Финансовое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы «Финансовое планирование на предприятии» очевидна в нынешних условиях белорусской действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Финансовое планирование на предприятиях
1.1. Сущность финансового планирования на предприятии 5
1.2. Цели планирования 8
1.3. Организация и методы планирования 10
1.4. Процесс планирования 15
Глава 2. Виды финансового планирования
2.1. Перспективное финансовое планирование 17
2.2. Годовое финансовое планирование 19
2.3. Оперативные финансовые планы 24
Заключение 30
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

     При использовании экономико-математических моделей в финансовом планировании приоритетное значение имеет определение  периода исследования: его следует выбирать с учетом однородности исходных данных. Рекомендуется использовать для перспективного планирования среднегодовые значения финансовых показателей за прошедшие три – пять лет, а для годового планирования – среднеквартальные данные за один – два года.

     При значительных изменениях условий работы предприятия в плановом периоде  в значения показателей, определенных на базе экономико-математических моделей, вносят необходимые коррективы.

     Экономико-математическое моделирование позволяет перейти от средних величин к многовариантным расчетам финансовых показателей.

     Построение  моделей состоит из ряда этапов: 

    • изучение  динамики финансового показателя за определенное время (квартал, год) и  выявление факторов, влияющих на динамику;
    • расчет функциональной зависимости финансового показателя от определяющих его факторов (например, зависимости прибыли от объема реализации);
    • разработка вариантов прогноза финансового показателя;
    • анализ и экспертная оценка возможной динамики финансового показателя в будущем;
    • выбор оптимального варианта (принятие планового решения).

     В экономико-математическую модель включают только главные факторы.

     Обоснованность  выбранных моделей проверяется  путем расчета среднеквадратического  отклонения полученных данных от фактических и коэффициенты вариации.

Среднеквадратическое  отклонение Z определяется по формуле

         _        ∑ ( у – ух )2

Z = √        n         

 

     где у и ух – фактическое и расчетное значение искомого показателя соответственно; п – число наблюдений.

     Коэффициент вариации (Кп) представляет собой процентное отношение среднеквадратического отклонения к среднеарифметическому значению отчетного показателя (например, прибыли):

                  _

                               ± Z  100

     Кп =   у

     Среднеарифметическое  значение показателя определяется по формуле

                  _

         _     ∑ У ,

     У =   m 

     где m – число периодов.

     Коэффициент вариации показывает, что если отклонение расчетных показателей от фактических  незначительно, то модель пригодна для  планирования. Для предприятий актуальными являются два направления финансового планирования: стратегические и текущие.

     Современные предприятия составляют различные  виды финансовых планов: годовые финансовые планы, валютные, кассовые, кредитные  планы движения денежных средств, платежные календари и др. [10, с. 224] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.4. Процесс планирования 

     Процесс финансового планирования включает несколько этапов.

     На  первом анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого  используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчёты о прибылях и убытках, отчёты о движении денежных средств. [9, с. 236]

     Они имеют важное значение для финансового  планирования, так как содержат данные для анализа и расчёта финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причём, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчётности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.

     Баланс  предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчётный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования. [4, с. 278]

     Второй  этап предусматривает составление  основных прогнозных документов, таких  как прогноз баланса, отчёта о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

     На  третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

     На  четвёртом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

     Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем  за их выполнением [9, с. 237].

     Жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, "слепое" стремление к получению  прибыли приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.

     Планирование  и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Виды финансового планирования

     2.1. Перспективное (стратегическое) финансовое планирование 

     В условиях рыночных отношений предприятия  стали свободны от опеки со стороны  государства, но резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы. Предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчёта, при котором расходы должны покрываться за счёт собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

     Предприятия стали обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределять выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаться прибылью, формировать производственные и социальные фонды, изыскивать необходимые средства для инвестирования, используя, в том числе, и ресурсы финансового рынка – кредиты банков, эмиссию облигаций и прочие его инструменты. На первый план вышла проблема определения основных направлений развития хозяйствующего субъекта. [12, с. 32 ]

