработица составляла 8,1 процента. В целом за 2010 год безработица оценивается на уровне 7,7 процента.

     Рост  производства, а также улучшение  ситуации на рынке труда подстегивают рост заработной платы. К началу II квартала уровень реальной заработной платы превысил максимальный предкризисный уровень, достигнутый в августе 2008 г. (с учетом сезонности), а в июле реальная заработная плата обновила свой исторический максимум. В целом за январь-июль реальная заработная плата выросла на 4,9% по отношению к соответствующему периоду 2009 года.

     Рост  заработной платы и значительное увеличение социальных выплат обеспечили устойчивый рост оборота розничной торговли. По итогам семи месяцев прирост составил 3,9% по сравнению с соответствую-щим периодом прошлого года. В целом за год ожидается увеличение оборота розничной торговли на 5,2 процента. Планируемый рост потребительского спроса будет поддерживаться ростом реальных располагаемых доходов населения (на 4,4%) и реальной заработной платы (на 4,9%), а также активизацией потребительского кредитования.

     В январе-июле 2010 г. экспорт вырос в 1,4 раза по сравнению с январем-июлем прошлого года. Увеличение стоимости экспорта объясняется не только восстановлением физических объемов экспортных поставок, рост которых за первое полугодие составил 9,6% (по данным ФТС России), а главным образом ростом цен на основные экспортируемые товары. Нефть марки Urals в январе-августе 2010 г. на мировом рынке стоила в среднем 75,7 доллара США за баррель (почти в 1,4 раза выше среднего уровня сопоставимого периода 2009 года). До конца 2010 года прогнозируется, что цена нефти Urals сохранится в среднем на уровне 74 долларов США за баррель, а в среднем за год – 75 долларов США за баррель.

     Во  втором полугодии ожидается снижение роста экспорта в результате исчерпания эффекта низкой базы первой половины 2009 года. В целом за год экспорт составит        378 млрд. долларов США (что на 24,7% выше 2009 г.) при росте физических объемов на 5,5% и цен – на 18,2 процента.

     Восстановление  внутреннего спроса в посткризисный период в значительной степени ориентировано на импорт. Импорт товаров за январь-июль 2010 г. увеличился более чем на 27% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Во втором полугодии ожидается сохранение высокого уровня спроса на импорт. В целом за год импорт товаров составит 241 млрд. долларов США (что на 25,7% выше  2009 г.) при росте физических объемов на 21,6% и цен – на 3,4 процента [10].

     В первом полугодии 2010 г. низкие мировые цены на продовольственные товары и значительные спросовые ограничения обеспечили быстрое снижение инфляции. К июлю инфляция снизилась в годовом выражении до 5,5%, что является минимумом в новой российской истории. Однако из-за  засухи и неурожая в августе возобновился рост цен на продовольственные товары, а к середине сентября инфляция в годовом выражении повысилась до 6,5 процента. Вследствие полуторного роста мировых цен на зерно,  с середины лета и вслед за этим – на  продовольственные товары, стали быстро повышаться  внутренние цены на сельскохозяйственные товары и продовольствие.  В связи с чем инфляция к концу года может увеличиться до 8% против ожидаемых ранее 6-7 процентов. 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Финансы: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
  2. Кидуэлл Д. С., Петерсон Р. Л., Блэкуэлл Д. У. Финансовые институты, рынки и деньги. – СПб.: Питер, 2001.
  3. Ковалев В. В. Финансы. Учебник. Изд. 2-е, перераб. и допол. – М.: ООО «ТК Велби», 2003.
  4. Крушвиц Л. Инвестиционные расчеты / Пер. с нем. Под общ. ред. В. В. Ковалева  и З. А. Сабова. – СПб.: Питер, 2001.
  5. Пушкарева В. М. Развитие финансовой науки в России (1861 – 1917 гг.) // Финансы. – 2002. - № 7. – с. 15 – 17.
  6. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – М.: Перспектива, Юрайт, 2000.
  7. Финансы, деньги, кредит: Учебник / Под ред. О. В. Соколовой. – М.: Юристъ, 2000.
  8. Нешитой А.С. О состоянии экономики и финансов Российской Федерации // Финансовый менеджмент. 2001. № 4.
  9. www.minfin.ru – официальный сайт министерства Финансов РФ
  10. www.finansy.ru Экономика и финансы: экономическая теория, публикации, аналитика, книги, статьи.

Информация о работе Финансовое регулирование социальной сферы