Финансовое планирование в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

Прошло то время когда, создав фирму «однодневку» можно было рассчитывать на получение быстрой и легкой прибыли. Сейчас как никогда важно уметь и хотеть просчитывать все процессы на фирме на несколько лет вперед, уметь прогнозировать возможные изменения, происходящие под влиянием внешних и внутренних факторов.
Мне кажется очень важным не только погоня за прибылью, но и увеличение стоимости фирмы, укрепление ее деловой репутации. Сейчас все чаще клиенты перед обращением в фирму стараются выяснить ее «стаж» работы, заслуги, достижения, и отдают предпочтение давно существующим (не менее пяти - семи лет) и зарекомендовавшим себя предприятиям.
Цель моей работы - доказать, что без финансового планирования: перспективного, текущего и оперативного не может и не должно обходиться ни одно предприятие. Финансовое планирование может в значительной степени упростить «жизнь фирмы».
Задача, которую я ставлю перед собой это:
анализ содержания и сущности финансового планирования;
задач стоящих перед финансовым планированием;
методов используемых в финансовом планировании;
процесса и этапов финансового планирования;
видов финансового планирования;
взаимосвязи между перспективным, текущим и оперативным финансовым планированием.
В курсовой работе использовались положения по бухгалтерскому учету, различные книги и учебники, информация с сайтов: www.consulting.ru, www.finexpert.ru, www.e-training.ru, www.finmanagment.ru и другие информационные ресурсы.
Мне кажется, что самая главная проблема, существующая сейчас на российских предприятиях - это недооценка важности финансового планирования, а она проистекает из элементарного незнания, недопонимания механизмов финансового планирования.

Содержание

Введение стр. 3

Глава 1: Содержание финансового планирования стр. 4
1.1. Сущность и задачи финансового планирования стр. 4
1.2. Методы, используемые в практике финансового планирования стр. 5
1.3. Процесс и этапы финансового планирования стр. 9

Глава 2: Виды финансового планирования стр. 11
2.1. Перспективное финансовое планирование стр. 13
2.2. Текущее финансовое планирование стр. 18
2.3. Оперативное финансовое планирование стр. 21

Заключение стр. 24

Список используемой литературы стр.27

Работа содержит 1 файл

1.rtf

— 226.21 Кб (Скачать)

    Цель каждой фирмы подобрать такие методы финансового планирования, чтобы конечный результат оказывался как можно ближе к прогнозу.

 

    1.3. Процесс и этапы финансового планирования.

 

    Процесс финансового планирования включает несколько этапов, таких как:

  • анализ финансовой ситуации;
  • разработка общей финансовой стратегии фирмы;
  • составление текущих финансовых планов;
  • корректировка, увязка и конкретизация финансового плана;
  • осуществление оперативного финансового планирования;
  • выполнение финансового плана;
  • анализ и контроль выполнения плана.

    На первом этапе анализируются финансовые показатели деятельности предприятия за предыдущий период времени. Это делается на основе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении средств. Эти документы содержат данные для анализа и расчета финансового состояния предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли. Подводится общий итог, который дает возможность оценить финансовые результаты деятельности фирмы и определить проблемы, стоящие перед ней.

    Второй этап - это разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям деятельности фирмы. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективному финансовому планированию: прогноз отчета о прибылях и убытках; прогноз движения денежных средств; прогноз бухгалтерского баланса. Эти документы включаются в структуру научно-обоснованного бизнес плана предприятия.

    В процессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов путем составления текущих финансовых планов.

    На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми на предприятии.

    Пятый этап - это осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов фирмы.

    Шестой этап предусматривает осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности фирмы, определяющей конечные финансовые результаты деятельности в целом.

    Завершается процесс финансового планирования на фирме анализом и контролем за выполнением финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причини следствий отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений.

    Важно помнить, что максимальной эффективности можно добиться только при последовательном выполнении всех этапов процесса финансового планирования, так как они взаимосвязаны.

Глава 2: Виды финансового планирования.

 

    Финансовое планирование на фирме бывает трех видов и различается по типу составляемого плана и сроку на который он разрабатывается. Финансовое планирование бывает: оперативное, текущее и перспективное (стратегическое).

    Все виды финансового планирования на фирме связаны друг с другом и осуществляются в определенной последовательности.

    
Виды финансового планирования Перспективное (стратегическое) финансовое планирование Текущее финансовое планирование Оперативное финансовое планирование
Формы разрабатываемых финансовых планов Прогноз отчета о прибылях и убытках; прогноз движения денежных средств; прогноз бухгалтерского баланса План доходов и расходов по операционной деятельности; план доходов и расходов по инвестиционной деятельности; план поступления и расходования денежных средств; балансовый план Платежный календарь, кассовый план
Период планирования 1 -3 года 1 год Декада, квартал, месяц
 

    Исходной точкой планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности предприятия, осуществляемое в процессе перспективного планирования, которое определяет задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь основа для разработки оперативных финансовых планов формируется именно на стадии текущего финансового планирования.

    

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Мне кажется, очень важно осознавать тесную взаимосвязь всех видов финансового планирования. И то, что с переходом от одного вида планирования к другому цели, задачи, этапы осуществления и показатели более конкретизируются, становятся более четкими.

 

    

2.1. Перспективное финансовое планирование

 

    В современных условиях перспективное финансовое планирование охватывает период от одного года до трех лет. Перспективное планирование состоит из разработки  финансовой стратегии предприятия и прогнозирования финансовой деятельности. Финансовая стратегия предприятия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности фирмы и выбор наиболее эффективных способов их достижения. Финансовая стратегия должна также согласовываться с общей стратегией фирмы, хотя она тоже оказывает на общую стратегию определенное влияние.

    Процесс формирования финансовой стратегии предприятия состоит из следующих этапов:

    • определение периода реализации стратегии;
    • анализ факторов влияния внешней среды фирмы;
    • формирование стратегических целей финансовой деятельности;
    • разработка финансовой политики фирмы;
    • разработка системы мероприятий по обеспечению финансовой стратегии фирмы;
    • оценка разработанной финансовой стратегии.

    При разработке финансовой стратегии фирмы очень важно четко и изначально честно и правильно определить период реализации стратегии. В наше время достаточно сильно среди маленьких фирм и предприятий распространена практика «фирм однодневок», когда с целью получения льгот, ухода от налогов или возможной ответственности предприятие существует от силы два - три года, а затем зачастую появляется в том же составе, но под другим названием.

    Большое внимание в процессе формирования финансовой стратегии должно отводиться анализу факторов внешней среды, изучению экономико-правовых условий финансовой деятельности фирмы, ведь зачастую различные ошибки и правонарушения совершаются не по злому умыслу, а из-за элементарного незнания правил, актов, законов. Также важно особое внимание уделять изучению факторов риска, отслеживать тенденции, происходящие на интересующем предприятие сегменте рынка, фиксировать и учитывать колебания курса валюты и направление экономического курса страны.

    Следующий этап составления финансовой стратегии предприятия это формирование стратегических целей финансовой деятельности. Главной целью должно стать максимальное увеличение рыночной стоимости предприятия. Все цели должны быть сформулированы наиболее четко и кратко. Цели должны быть отражены в конкретных показателях-нормативах. Обычно в качестве стратегических нормативов используют такие как:

    • среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов;
    • коэффициент рентабельности собственного капитала фирмы;
    • соотношение оборотных и внеоборотных активов фирмы и т.д.

    На основе финансовой стратегии фирмы формируется финансовая политика фирмы по конкретным направлениям финансовой деятельности фирмы: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т.п.

    Далее происходит разработка системы мероприятий, обеспечивающих реализацию финансовой стратегии, определяются права, обязанности и меры ответственности руководителей отделов и подразделений фирмы за результаты реализации финансовой стратегии фирмы.

    Заключительный этап разработки финансовой стратегии фирмы это оценка эффективности данной стратегии. Эта оценка должна проводится по нескольким параметрам:

    1. Оценивается, насколько разработанная финансовая стратегия согласовывается с общей стратегией фирмы, выявляются возможные несостыковки или противоречия. Уточняется степень согласованности целей, направлений и этапов реализации этих стратегий.
    2. Оценивается согласованность финансовой стратегии фирмы с прогнозируемыми изменениями во внешней предпринимательской среде.
    3. Оценивается гибкость финансовой стратегии, то насколько быстро и правильно сможет отреагировать фирма на возможные резкие изменения во внешней среде.
    4. Оценивается реализуемость разработанной финансовой стратегии, т.е. рассматриваются возможности фирмы в формировании собственных и привлечении внешних финансовых ресурсов.
    5. Оценивается результативность финансовой стратегии, то насколько она повлияет на положение фирмы на рынке, повысит ее репутацию, увеличит прибыли и т.д.

 

     Существует достаточно простая схема подготовки информации для построения финансового плана (см. рис. 2).

    

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, воплощение стратегии фирмы.

    Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния фирмы на перспективу. Базой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуации. Информационной базой прогнозов является бухгалтерская и статистическая отчетность предприятия.

    В отличие от планирования перед прогнозированием не стоит задача реализации прогнозов на практике, так как прогноз это всего лишь возможность предугадать вариант развития ситуации. Прогнозирование предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров. Их использование при наметившихся и заранее спрогнозированных тенденциях изменений на рынке помогает определить один из вариантов развития финансового положения предприятия.

    Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:

  • прогноза отчета о прибылях и убытках;
  • прогноза движения денежных средств;
  • прогноза бухгалтерского баланса.

    Основной целью создания этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода.

    Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж. Это необходимо для правильной организации производственного процесса, распределения денежных средств, контроля над запасами. Прогноз объема продаж дает представление о том, какую долю рынка предприятия предполагает занять. Прогнозы составляются на основе данных о продажах за предыдущие периоды и маркетинговых исследований, в том числе опросов потенциальных потребителей, изучении тенденций и новых веяний на рынке.

    Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в натуральных единицах.

    С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде, он показывает динамику финансовых операций предприятия.

    Прогноз баланса отражает фиксированную, статистическую картину финансового положения предприятия.

Информация о работе Финансовое планирование в организации