Финансовое планирование. Его роль и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 00:49, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе рассматривается основные понятия финансового планирования, его принципы, задачи, методы и виды. Во второй (практической) части курсовой работы рассматривается составление финансового плана предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________________3
1. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ_______________________________________4
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ___________________________________________4
ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ____________________5
ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ_______________________5
МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ______________________6
ВИДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ¬¬¬¬¬¬¬¬¬_________________________7
2. СОСТАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНА (БЮДЖЕТА)__________________11
2.1 БЮДЖЕТ ПРОДАЖ________________________________________________11
2.2. БЮДЖЕТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РАСХОДОВ__________________________16
2.3. БЮДЖЕТ ПРИБЫЛЕЙ И УБЫТКОВ_________________________________17
2.4. БЮДЖЕТ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ________________18
2.5 ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН ____________________________________________19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________________22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ__________________________________________________24

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 179.00 Кб (Скачать)
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,

СТАТИСТИКИ  И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

____________________________________________________________ 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

По дисциплине «Финансы»

на тему 

  «Финансовое планирование. Его роль и значение» 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 

Группы 

.

Научный руководитель:

Дроковский  Н.Б. 

                                               

Дата сдачи ______________

Дата проверки __________

Оценено _______________

Подпись

Преподавателя _________ 
 
 

Калининград

2008

СОДЕРЖАНИЕ: 

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________________3

  1. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ_______________________________________4
  2. ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ___________________________________________4
  3. ПРИНЦИПЫ  ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ____________________5
  4. ЗАДАЧИ  ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ_______________________5
  5. МЕТОДЫ  ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ______________________6
  6. ВИДЫ ФИНАНСОВОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ_________________________7
  7. СОСТАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНА (БЮДЖЕТА)__________________11

    2.1 БЮДЖЕТ ПРОДАЖ________________________________________________11

      2.2. БЮДЖЕТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РАСХОДОВ__________________________16

      2.3. БЮДЖЕТ ПРИБЫЛЕЙ И УБЫТКОВ_________________________________17

      2.4. БЮДЖЕТ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ________________18

      2.5 ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН ____________________________________________19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________________22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ__________________________________________________24 
 
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Целью курсовой работы является усвоение понятий финансовое планирование, его цели и основные аспекты, а также расчет формирования финансового плана субъекта хозяйствования.

    Под финансовым планированием  понимают совокупность мероприятий по составлению и выполнению планов формирования доходов и расходов.

    Финансовое планирование является  важным  элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов должен быть знаком с механикой и выполнения и контроля финансовых планов по крайней мере, настолько, насколько это касается его деятельности.

    Финансовое планирование обеспечивает  предварительный контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов,

создает предпосылки укрепления финансового состояния предприятия. Финансовое планирование невозможно без планирования хозяйственной деятельности. Но не следует считать финансовое планирование пересчетом тех или иных производственных показателей.

 

    Финансовый план является частью  бизнес планирования предприятия.  Он 

призван обобщить материалы, изложенные в описательной части планирования,

для того чтобы представить их в стоимостном  выражении.

    В нашей стране слишком долго  использовались одни и те же методы

воздействия, которые в силу их консерватизма  уже не обеспечивали

надлежащего  эффекта. Перестройка управления экономикой потребовала 

разработки  и осуществления новой финансовой политики, перехода на

принципиально новые методы управления финансами, а также составления

новых финансовых планов

    В курсовой работе рассматривается  основные понятия финансового планирования, его принципы, задачи, методы и виды. Во второй (практической)  части курсовой работы рассматривается составление финансового плана предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ФИНАНСОВОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ
 

  • ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 

    Процесс принятия решения в целом как  процесс волеобразования, связанный  с будущим, можно рассматривать  в качестве процесса планирования. Планирование в широком смысле слова означает принятие на основе систематической подготовки управленческих решений, связанных с будущими событиями. Речь идёт о систематической постановке целей и подготовке необходимых для их достижения мероприятий (целенаправленные действия с объектами) в рамках имеющегося или создаваемого потенциала предприятия. Планирование, таким образом, представляет собой систематическое формирование будущего предприятия и охватывает процесс составления и принятия планов. 

    Планирование  в узком смысле можно определить только как систематическую подготовку решений, связанных с определением будущих событий. Планирование означает в этом смысле систематическую подготовку к формированию будущего предприятия. 

    Главный смысл планирования состоит в  повышении производительности и эффективности работы предприятия посредством: 

    • целевой ориентации и координации всех событий на предприятии;
    • выявления рисков и снижения их уровня;
    • разукрупнения и тем самым упрощения процессов;
    • повышения гибкости, приспосабливаем ости к изменениям.
     

    Планирование  обусловлено анализом и прогнозом, результаты которых содержат соответствующие  сравнения предполагаемых воздействий  значимых для будущего альтернатив. В стремлении к выявлению лучших альтернатив, целей и способов их достижения проявляется функция оптимизации. 

    В ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние  своих финансов, выявляет возможности  увеличения финансовых ресурсов, направления  их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Отсюда следуют и основные методы финансового планирования. 
     

    Планирование -это форма деятельности, содержанием  которой является разработка, утверждение, доведение планов до исполнителей и  контроль за их выполнением. Конкретным результатом планирования является план. План - это документ, в котором отражены наиболее существенные характеристики экономики предприятия (документ, отражающий желаемое состояние производства). 
     

  • ПРИНЦИПЫ  ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 
  • Финансовое  планирование основывается на следующих  принципах:

    • Принцип соответствия состоит в том, что финансирование текущих активов следует планировать преимущественно за счет краткосрочных источников. Так, если предприятие планирует закупку сырья и материалов, не следует прибегать для финансирования этой сделки к эмиссии облигаций. Необходимо воспользоваться краткосрочной банковской ссудой или коммерческим кредитом поставщика. В то же время для проведения модернизации основных средств следует привлекать долгосрочные источники финансирования.
    • Принцип постоянной потребности в собственных оборотных средствах сводится к тому, что в планируемом балансе предприятия сумма оборотных средств должна превышать сумму краткосрочных задолженностей, т.е. нельзя планировать «слабо ликвидный» баланс. Определенная часть оборотных средств предприятия должна финансироваться из долгосрочных источников (долгосрочных кредитов и собственного капитала). В этом случае предприятие имеет меньший риск испытать дефицит оборотных средств.
    • Принцип избытка денежных средств предполагает в процессе планирования иметь некоторый запас денежных средств для обеспечения надежной платежной дисциплины в случае, когда какой-либо из плательщиков просрочит по сравнению с планом свой платеж. Когда сумма денежных средств предприятия становится чрезмерно большой (выше некоторого порогового значения), предприятие может прибегнуть к покупке высоколиквидных ценных бумаг.
    • Принцип рентабельности капиталовложений — для капиталовложений необходимо выбрать недорогие способы финансирования (финансовый лизинг, инвестиционный кредит). Заемный капитал выгодно привлекать лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала. В данном случае обеспечивается положительное действие эффекта финансового рычага.
    • Принцип сбалансированности рисков — особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств.
    • Принцип приспособления к потребностям рынка — для предприятия важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов.
    • Принцип предельной рентабельности — целесообразно выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.
     
     

  • ЗАДАЧИ  ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 
  • Основными задачами финансового планирования являются следующие: 

    1. Обеспечение  необходимыми финансовыми ресурсами  производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия;  

    2. Определение  путей эффективного вложения  капитала, оценка степени его  рационального использования;  

    3. Выявление  внутрихозяйственных резервов увеличения  прибыли за счет экономного  использования денежных средств;  

    4. Установление  рациональных финансовых отношений  с бюджетом, обслуживающими банками  и контрагентами;  

    5. Соблюдение  интересов акционеров и других  инвесторов;  

    6. Контроль  за финансовым состоянием, платежеспособностью  и кредитоспособностью предприятия. 
     

      1.  МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
     

    В практике финансового планирования применяются  следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, многовариантности, экономико-математического  моделирования. 

    1. Метод  экономического анализа позволяет  определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных  и стоимостных показателей, внутренние  резервы предприятия. 

    2. Сущность  нормативного метода заключается  в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др. Существуют и нормативы хозяйствующего субъекта, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроль за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. Современные методы калькулирования затрат, такие, как стандарт-кост и маржинал-костинг, основаны на использовании хозяйственных норм. 

    3. Использование  метода балансовых расчетов для  определения будущей потребности  в финансовых средствах основывается  на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. Причем большое влияние должно быть уделено выбору даты: она должна соответствовать периоду нормальной эксплуатации предприятия. 

    4. Метод  денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод даст более объемную информацию, чем метод балансовой сметы. 

    5. Метод  многовариантности расчетов состоит  в разработке альтернативных  вариантов плановых расчетов, с  тем чтобы выбрать из них  оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные. 

    Так, например, в одном варианте может быть заложен  продолжающийся спад производства, инфляция и слабость национальной валюты, а  в другом - рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию. 

    6. Методы  экономико-математического моделирования  позволяют количественно выразить  тесноту взаимосвязи между финансовыми  показателями и основными факторами,  их определяющими.  

    1.5 ВИДЫ  ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 

    Финансовое  планирование на предприятии охватывает три основных его вида: 1) оперативное  планирование финансовой деятельности; 2) текущее планирование финансовой деятельности; 3) прогнозирование финансовой деятельности. Каждому из этих видов финансового планирования соответствуют определенные формы представления его результатов.  

    Все три  вида финансового планирования находятся  во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Первоначальным этапом финансового  планирования является прогнозирование финансовой деятельности, которое определяет задачи текущего ее планирования. В свою очередь, текущее планирование финансовой деятельности создает основу для более углубленного оперативного ее планирования.  

    1. Прогнозирование финансовой деятельности предприятия представляет собой наиболее сложный этап планирования, требующий высокой квалификации исполнителей. Под прогнозированием финансовой деятельности предприятия следует понимать формирование системы долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижений. Прогнозирование финансовой деятельности предприятия является частью общей стратегии экономического развития предприятия и носит по отношению к ней подчиненный характер и должно быть согласовано с ее целями и направлениями.  

    В рамках прогнозирования финансовой деятельности разрабатывается общая концепция  финансового развития и финансовая политика предприятия по отдельным  аспектам финансовой деятельности  

    В отличие  от общей концепции финансового развития финансовая политика формируется лишь по отдельным направлениям финансовой деятельности предприятия, а не охватывает весь комплекс этой деятельности. Финансовая политика представляет собой форму реализации стратегии финансового развития предприятия в разрезе отдельных аспектов финансовой деятельности.  

    Прогнозирование финансовой деятельности предусматривает  установление последовательности и  сроков достижения отдельных целей  и стратегических задач. Как правило, период прогнозирования составляет 3—5 лет.  

