Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 12:00, контрольная работа
Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.
Введение
1. Финансы и финансовое планирование на предприятии: понятие, сущность, функции
1.1 Финансы предприятия: понятие, сущность, функции
1.2 Финансовое планирование на предприятии
2. Виды финансового планирования
2.1 Перспективное (стратегическое) финансовое планирование
2.2 Годовое финансовое планирование
2.3 Оперативные финансовые планы
Литература
Финансовый план предприятия состоит обычно из следующих разделов:
1. Прогноз объемов реализации
Прогноз объемов реализации (план сбыта) – обычно показывает количество единиц каждого изделия, которые компания предполагает продавать. Эта цифра умножается на предполагаемую цену продажи единицы изделия для составления плана сбыта. План сбыта включает также исчисление ожидаемых денежных поступлений от продажи в кредит, которые позднее будут учтены при составлении кассового плана. Прогноз объемов реализации призван дать представление о доле рынка, которую предполагается завоевать своей продукцией.
2. Производственный план
После того,
как подготовлен план сбыта, разрабатывается
производственный план, т.е. определяется
количество единиц изделия, которое
намечается запустить в производство,
чтобы обеспечить планируемые продажи
и потребности товарно-
3. План доходов и расходов
Задача этого документа – показать, как будет формироваться и изменяться прибыль предприятия. В основе его составления лежит прогноз объемов реализации продукции.
Проводя планируемый
уровень продаж и капитальных
затрат в тот или иной период,
прогноз подчеркивает необходимость
и время дополнительного
4. Баланс денежных поступлений и выплат
План-баланс демонстрирует финансовое состояние фирмы на конец рассчитываемого периода времени. Из его анализа можно сделать выводы о росте активов и об устойчивости финансового положения фирмы в конкретный период времени. Отчет о движении денежных средств характеризует формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств фирмы в динамике.
Баланс денежных поступлений и выплат – это документ, позволяющий оценить, сколько денег нужно вложить в проект, причем в разбивке по времени, т.е. до начала реализации и уже по ходу дела. Он строится на основе плана дохода и расходов, с поправкой на ожидаемые лаги и с такой же разбивкой по времени.
5. План по
источникам и использованию
Данный документ показывает, на что расходуются средства, полученные предприятием в качестве доходов от собственной хозяйственной деятельности и из других источников. Цель такого плана — дать ясную картину, из чего складываются средства предприятия, и каким образом они будут тратиться на прирост активов или на покрытие задолженности.
План по источникам
и использованию средств
6. Сводный балансовый план активов и пассивов предприятия
Баланс активов
и пассивов отражает их состояние
на предприятии на определенную дату.
При его составлении
Актив:
1. Основные средства и прочие внеоборотные активы, в том числе: нематериальные активы; основные средства.
2. Запасы и затраты, в том числе: производственные запасы; малоценные и быстроизнашивающиеся предметы; незавершенное производство; расходы будущих периодов; готовая продукция.
3. Денежные средства, расчеты и прочие активы, в том числе: расчеты с дебиторами; расчетный счет; валютный счет; касса.
Пассив:
1. Источники собственных средств, в том числе: уставный капитал; добавочный капитал; резервный капитал; нераспределенная прибыль прошлых лет.
2. Расчеты и прочие пассивы, в том числе: долгосрочные кредиты; краткосрочные кредиты.
Анализ безубыточности демонстрирует, каким должен быть объем продаж для того, чтобы компания была в состоянии без посторонней помощи выполнить свои денежные обязательства. Такой анализ позволяет получить оценку суммы продаж, которая необходима, чтобы компания не имела убытков.
8. Стратегия финансирования
Финансирование фирмы – основополагающий элемент для достижения успеха в деле. Каждая фирма должна планироваться с четким и ясным пониманием того, какие вложения потребуются для того, чтобы начать операцию, какие дополнительные средства будут нужны для поддержания уже начатого. И где могут быть взяты деньги.
Сумма, требуемая для того, чтобы начать дело, может быть определена при помощи составления списка активов, которые должны появиться в наличии, с оценкой их стоимости.
2. ВИДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
2.1 Перспективное (стратегическое) финансовое планирование
В современных
условиях перспективное финансовое
планирование охватывает период от одного
года до трех лет. Перспективное планирование
состоит из разработки финансовой стратегии
предприятия и прогнозирования
финансовой деятельности. Финансовая
стратегия предприятия
Процесс формирования финансовой стратегии предприятия состоит из следующих этапов:
При разработке финансовой стратегии фирмы очень важно четко и изначально честно и правильно определить период реализации стратегии. В наше время достаточно сильно среди маленьких фирм и предприятий распространена практика «фирм однодневок», когда с целью получения льгот, ухода от налогов или возможной ответственности предприятие существует от силы два – три года, а затем зачастую появляется в том же составе, но под другим названием.
Большое внимание в процессе формирования финансовой стратегии должно отводиться анализу факторов внешней среды, изучению экономико-правовых условий финансовой деятельности фирмы, ведь зачастую различные ошибки и правонарушения совершаются не по злому умыслу, а из-за элементарного незнания правил, актов, законов. Также важно особое внимание уделять изучению факторов риска, отслеживать тенденции, происходящие на интересующем предприятие сегменте рынка, фиксировать и учитывать колебания курса валюты и направление экономического курса страны.
Следующий этап составления финансовой стратегии предприятия это формирование стратегических целей финансовой деятельности. Главной целью должно стать максимальное увеличение рыночной стоимости предприятия. Все цели должны быть сформулированы наиболее четко и кратко. Цели должны быть отражены в конкретных показателях-нормативах. Обычно в качестве стратегических нормативов используют такие как:
На основе финансовой стратегии фирмы формируется финансовая политика фирмы по конкретным направлениям финансовой деятельности фирмы: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т.п.
Далее происходит разработка системы
мероприятий, обеспечивающих реализацию
финансовой стратегии, определяются права,
обязанности и меры ответственности
руководителей отделов и
Заключительный этап разработки финансовой стратегии фирмы это оценка эффективности данной стратегии. Эта оценка должна проводится по нескольким параметрам:
Существует достаточно простая схема подготовки информации для построения финансового плана (см. рис.).
Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, воплощение стратегии фирмы.
Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния фирмы на перспективу. Базой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуации. Информационной базой прогнозов является бухгалтерская и статистическая отчетность предприятия.
В отличие от планирования перед
прогнозированием не стоит задача реализации
прогнозов на практике, так как
прогноз это всего лишь возможность
предугадать вариант развития ситуации.
Прогнозирование предполагает разработку
альтернативных финансовых показателей
и параметров. Их использование при
наметившихся и заранее спрогнозированных
тенденциях изменений на рынке помогает
определить один из вариантов развития
финансового положения
Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:
Основной целью создания этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода.
Для составления прогнозных финансовых
документов важно правильно определить
объем будущих продаж. Это необходимо
для правильной организации производственного
процесса, распределения денежных средств,
контроля над запасами. Прогноз объема
продаж дает представление о том,
какую долю рынка предприятия
предполагает занять. Прогнозы составляются
на основе данных о продажах за предыдущие
периоды и маркетинговых
Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в натуральных единицах.
С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде, он показывает динамику финансовых операций предприятия.
Прогноз баланса отражает фиксированную, статистическую картину финансового положения предприятия.
Прогноз движения денежных средств отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничение направлений деятельности при разработке прогноза повышает эффективность управления денежными потоками.
С помощью прогноза движения денежных средств можно более точно оценить, сколько потребуется денежных средств в определенные периоды, синхронизировать поступление и расходование денежных средств.
После составления этого прогноза
определяют стратегию финансирования
предприятия. Последовательно определяются
источники долгосрочного
2.2
Годовое финансовое
Текущее планирование финансовой деятельности является составной частью перспективного плана, оно основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности и представляет собой конкретизацию его показателей. Разрабатываемые конкретные виды текущих финансовых планов дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру доходов и затрат фирмы, обеспечить постоянную платежеспособность, определить структуру активов и капитала фирмы на конец планируемого периода.
Текущее
финансовое планирование