Фина́нсовое пра́во
— отрасль юридической науки,
а также отрасль права, предметом
которой являются общественные отношения,
связанные с образованием и расходованием
публичных финансов (финансов государства
и местного самоуправления), необходимых
для реализации публичных функций.
Предмет финансового
права — общественные отношения
по образованию и расходованию публичных
финансов, предназначенных для осуществления
публичных функций. В предмет
финансового права входят, в основном,
налоговые отношения и деятельность
по расходованию публичных денежных средств.
В условиях государственной монополии
на финансовое дело в России в советский
период частями предмета финансового
права считались так называемые кредитно-расчётные
отношения и подобные им (страховые, валютные
и т. п.). Соответственно, после разгосударствления
финансового дела соответствующие области
обычно продолжали рассматриваться как
части финансового права. В то же время,
классический подход к финансовому праву
предполагает, что оно является относительно
самостоятельной (с точки зрения предмета)
подотраслью публичного права, а последнее
характеризуется так называемым «методом
власти—подчинения» (более правильно
— общественно-служебным методом). Отношения,
выходящие за рамки публичного права и
регулируемые «методом равенства», должны
рассматриваться как часть гражданского
(частного), а не финансового права. Например,
таковы отношения граждан и организаций
с частными банками и страховщиками (под
частными здесь понимаются любые негосударственные
и немуниципальные, а не только принадлежащие
одной группе лиц). Наконец, и из публичного
права в финансовое право как относительно
самостоятельную подотрасль с точки зрения
предмета выделяются лишь те области,
которые прямо регулируют образование
и расходование публичных финансов. Так,
отношения по лицензированию той же банковской
или страховой деятельности, валютный
контроль, регулирование аудита и т. п.
тяготеют к предмету «общего» административного
права, неразрывано связаны с общеадминистративной
доктриной надзора, а в части экономики
более тяготеют к гражданскому (частному)
праву, значит, относительно самостоятельную
отрасль по своей природе не образуют.
Лишь налоговый контроль и финансово-бюджетный
надзор, поскольку они тесно связаны с
особым экономическим, а не только управленческим
наполнением публичных функций, могут
рассматриваться как часть предмета финансового
права, смежная с общеадминистративным
правом. Концепция финансового права как
подотрасли публичного права об образовании
и расходовании публичных финансов основана
на том, что именно эти области публичных
функций имеют особое экономическое наполнение,
которого нет в «общеадминистративном»
праве, регулирующем публичное управление.
Вместе с тем, полной самостоятельности
финансового права не может быть: характер
экономического наполнения норм финансового
права зиждется на общеадминистративных
началах, таких, как служебная, функциональная
заданность, ограниченность публично-правовых
имущественных обременений (в отличие
от классической, в советской доктрине,
речь шла исключительно о властном характере),
в том числе налоговых обязательств, а
также прямая связь расходования публичных
финансов с административно-правовым
раскрытием публичных функций.
Особенности финансового
права
императивность финансово-правового
воздействия на общественные отношения
неравенство субъектов
финансового права
сочетание властного
и согласовательного характеров
конформизм (субъекты
вступают в финансовые правоотношения
в силу властных предписаний)
обособленность имущества
субъектов
восстановительный
характер финансовой ответственности