    2. Текущее  планирование финансовой деятельности  состоит в разработке системы  финансовых планов по отдельным  аспектам финансовой деятельности  предприятия. Текущее планирование  позволяет определить на предстоящий  период все источники финансирования деятельности предприятия, сформировать систему его доходов и расходов, обеспечить постоянную платежеспособность предприятия, предопределить структуру его активов и пассивов на конец планируемого периода.  

    Отдельные виды текущих финансовых планов предприятия составляют обычно на предстоящий год с разбивкой по кварталам.  

    В процессе текущего финансового планирования на предприятиях разрабатываются обычно следующие виды финансовых планов:

    • план доходов и расходов по основной хозяйственной деятельности;
    • план поступления и расходования денежных средств;
    • балансовый план;
    • план формирования и использования финансовых ресурсов.
     

    Степень детализации показателей каждого  из видов финансового плана определяется предприятием самостоятельно с учетом специфики его деятельности, а также действующей практики организации финансового и управленческого учета.  

    Разработка  плана доходов и расходов по основной хозяйственной деятельности является первоначальным этапом текущего планирования финансовой деятельности предприятия. Целью разработки этого плана является определение суммы чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия в планируемом периоде.  

    Основными показателями этого плана являются: объем производства продукции (товаров, услуг); сумма и уровень доходов  от продажи продукции; сумма и уровень валовых расходов производства и обращения; ставки и сумма основных налоговых платежей; сумма налогооблагаемой и чистой прибыли предприятия.  

    Разработка  плана поступления и расходования денежных средств также является важным моментом текущего планирования финансовой деятельности предприятия. Целью разработки этого плана является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия на всех этапах планируемого периода. Поэтому показатели этого плана часто рассчитываются не только поквартально, но и в помесячной разбивке.  

    Разрабатываемый план поступления и расходования денежных средств состоит из двух разделов, которые должны быть сбалансированы между собой в разрезе каждого  квартала (месяца). В разделе «Поступление денежных средств» планируется привлечение денежных активов от продажи продукции (товаров, работ, услуг), продажи другого имущества, взыскания просроченной дебиторской задолженности и из других источников. В разделе «Расходование денежных средств» предусматривается использование денежных средств на покупку сырья, материалов и товаров; малоценных и быстроизнашивающихся предметов; аренду и содержание основных фондов и на другие цели. Учитывая высокую финансовую ответственность за просрочку платежей, при планировании необходимо предусматривать не только соответствие поступления и расходования денежных средств, но и наличие определенных резервов в форме остатка свободных денежных средств на расчетном счете, других счетах и в кассе предприятия.  

    Балансовый  план предприятия отражает прогноз состава его активов и пассивов и представляет собой часть текущего финансового планирования на предприятии. Целью разработки балансового плана является определение возможности прироста отдельных активов и формирование оптимальной финансовой структуры капитала предприятия, обеспечивающей финансовую устойчивость его развития.  

    В процессе разработки балансового плана используется укрупненная схема статей баланса  предприятия, отражающая требования бухгалтерского учета применительно к специфике предприятия данной организационно-правовой формы (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и т. п.). При планировании активов оптимизируется соотношение оборотных и необоротных их видов, а в составе оборотных — отдельных их групп по уровню ликвидности. При планировании пассивов оптимизируется соотношение собственных и заемных средств, а в составе заемных — краткосрочных и долгосрочных обязательств.  

    План  формирования и использования финансовых ресурсов представляет собой часть  текущего финансового планирования предприятия, целью разработки которого является аккумуляция и целенаправленное расходование финансовых ресурсов, обеспечивающих стратегическое развитие предприятия в планируемом периоде.  

    Разрабатываемый план состоит из двух разделов, сбалансированных между собой. В разделе «Источники формирования финансовых ресурсов» выделяются следующие показатели: сумма чистой прибыли, направляемой на производственное развитие; сумма амортизационных отчислений; прочие источники формирования собственных финансовых ресурсов; сумма привлекаемых долгосрочных кредитов и займов; суммы привлекаемых краткосрочных кредитов и займов и другие. В разделе «Направления использования финансовых ресурсов» выделяются следующие показатели: капитальные вложения во внеоборотные активы; финансирование прироста оборотных активов; вложения в нематериальные активы; прирост долгосрочных финансовых вложений и другие.  

    3. Оперативное  планирование финансовой деятельности  заключается в разработке системы  бюджетов. Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода (до 1 года), отражающий расходы и поступление средств по отдельным аспектам финансовой деятельности, отдельным хозяйственным операциям или инвестиционным проектам.  

    Разработка  бюджета направлена на решение двух основных задач: 1) определение объема и структуры расходов; 2) обеспечение покрытия этих расходов финансовыми ресурсами из различных источников.  

    В практике оперативного финансового планирования используются два вида бюджетов: бюджет капитальных затрат и поступления средств и бюджет текущих денежных расходов и доходов.  

    Бюджет  капитальных затрат и поступления  средств (для краткости — капитальный  бюджет) — это бюджет, разрабатываемый  на этапе осуществления реального  инвестирования, связанного с новым строительством, реконструкцией и модернизацией объекта.  

    Бюджет  текущих денежных расходов и доходов (текущий бюджет) — это бюджет, разрабатываемый по отдельным хозяйственным  операциям или по хозяйственной  деятельности предприятия в целом в разрезе отдельных краткосрочных периодов (в порядке конкретизации плана доходов и расходов по основной хозяйственной деятельности).  

    Капитальный бюджет состоит из двух разделов: капитальные  затраты и поступление средств. Капитальные затраты представляют собой затраты на приобретение долгосрочных внеоборотных активов. К ним обычно относят первоначальную стоимость вводимых в строй зданий и сооружений (или поэтапные расходы по их сооружению); стоимость новых видов машин и оборудования; стоимость приобретаемых нематериальных активов (патентов, «ноу-хау» и других) и т. п. Поступление средств при разработке капитального бюджета включает планируемый поток финансовых средств (инвестиционных ресурсов) в разрезе отдельных источников.  

    Текущий бюджет также состоит из двух разделов: текущие расходы и доходы от текущей хозяйственной деятельности. Текущие расходы представляют собой расходы производства или обращения. Доходы от текущей хозяйственной деятельности формируются в основном за счет продажи продукции (товаров, работ, услуг).  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      2. СОСТАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНА (БЮДЖЕТА) 

    2.1. БЮДЖЕТ  ПРОДАЖ 

    В зависимости  от организационной структуры предприятия, а также принятой структуры управления используются следующие методы управления бюджетированием. 

    Директивный метод предполагает, что формирование бюджета по всем структурным подразделениям и по предприятию в целом осуществляется сверху вниз (top-down), то есть руководство  предприятия намечает целевые программы  и доводит до своих структурных  подразделений (цехов, хозяйств, служб) основные количественные показатели (не только финансового характера). Иными словами, дирекция предприятия контролирует ход выполнения доведенных показателей, помогает решить возникающие проблемы, оказывает помощь в формировании портфеля заказов, в обеспеченности сырьем, материалами и т.п. 

    Управленческий  метод основан на другом подходе  — снизу вверх (bottom-up), то есть основные параметры своего развития формирует  само структурное подразделение  и доводит их руководству предприятия, которое обобщает полученную информацию и на ее базе формирует план по предприятию в целом. 

    Как при  директивном, так и при управленческом методе имеют место многократное уточнение, согласование и корректировка  плана по многим показателям. В связи с этим ряд предприятий использует так называемый смешанный, или комбинированный, подход. Суть его состоит в том, что руководство предприятия доводит до структурных подразделений основную целевую задачу подразделения и весьма ограниченное количество показателей, а способы  достижения поставленной цели, конкретизацию методов решения отдельных задач берет на себя структурное подразделение. Руководство предприятия контролирует процесс выполнения поставленной цели и вмешивается только в случае возникновения критической ситуации. Обязательства по выполнению плана полностью возлагаются на структурное подразделение. 

    Применяются различные способы формирования бюджета, которые зависят от организационной  структуры предприятия, принятого  порядка формирования плана и  т.п. 

    Многие  предприятия в качестве структурообразующего разрабатывают специальный документ — Положение об организационной  структуре, содержащее: 

    ·  наименование основных структурных подразделений; 

    ·  виды их деятельности (товары, услуги, работы); 

    ·  задачи, решаемые структурными подразделениями; 

    ·  перечень функций менеджмента; 

    ·  права  и обязанности. 

    Для наглядности  и простоты изложения обязательно  прилагается организационная структурная  схема предприятия. 

    Наиболее  типичными являются условия формирования плана по центрам затрат и доходов, разработка плана по заказам, а также по функциональным центрам. 

    При разработке плана по центрам затрат и доходов  прежде всего рассматривается вопрос реструктуризации предприятия, то есть решается вопрос о том, будет ли меняться структура и по каким структурным подразделениям будет разрабатываться бюджет. Выделяются так называемые бизнес-единицы: цеха, хозяйства, службы, которые будут отвечать за исполнение бюджета. При этом бизнес-единицы группируют по центрам затрат и центрам доходов. Определяется период бюджета (год, три, пять). 

    Центры  затрат — это структурные подразделения, где контролируются расходы предприятия  за определенный период (смену, декаду, месяц, отчетный период). Контроль осуществляется посредством сравнения фактических затрат с  нормативными (если они имеются на предприятии). Это сравнение характерно для цехов с типовым серийным производством. Для функциональных подразделений (бухгалтерии, экономических служб, отдела кадров и т.п.) контроль осуществляется сравнением плановых затрат с фактическими. При этом контроль осуществляется путем сравнения принятых на предприятии показателей, например выпуска продукции на 1 рубль заработной платы соответствующих служб или выпуска продукции на 1 рубль расходов. В состав расходов кроме основной заработной платы включаются дополнительные выплаты, суммы штрафов, пеней и других начислений налоговых органов или руководителя предприятия за допущенные нарушения. 

    Центры  доходов — это службы и цеха, которые связаны с продажами (например, служба маркетинга, экспедиция, магазин при предприятии), а также цеха, выпускающие товарную продукцию, или отдельные укрупненные позиции товарной продукции, или виды деятельности. Контроль за центрами дохода может осуществляться путем сравнения как отдельных абсолютных показателей, так и темпов их изменения, а также при помощи расчета рентабельности как в целом по структурному подразделению, так и по отдельным видам продукции, видам бизнеса. 

    Для предприятий, работающих позаказно (единичного и  мелкосерийного производства — судостроение, авиастроение, тяжелое машиностроение), бюджет формируется по каждому заказу, включая доходную и расходную части. Вся ответственность за исполнение бюджета, контроль за его выполнением возлагаются на руководителя проекта. Такой подход позволяет разрабатывать бюджет по предприятию в целом, определять эффективность отдельных видов работ, номенклатуры продукции, а также установить взаимосвязь достигаемых результатов с личной заинтересованностью исполнителей. 

    Формирование  плана по функциональным центрам  предполагает, что все показатели, с помощью которых контролируется выполнение финансового плана распределяются по определенным группам (например, доходы, расходы, обязательства, налоги, платежи, активы и т.п.). Эти группы показателей включаются в функциональные центры, которые возглавляют руководители, несущие полную ответственность за их достижения, обеспечивая при этом их взаимоувязку с центрами доходов и затрат. 

    Важным  этапом работы бюджетного комитета после  принятия бюджета является контроль за его исполнением. Так как бухгалтерская информация не обеспечивает оперативного контроля за исполнением бюджета, учет должен быть обязательно оперативным, то есть используется управленческий учет. Желательно, чтобы учет осуществлялся по основным показателям ежедневно, что обеспечивает сравнение плановых и фактических данных, позволяет оперативно отреагировать на отклонение от плана, осуществить необходимую корректировку. При этом устанавливаются причина отклонений, виновник, способы устранения  отклонений, меры воздействия и т.п. Необходимо также разработать организационный и календарный регламент бюджета, то есть определить, кто, кому, какие данные, в каком виде и когда должен представить. Разрабатываются таблицы, формы исходных данных, уточняется временной период информации, единицы измерения, полнота данных, порядок их согласования, контроля исполнения и утверждения. 

    Как правило, на крупных предприятиях работы по бюджетированию следует начинать в  августе-сентябре, когда определяются цели и параметры проекта бюджета на следующий год. В октябре уточняются продажи по номенклатуре продукции, типам потребителей и регионам, то есть готовится прогноз бюджета продаж. В ноябре проверяются наличие оборотных средств и потребность в них, рабочей силе, инвестициях, то есть разрабатывается программа производства. В начале декабря уточняются денежные потоки предприятия, потребности в финансировании, ожидаемые результаты, то есть готовится бюджет предприятия и его структурных подразделений. Далее осуществляются корректировка и уточнение бюджетов, и в конце декабря утверждается план предприятия, согласованный с руководителями структурных подразделений. При разработке стратегического финансового плана на пять и более лет желательно на первый год сделать его помесячно, на второй — поквартально, на все последующие годы — по годам. Если формируется перспективный план, то осуществляется детализация плана по вышеуказанному порядку, а если подготавливается текущий план на ближайший год, то контрольные задания уточняются: в I квартале — помесячно, во II и III — поквартально, а в IV — годовые данные. 

    Уточняется  пространственный разрез финансового  плана. Он будет разрабатываться  по предприятию в целом или  по всем (или определенным) бизнес-единицам. 

    Основная  цель составления финансового плана  — определение возможных объектов финансовых ресурсов на базе диагностики и выбора наиболее устойчивого варианта финансового положения предприятия, с учетом его внешних и внутренних возможностей. 

    Схема построения структур бюджета зависит  от отраслевых и технологических особенностей предприятия, его организационной, управленческой и финансовой структуры и многих других факторов. 

    Бюджет  продаж является отправной и исходной базой всего процесса бюджетирования. Формирование бюджета продаж включает: 

      ·  определение объема продаж, то есть составление плана заказов (продаж); 

      ·  прогнозирование спроса; 

      ·  прогнозирование цены продаж. 

    Определение объема продаж осуществляется по конкретным клиентам (покупателям) с указанием  наименований поставляемых товаров, объемов поставок в натуральных и стоимостных единицах измерения, цен единицы, сроков оплаты, видов платежных средств, банков, через которые осуществляются расчеты, адресов, реквизитов и т.п. 

    При больших  объемах продаж и технологически сложном производстве с длительным производственным циклом уточняются способы обеспечения продаж: 

    ·  через  заказ-наряд для изготовления на производстве; 

    ·  через  закупку, то есть заказ на покупку  торгового предприятия. Используется управленческая версия make or buy (произвести или купить); 

    ·  через  перемещение, то есть заказ готов  и находится на складе предприятия  или в его торговом доме. 

    Прогнозирование спроса позволяет не затоваривать склад  готовой продукцией и обоснованно  определять возможности сбыта для  последующей продажи. 

    На основании прогнозирования цены продаж составляется план продаж в стоимостном выражении, рассчитывается ряд показателей финансовой деятельности предприятия, формируются его себестоимость и эффективность производства. 

    При разработке бюджета продаж необходимо учитывать: 

    ·  сезонный характер спроса на определенную продукцию; 

    ·  особенности  технологии производства; 

    ·  источники  финансирования заказов и поступления  средств за реализуемую продукцию; 

    ·  степень  платежеспособности населения и  другие факторы.   

    На основании плана продаж формируется бюджет продаж с учетом остатков готовой продукции на складах (на начало и конец периода) и ожидаемого плана производства. Бюджет продаж — это основа составления всех остальных бюджетов по структурным подразделениям и сводного бюджета предприятия. Поэтому к разработке бюджета продаж следует подойти с особой тщательностью и учесть влияние ряда факторов на объемы продаж, в частности: 

    ·  объемов  продаж предшествующих периодов; 

    ·  уровня спроса на продукцию предприятия; 

    ·  географии сбыта и категорий покупателей; 

    ·  ценовой  политики предприятия и качества продукции; 

    ·  конкуренции  и рекламной кампании; 

    ·  сезонных колебаний и др. 

    Бюджет  продаж практически предопределяет ожидаемые денежные потоки предприятия, которые формируют доходную часть бюджета потока денежных средств. Поэтому крайне важно учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают временной период оплаты отгруженной продукции в разрезе декад, месяцев с учетом безнадежных долгов. 

    Бюджет  производства составляется после разработки бюджета продаж, с учетом сформированного на основании маркетинговых расчетов портфеля — заказов потребителей, остатков продукции на складе, брака в производстве, условий хранения и возможных потерь готовой продукции, а также с учетом влияния технологических и экономических факторов производства. Обоснованный бюджет производства, то есть практически производственный план, позволяет установить взаимосвязь между различными структурными подразделениями, участвующими в производственном процессе, увязать производство и сбыт продукции, определить потребность в необходимых материалах, в трудовых ресурсах, в уровне загрузки и использования производственной мощности и т.п. 

    Бюджет  материальных затрат формируется в  зависимости от остатков материальных затрат (сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий, запчастей и т.п.) на складах предприятия и бюджета производства. При этом потребность в материалах ведется на базе норм расхода сырья и материалов, длительности технологического цикла, загрузки оборудования и площадей, сроков поставки материала, объемов закупки, наличия страховых запасов. При необходимости бюджет материальных затрат осуществляется с достаточной степенью детализации и спецификации основных и вспомогательных материалов. При разработке бюджета прямых материальных затрат крайне важно определить и обосновать объем закупок материальных ресурсов с учетом сроков и условий погашения кредиторской задолженности за ресурсы.

    Бюджет  оплаты труда включает расчеты по трудоемкости производственной программы и отдельных видов продукции, а также определения среднего уровня почасовой оплаты труда, исходя из действующих норм затрат и норм оплаты труда по различным категориям работающих. 

    В бюджете  накладных расходов определяются общецеховые  расходы (содержание аппарата управления цехом; содержание зданий, сооружений и инвентаря цеха; амортизация цеха, текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря цеха; охрана труда и прочие цеховые расходы) и общезаводские расходы (командировки; амортизация основных средств общезаводского характера; содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны; содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского характера; подготовка кадров; прочие общезаводские расходы). 

    Бюджет  коммерческих расходов, рассчитываемый маркетинговой службой предприятия в процентном отношении к объему продаж, включает: затраты на рекламу, комиссионные торговых агентов, транспортные услуги, погрузочно-разгрузочные затраты, страхование грузов, упаковку, хранение, аренду складов и другие затраты. 
     

    2.2. БЮДЖЕТ  УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РАСХОДОВ 

    Бюджет  управленческих расходов — это расходы, связанные с содержанием органов  управления предприятием: руководства  предприятия, отдела кадров, юридического отдела, бухгалтерии, планово-экономической службы, снабжения и др. 

    Бюджет  управленческих расходов можно рассчитывать в процентном отношении от бюджета  продаж, а можно прямым способом по следующим статьям затрат (табл. 2). 

    Бюджет  управленческих расходов на 2009 г., тыс. руб. 

    № п/п Статья затрат На год
    1 Содержание  зданий, сооружений, инвентаря общехозяйственного назначения 50
    2 Оплата труда  управленческого персонала 1050
    3 Внебюджетные  начисления -
    4 Канцелярские  расходы 8
    5 Командировочные расходы 15
    6 Информационные, консультационные, аудиторские услуги 60
    7 Амортизация основных средств управленческого и общехозяйственного назначения 20
    8 Арендная плата  за помещения, транспортные средства общехозяйственного назначения -
    9 Почтово-телефонные услуги 180
    10 Прочие управленческие расходы 7
    11 Итого расходов 1390
    12 Управленческие  расходы без амортизации 1370
     
     

    2.3. БЮДЖЕТ  ПРИБЫЛЕЙ И УБЫТКОВ 

    Все подготовленные бюджеты увязываются между собой, уточняются и при необходимости  корректируются, после чего подготавливаются три основных финансовых документа: бюджет прибылей и убытков; бюджет движения (потока) денежных средств и бюджетный баланс. Разрабатывает эти документы финансовая служба предприятия. 

    Итоговым ( сводным) документом финансового плана  является бюджет прибылей и убытков, который по форме соответствует бухгалтерскому отчету о прибылях и убытках . 

    Бюджет  прибылей и убытков на 2009 г. (тыс.руб.) 

    № п/п Показатель На год
    1 Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (нетто, то есть без НДС, налога с продаж, акцизов, иных обязательных платежей) 18000
    2 Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг (производственная, то есть без  коммерческих и управленческих расходов) 7200
    3 Валовая прибыль (стр.1-стр.2) 10800
    4 Коммерческие  расходы 120
    5 Управленческие  расходы 1370
    6 Прибыль (убыток) от продаж (стр. 3 – (стр. 4 + стр. 5)) 9310
    7 Проценты к  получению -
    8 Проценты к  уплате -
    9 Прочие операционные доходы 382
    10 Прочие операционные расходы -
    11 Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности (стр. 6 + стр. 7 – стр. 8 + стр. 9 – стр. 10) 9692
    12 Прочие внереализационные  доходы -
    13 Прочие внереализационные  расходы 120
    14 Прибыль (убыток) планируемого периода (стр. 11 + стр. 12 –  стр. 13) 9572
    15 Налог на прибыль 1915
    16 Нераспределенная (чистая) прибыль (убыток) планируемого периода (стр. 14 – стр. 15 ) 7657
     

    Бюджет  прибылей и убытков необходим  для оценки рентабельности предприятия, для контроля за его хозяйственной  деятельностью. Именно наличие прибыли  в долгосрочной перспективе является залогом положительного сальдо отчета о движении платежных средств. 
     