     Планирование  развития стало важнейшей сферой деятельности любого субъекта рыночного  хозяйства, особенно предприятия, ведущего производственно-коммерческую деятельность. Изменение технологии производства, выход на новые рынки, расширение или свёртывание объёмов выпуска продукции основываются на глубоких финансовых расчётах, на стратегии привлечения, распределения, перераспределения и инвестирования финансовых ресурсов. Тенденции развития локальной и глобальной общерыночной ситуации (малопредсказуемые изменения спроса, ужесточение ценовой конкуренции на традиционных рынках, диверсификация и завоевание новых рыночных ниш, возрастание рисков при проведении операций) будут лежать в основе возрастающей роли стратегического планирования. [7, с. 83]

     Перспективное, стратегическое финансовое планирование представляет собой исследование и  разработку возможных путей развития финансов предприятий в перспективе  в течение 3 – 5 лет. Оно обеспечивает достижение высокой эффективности хозяйствования, что проявляется в росте финансовых ресурсов и доходов, рациональном их использовании, укреплении финансового состояния хозяйствующего субъекта.

     Стратегическим  планом предприятия некоторые ученые считают бизнес-план. Назначение бизнес-плана  состоит в том, чтобы помочь предпринимателям и экономистам решить четыре основные задачи:  

    • изучить емкость  и перспективы будущего рынка  сбыта;
    • оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции, и соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы продлить потенциальную прибыльность дела;
    • обнаружить все «подводные камни», подстерегающие новое дело в первые годы его реализации;
    • определить те показатели, по которым можно будет регулярно оценивать состояние дел.
 

     Бизнес-план состоит из ряда разделов: характеристика продукта, оценка рынка сбыта; конкуренция; стратегия маркетинга; план производства; организационный план; юридический  план; оценка риска и страхование; финансовый план; стратегия финансирования; резюме.

     Финансовый  аспект бизнес-плана представлен  в разделе «Финансовый план»  и разделе «Стратегия финансирования».

     Девятый раздел обобщает в стоимостной форме  материал предыдущих разделов. Он включает: 

    1. прогноз объема реализации;
    2. баланс денежных расходов и поступлений;
    3. таблицу доходов и затрат;
    4. сводный баланс активов и пассивов предприятия;
    5. график достижения безубыточности.
 

     В девятом разделе излагается план получения средств для создания или развития предприятия: общий  объем средств для реализации данного проекта, их источники, окупаемость проекта и получение дохода инвестора на вложенный капитал.

     Составление финансовых расчетов как части бизнес-плана  затруднено ввиду отсутствия единых методических подходов к их составлению.

     В современных условиях сложно говорить о стратегическом финансовом планировании на предприятиях, речь скорее может идти о финансовом прогнозировании, т. е. разработке вероятного представления о предельных и желательных состояниях объекта в будущем. Это может быть прогнозирование финансового положения предприятия, отдельных показателей – прибыли, доходы от ценных бумаг и др. [10, с. 229] 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Годовое финансовое  планирование 

     Ведущим финансовым планом в современных  условиях является текущий. Он разрабатывается  на год, полугодие, квартал, месяц и представляет собой баланс доходов и расходов предприятия, или его бюджет.

     Форма годового финансового плана (расчетный  баланс доходов и расходов) приведена  в таблице 3.2.1. [10, с. 231]

     Табл.3.2.1. Примерная форма  доходов и расходов предприятия
 
Наименование  показателей

     Отчетный  период

Планируемый период
уточненный 

план

ожидаемое

исполнение

в ценах отчетного периода в ценах планового периода
1. Доходы и поступления        
1. Общая  прибыль        
2. Амортизация        
3. Прирост  устойчивых пассивов        
Всего доходов и поступлений        
2. Расходы и отчисления        
1. Производственное  развитие (фонд накопления)        
2. Социальное  развитие (фонд потребления)        
3. Резервный  фонд        
4. Другие расходы        
Всего расходов и отчислений        
Превышение  доходов над расходами        
3. Платежи в бюджет        
1. Налог  на прибыль        
2. Налог  на доходы        
3. Налог  на недвижимость        
4. Другие  налоги        
Всего платежей в бюджет        
Превышение  платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета        
4. Ассигнования  из бюджета        
1.        
2.        
3.        
Всего ассигнований из бюджета        
Превышение  ассигнований из бюджета над платежами  в бюджет        

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии