Финансовое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:36, реферат

Описание работы

Финансовое планирование - это подсистема финансового механизма и важнейшая составная часть экономического и социального планирования. Специфика финансового планирования состоит в том, что оно осуществляется в денежной форме, обусловленной относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства, активным воздействием опосредованного деньгами распределения на общественное воспроизводство.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ФИНАНСАМ.docx

— 30.29 Кб (Скачать)

Финансовое планирование - это подсистема финансового механизма  и важнейшая составная часть  экономического и социального планирования. Специфика финансового планирования состоит в том, что оно осуществляется в денежной форме, обусловленной  относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению  к материально-вещественным элементам  производства, активным воздействием опосредованного деньгами распределения  на общественное воспроизводство.

Виды финансового  планирования и финансовых планов

Временные периоды, на которые  составляются финансовые планы, могут  быть различны. Обычно финансовые планы  составляются на какой-то округленный  период (месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, 1–3 года и более). Данная традиция обусловлена  удобством работы: гораздо лучше  составить план и пользоваться им в течение года, чем года и 10 дней.

В зависимости от срока, на который составлен план, различают  долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные  планы (табл. 1).

Таблица 1. Виды планов и их особенности

Вид финансового  плана

Наименование  планирования

Срок, на который  составлен финансовый план

Краткосрочный

Оперативное

1 год

Среднесрочный

Тактическое

1–3 года

Долгосрочный

Стратегическое

свыше 3 лет


Данная классификация  имеет свои недостатки. Среднесрочным финансовым планом мы называем план, составленный за 1–3 года. Но если взять строительную компанию, то окажется, что для возведения одного объекта необходимо в среднем 1–3 года. Следовательно, план, составленный на три года (формально среднесрочный), будет для компании краткосрочным. Временной промежуток, на который составляется финансовый план, имеет существенное значение.

По времени  составления финансовые планы могут  быть:

  • вступительными (организационными) — формируются на дату организации компании;
  • текущими (операционными) — составляются периодически в течение всего времени функционирования компании;
  • антикризисными;
  • объединительными (соединительными, планами слияния);
  • разделительными;
  • ликвидационными.

В практике финансового планирования используются следующие методы расчета  показателей финансовых планов:

  • экстраполяции. Заключается в определении финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Этот метод обычно используется как вспомогательное средство для первоначальных прикидок, так как имеет ряд недостатков: не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов; не способствует экономному использованию средств, так как планирование ведется от достигнутого уровня; не учитывает изменения отдельных факторов в планируемом году по сравнению с базовым для расчетов периодом;
  • нормативный. Суть его состоит в том, что плановые показатели рассчитываются на основе установленных норм и финансово-бюджетных нормативов. Предполагает наличие прогрессивных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые являются качественной основой для финансового планирования, предпосылкой для соблюдения режима экономии. Кроме того, нормы и нормативы служат необходимым условием для внедрения экономико-математических методов в финансовое планирование и прогнозирование.
  • индексный. Предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей. Его использование обусловлено развитием рыночных отношений, наличием инфляционных процессов. В настоящее время применяются индексы динамики экономических объектов (физических объемов), уровня жизни, роста цен и др. Из них наиболее важен один из индексов роста цен — индекс-дефлятор (коэффициент пересчета в неизменные цены);
  • программно-целевой. Позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. Программы являются средством решения прежде всего межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых проблем. Для программ характерно наличие цели, конкретизируемой в нескольких задачах, сочетание различных источников финансирования ее реализации.

Организация финансового  планирования требует выбора методов  планирования. Финансовые показатели могут планироваться различными методами (расчетно-аналитическим, нормативным, балансовым, оптимизации плановых решений, экономико-математическим моделированием).

  • Расчетно-аналитический метод планирования основан на анализе достигнутого уровняфинансовых показателей и прогнозирования их уровня на будущий период. Данный метод применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями устанавливается не прямо, а косвенно – на основе изучения их динамики за ряд периодов (месяцев, лет). Таким методом определяют плановую потребность в амортизационных отчислениях, оборотных активах и другие показатели.
  • Нормативный метод. Его содержание сводится к тому, что потребность предприятия в финансовых ресурсах, источники их образования определяются на основе заранее установленных норм и нормативов. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, тарифы отчислений в государственные социальные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная банковская процентная ставка и др. нормативный метод планирования – самый простой и доступный. Зная норматив и соответствующий объемный показатель, можно легко вычислить планируемый финансовый показатель. Поэтому актуальной проблемой управления финансами предприятия является разработка экономически обоснованных норм и нормативов предприятия для формирования и использования денежных ресурсов, а также организация контроля за соблюдением норм и нормативов каждым структурным подразделением.
  • Балансовый метод. Экономическая сущность этого метода состоит в том, что благодаря балансу имеющиеся в наличии финансовые ресурсы приводят в соответствие с фактическими потребностями в них. Балансовый метод применяют при прогнозировании поступлений и выплат из денежных фондов (потребления и накопления), составления квартального плана доходов и расходов, платежного календаря и т. п.
  • Метод оптимизации плановых решений предполагает составление нескольких вариантов плановых расчетов, из которых выбирают оптимальный на основе различных критериев. Например, минимума приведенных затрат; минимума текущих расходов; минимума вложений капитала при наибольшей эффективности его использования; минимума времени на оборот капитала, т. е. ускорения оборачиваемости авансированных средств.
  • Метод экономико-математического моделирования. Он позволяет дать количественную оценку взаимосвязям между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их численное значение. Данная взаимосвязь выражается через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное описание экономических процессов с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц и др.). В модель включают только основные (определяющие) факторы. Она может базироваться на функциональной и корреляционной связи.

   Бюджетная система Республики Казахстан основывается на принципах: 
1) принцип единства - применение единых принципов организации и функционирования бюджетной системы, использование единой бюджетной классификации и единых процедур бюджетного процесса в Республике Казахстан; 
2) принцип полноты - отражение в бюджете и Национальном фонде Республики Казахстан всех поступлений и расходов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, недопущение зачетов взаимных требований с использованием бюджетных средств, равно как и уступок прав требований по бюджетным средствам; 
3) принцип реалистичности - соответствие утвержденных уточненных, скорректированных) показателей бюджета утвержденным (скорректированным) параметрам, направлениям прогнозов социально-экономического развития и бюджетных параметров, стратегических планов государственных органов; 
4) принцип транспарентности - обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства Республики Казахстан, утвержденных (уточненных, скорректированных) бюджетов и отчетов об их исполнении, стратегических планов и отчетов об их реализации, о формировании и об использовании Национального фонда Республики Казахстан, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, а также обязательная открытость бюджетного процесса для общества и средств массовой информации; 
5) принцип последовательности - соблюдение государственными органами ранее принятых решений в сфере бюджетных отношений; 
6) принцип результативности - разработка и исполнение бюджета, ориентированного на достижение прямых и конечных результатов, предусмотренных стратегическими планами государственных органов; 
7) принцип самостоятельности бюджета - установление стабильного распределения поступлений между бюджетами разных уровней и определение направлений их расходования в соответствии с настоящим Кодексом, право всех уровней государственного управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс в соответствии с настоящим Кодексом, недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения местных бюджетов, и остатков бюджетных средств местных бюджетов в вышестоящие бюджеты, недопустимость возложения на нижестоящие бюджеты дополнительных расходов без соответствующей их компенсации; 
8) принцип преемственности - планирование республиканского и местных бюджетов, основанное на прогнозах социально-экономического развития и бюджетных параметров, базовых расходах, утвержденных в предыдущие периоды, итогах бюджетного мониторинга, оценке результатов; 
9) принцип обоснованности - планирование бюджета на основе нормативных правовых актов и других документов, определяющих необходимость включения в проект бюджета тех или иных поступлений или расходов и обоснованность их объемов; 
10) принцип своевременности - зачисление поступлений в республиканский и местные бюджеты, на контрольный счет наличности Национального фонда Республики Казахстан и перевод их на счета Правительства в Национальном Банке Республики Казахстан, принятие обязательств государственными учреждениями в соответствии с индивидуальными планами финансирования по обязательствам, проведение платежей в соответствии с индивидуальными планами финансирования по платежам и перечисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств в сроки с соблюдением порядка, установленного соответствующими нормативными правовыми актами; 
11) принцип единства кассы - зачисление всех поступлений в бюджет на единый казначейский счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого казначейского счета в национальной валюте; 
12) принцип эффективности - разработка и исполнение бюджета исходя из необходимости достижения наилучшего прямого результата с использованием утвержденного объема бюджетных средств или достижения прямого результата с использованием меньшего объема бюджетных средств; 
13) принцип ответственности - принятие необходимых административных и управленческих решений, направленных на достижение прямых и конечных результатов и обеспечение ответственности администраторов бюджетных программ и руководителей государственных учреждений за принятие решений, не соответствующих законодательству Республики Казахстан; 
14) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств - направление и использование бюджетных средств администраторами бюджетных программ на достижение показателей результатов, предусмотренных стратегическими планами государственных органов, с соблюдением законодательства Республики Казахстан. 

 

Наименование

2014

2015

2016

Доход

Всего

5 697 392 812

6 160 832 323

6 872 937 732

Налоговые поступления

3 938 400 348

4 487 594 661

5 121 660 681

Неналоговые поступления

62 094 992

63 806 457

66 462 440

Поступления от продажи основного  капитала

15 954 370

20 750 000

20850000

Поступления трансфертов

1 680 943 102

1 588 681 205

1633964611

Затраты

Всего

6 423 364 693

6 910 803 012

7577129143

Государственные услуги общего характера

277 903 246

255 542 912

249854532

Оборона

432 061 279

460 092 834

448863599

Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность

541 032 429

524 731 029

503114956

Образование

443 218 095

442 719 767

466834777

Здравоохранение

624 426 720

663 656 966

678 288 580

Социальная помощь и социальное обеспечение

1 465 182 051

1 596 995 818

1 745 897 082

Жилищно-коммунальное хозяйство

217 247 218

229 688 959

231 012 186

Культура, спорт, туризм и  информационное пространство

111 019 450

121 326 847

96 602 003

Топливно-энергетический комплекс и недропользование

94 455 595

94 848 474

76 482 284

Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения

150 306 934

145 211 832

140 491 651

Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность

15 661 265

24 483 946

34 733 695

Транспорт и коммуникации

469 448 218

460 878 069

441 269 250

Прочие

342 581 813

674 210 409

1 278 906 783

Обслуживание долга

258 082 180

308 744 610

344 840 778

Трансферты

980 738 200

907 670 540

839 936 987

Дефицит бюджета

 

-942 396 910

-977 650 400

-963 542 300

Финансирование дефицита бюджета

 

942 396 910

977 650 400

963 542 300



Информация о работе Финансовое планирование