    2.4. БЮДЖЕТ  ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 

    Один  из наиболее важных бюджетов на предприятии  — бюджет движения денежных средств, который позволяет определить реальную платежеспособность, выполнение финансовых обязательств. 

    Для определения  основных видов деятельности предприятия  и источников поступления средств  можно рекомендовать несколько  методических решений. 

    Прежде  всего учет доходов и расходов предприятия можно вести по ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, то есть вести учет по доходам (расходам): от обычных видов деятельности, операционных, внереализационных и от чрезвычайных ситуаций. 

    При заполнении бюджета по доходам и расходам предприятия следует руководствоваться  следующим. 

    I. По  доходам: 

    ·   понятие «доход» стало нормативно-регламентированным в бухгалтерском учете, обобщающим такие экономические понятия, как активы, обязательства и капитал; 

    ·   понятие «доход» в настоящее  время является однозначным и  под ним признается увеличение экономических  выгод в результате поступления активов (денежных средств и иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящих к увеличению капитала предприятия; 

    ·   хозяйственные операции, которые  увеличивают активы на определенный период времени, не являются доходами. Например, получение займа, кредита, залога, авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг и другие поступления средств (предварительная оплата, поступления по договорам комиссии, экспертные пошлины, НДС, акцизы и т.п.) увеличивают средства, но принадлежат третьим лицам и не оказывают никакого влияния на увеличение капитала предприятия; 

    ·   не всякое увеличение капитала может  быть следствием роста дохода. Например, если собственник вкладывает дополнительные средства в капитал организации, то это к доходам не имеет никакого отношения, поскольку увеличивается вклад участников в капитал; 

    ·   к доходам от обычных видов  деятельности относятся доходы предприятия, которые, как правило, имеют постоянный характер и связаны с уставной производственно-финансовой, инвестиционной или другой деятельностью; 

    ·   к операционным относятся доходы, которые не являются постоянным источником средств и зачастую не являются предметом  деятельности организации. Эти доходы могут появиться на предприятии, а могут и не возникнуть; 

    ·   под внереализационными доходами следует  понимать доходы, которые носят как  бы непредвиденный, «незаработанный» характер; 

    ·   к чрезвычайным относятся доходы, которые могут поступать в  виде страхового возмещения, стоимости  материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и т.п. 

    II. По  расходам: 

    ·   к расходам относятся действия, приводящие к уменьшению капитала предприятия; 

    ·   не признаются расходами затраты, которые  непосредственно не влияют на формирование финансовых результатов. Например: выбытие активов по договорам комиссии, агентским и другим аналогичным договорам  в пользу комитента, принципиала и т.п.; расходы по внесению средств предприятием в уставные (складочные) капиталы других акционерных обществ, а также приобретение ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи); погашение кредита, займа, то есть основной суммы, а не проценты по ним; выбытие в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг и др.; 

    ·   к расходам по обычным видам деятельности относятся затраты, связанные с  изготовлением и продажей продукции, выполнением работ, оказанием услуг  и продажей товаров, если эти виды работ предусмотрены в учредительных  документах предприятия, а если нет, то предмет деятельности организации определяется исходя из правила существенности, то есть доля работ, услуг, производства продукции составляет в стоимостном выражении 5 % и более от стоимости всех продаж этого предприятия; 

    могут возникнуть, а могут и не иметь  места. При этом проценты, уплачиваемые предприятием за предоставление ему  в пользование денежных средств (кредитов, займов), включаются в состав операционных расходов и непосредственно  относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) и списываются на балансовый счет «Прибыли и убытки». На этот же счет в составе операционных расходов списываются расходы по оплате услуг, оказываемых кредитными организациями; 

    ·   к внереализационным относятся  расходы, непосредственно не связанные с процессом производства и обращения; 

    ·   к чрезвычайным относятся расходы, вызванные потерями от стихийных  бедствий, пожаров, аварий и т.п. 

    2.5 ФИНАНСОВЫЙ  ПЛАН 

    Бюджетный баланс формируется на базе отчетных данных бухгалтерского учета на конкретную дату по принятым на предприятии субсчетам бухгалтерского учета. Он показывает, какими средствами финансирования располагает предприятие и как используются данные средства, а также дает возможность управления активами и пассивами предприятия, ускорения оборачиваемости текущих активов и пассивов, оптимизации структуры источников финансирования. 

    Для прогноза баланса используются суммы оборотных  активов (сырья, материалов, готовой  продукции и т.п.) и дебиторской  задолженности. 

    Источники формирования средств (пассивная часть баланса) определяются по собственным средствам, долгосрочным и краткосрочным кредитам, кредиторской задолженности и прочим текущим пассивам. 

    Эффективность бюджетирования в значительной степени  зависит от возможности: 

    · контроля за соблюдением бюджетов; 

    · гибкости бюджета, то есть корректировки утвержденных бюджетов; 

    · учета  рисков и неопределенности; 

    · взаимоувязки бюджетирования с системой материального  стимулирования подразделений и  персонала; 

    · взаимосвязи  двусторонней системы: «сверху вниз» и «снизу вверх»; 

    · налаженной системы планирования работ подразделений  и служб предприятия с определением целей, задач, сроков, объемов выполнения работ. 

    Таким образом, на базе сформированных бюджетов финансово-экономические службы предприятия могут получить ряд показателей, используя которые, руководство может оценить принятые планы, степень достижения целевых показателей и перспективы развития предприятия. 

    Вместе  с тем мировой опыт и отечественная  практика свидетельствуют, что разработка финансового плана (бюджета) — это сложный и трудоемкий процесс, затраты на его разработку не всегда обеспечивают ожидаемые результаты. 

    Бюджет  зачастую базируется на устаревшей, уже  прошедшей информации, он не гибок, так как изменение плановых условий зачастую не обеспечивается реальностями, бюджет ограничен временными рамками. 

    Пример  финансового плана (бюджета), который  могут разрабатывать как крупные, так средние и малые предприятия. 

    Финансовый  план предприятия на 2009 г. (тыс. руб.) 

    № п/п Показатель 2009г.
    1 Выручка от реализации (без НДС) 18000
    2 Затраты на сырье  и материалы 7200
    3 Материальная  маржа (стр. 1 – стр. 2) 10800
    4 Заработная  плата, в том числе социальные начисления 8250
    5 Энергетические  расходы 300
    6 Расходы на ремонт 120
    7 Расходы на хранение -
    8 Амортизация 135
    9 Коммерческие  расходы 120
    10 Налоги 2217
    11 Прочие расходы 225
    12 Итого расходов (стр. 4 + стр. 5 + стр. 6 + стр. 7 + стр. 8 + стр. 9 + стр. 10 + стр. 11) 11367
    13 Промежуточный результат (стр. 12 – стр. 3) 567
    14 Сумма процента за кредит -
    15 Всего затрат (стр. 12 + стр. 14) 567
    16 Курсовые разницы (+, – ) -
    17 Прибыль брутто (стр. 15 – стр. 3 ± стр. 16) 567
    18 Налог на прибыль (% от стр. 17) 113
    19 Прибыль нетто (стр. 17 – стр. 18) 454
     

    Такой план можно разрабатывать на определенный период времени, например на каждую неделю. При этом выполнение плана прошедшей недели является основанием для уточнения плана на следующую неделю. В результате такого планирования достигается непрерывность планирования, и предприятие может уловить сезонные колебания производства (продаж), региональные потребности, а также (особенно предприятия пищевой промышленности) изменения в продажах по дням недели, субботним и предпраздничным дням. Предприятия-производители в результате планирования проще и более обоснованно определяют объемы, номенклатуру и ассортимент продаж даже по отдельным потребителям, а также более разумно формируют цену реализации. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 
     

    Финансовое  планирование является исключительно  важным аспектом деятельности любого предприятия. 

    Финансовое  планирование - это процесс разработки финансовых планов и плановых показателей, которые помогают обеспечить предприятие  финансовыми ресурсами и увеличить  эффективность его деятельности в определенный период времени в будущем. Финансовое планирование является как бы первым шагом на пути к процветанию фирмы. 

    Финансовое  планирование воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей. Оно дает возможность  определить, насколько перспективен тот или иной проект, новое направление деятельности. Также финансовое планирование является инструментом получения инвестиций. 

    Методы  планирования - это конкретные способы  и приемы плановых расчетов. Планирование финансовых показателей осуществляется с помощью нескольких методов. К ним относятся: экономического анализа; нормативный; балансовых расчетов; денежных потоков; метод многовариантности; экономико-математическое моделирование. Цель каждой фирмы подобрать такие методы финансового планирования, чтобы конечный результат оказывался как можно ближе к прогнозу. 

    Финансовое  планирование на фирме бывает трех видов и различается по типу составляемого  плана и сроку на который он разрабатывается. Финансовое планирование бывает: оперативное, текущее и перспективное (стратегическое). С переходом от одного вида планирования к другому цели, задачи, этапы осуществления и показатели более конкретизируются, становятся более четкими. 

    В современных  условиях перспективное финансовое планирование охватывает период от одного года до трех лет. Перспективное планирование состоит из разработки финансовой стратегии и прогнозирования финансовой деятельности предприятия. 

    Текущее планирование финансовой деятельности является составной частью перспективного плана, оно основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности и представляет собой конкретизацию его показателей. 

    Оперативное финансовое планирование - это логическое продолжение текущего финансового планирования. Оно осуществляется в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятия. 

    Я считаю очень важным использования финансового  планирования, всех его видов. Постепенное продвижение от большого к малому, конкретизация финансовых показателей, контроль за исполнением финансовых планов являются залогом процветания и устойчивости любого предприятия. Также очень важно не просто использовать существующие методы финансового планирования в России, но и стараться все время усвоить новое, отслеживать новые методики финансового планирования, перенимать зарубежный опыт. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Список  используемой литературы 

    • Экономика предприятия (фирмы). - Учебник/ Под ред. О.И. Волкова, -  М.: ИНФРА-М, 2002. - 601 с.
     
    • Управление  финансами (Финансы предприятий): Учебник/ А.А. Володин и др. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 504 с.
     
    • «Справочник экономиста», 2007г.
     
    • О. И. Волков. Экономика предприятия. Инфра - М. Москва.1997
     
    • В. Д. Маркова. Бизнес-планирование

    Информация о работе Финансовое планирование. Его роль и значение