Финансово кредитный механизм на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:55, контрольная работа

Описание работы

Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми ресурсами, не используя широкие возможности воздействия на все эти явления посредством финансового механизма. Развитие в стране местного самоуправления, призванного решать задачи местного значения, также требует соответствующего финансового обеспечения, функционирования финансов муниципальных образований.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…..3
1. Понятие финансового механизма………………………………………5
2. Понятие кредитного (финансово – кредитного) механизма………….9
3. Финансово-кредитный механизм на современном этапе……………11
Заключение………………………………………………….………….…16
Список литературы………………………………………………….……17

Работа содержит 1 файл

Финансово кредитный механизм на современном этапе.docx

— 31.71 Кб (Скачать)

     При переходе к рыночным отношениям, когда  государство перестает быть гарантом, появилась необходимость в способах оценки кредитного риска. В различных случаях применяют оценку банковского риска на основе цели кредитования, анализа источников погашения ссуды, оценки деловых рисков, оценки структуры кредитного портфеля и достаточного резерва для погашения убытков по ссудам.

     За  пользование кредитом нужно платить. Ценой пользования служит ссудный (банковский) процент. Теоретически источником ее уплаты является часть прибыли предприятия, полученная в результате использования заемных средств. Существуют различные формы ссудного процента.

     Доля  дохода, получаемая банком в виде банковского  процента, представляет собой компенсацию  за посредничество и оценку кредитоспособности клиента. Однако процентная ставка используется не только для денежно-кредитного регулирования, но в большей степени как экономический способ управления кредитом. Через нормы процента уравновешивается соотношение спроса и предложения кредита, рациональное сочетание собственных и заемных средств. В целом средний уровень банковского процента как «цена» кредитных вложений (Ц) выражается формулой:  

     Ц = c+n+a-y  

     где   с – себестоимость кредитных вложений для банка;

     n - средняя норма прибыли от  ссудных операций с привлеченными  средствами;

     а – уровень дохода на собственный  капитал банка;

     у – норма комиссионного вознаграждения на единицу продуктивно размещенных  средств (если оно относится на удешевление  стоимости кредита). Здесь с является относительно постоянной величиной, а n и а сильно зависят от состояния  рыночной конъюнктуры. 
 
 
 

     3. Финансово-кредитный механизм на  современном этапе 

     Государственная финансовая политика — понятие многоплановое. И если в целом ее сфера определяется параметрами участия государства  в управлении экономикой и социальной сферой, исходя из господствующих на отдельных  исторических этапах развития общества теоретических концепций, дифференциация ее по элементам стоимостных отношений  зависит от развитости финансовой системы  и меры самостоятельности отдельных  ее звеньев.

     Как правило, в составе финансовой политики выделяют, как относительно самостоятельные, бюджетную и кредитно-денежную политику.

     Под бюджетной политикой понимают определение  государством

     • источников формирования доходов государственного бюджета;

     • приоритетных направлений расходов бюджета;

     • допустимых пределов разбалансированности бюджета;

     • источников финансирования бюджетного дефицита;

     • принципов взаимоотношений между  отдельными звеньями бюджетной системы.

     В свою очередь, в составе бюджетной  политики приобретают относительную  самостоятельность налоговая политика, инвестиционная политика, политика управления государственным долгом, политика бюджетного федерализма. Налоговая политика определяет выбор состава налогов, размера  их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Одновременно устанавливается мера конфискационной  или стимулирующей направленности как налоговой системы в целом, так отдельного налога.

     Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного  обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса  национальной денежной единицы; обеспечение  своевременности и бесперебойности  расчетов в народном хозяйстве и  в различных звеньях финансовой системы через регламентацию  и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи), через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставки рефинансирования, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО—ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов.

     В кредитно-денежной политике относительную  самостоятельность приобретают  эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика — а в ней, в свою очередь, например, процентная политика и инвестиционная политика. Следует отметить, что  если в практике бюджетных отношений  под инвестициями понимают финансирование прироста и модернизации основных фондов, то в банковской практике под инвестициями понимают формирование портфеля ценных бумаг.

     Вопрос  о включении кредитно-денежной политики в состав финансовой политики не бесспорен, но их взаимосвязь и взаимозависимость бесспорны. Корректность включения в финансовую политику наряду с бюджетной и кредитно-денежной политики подтверждает анализ причин современного финансового кризиса, как в Российской Федерации, так и в странах Юго-Восточной и Восточной Азии, который начался с кризиса на финансовых рынках, сфера деятельности которых — кредитно-денежные операции.

     О взаимоувязке и взаимозависимости  бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики и объединении их в один финансовый узел говорят и многочисленные правительственные программы по выходу из финансового кризиса в  России на протяжении уже нескольких лет и в том числе антикризисные  предложения по выходу из кризиса  осени 1998 г., разработанные Центральным  банком и Министерством финансов Российской Федерации.

     Все большее значение в конце XX в. приобретает  международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми  и кредитными отношениями в сфере  международных отношений, связанных  как с международным разделением  труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с  участием в деятельности международных  организаций, в том числе и  в международных финансовых организациях.

     Государственная финансовая политика последнего десятилетия  в России оторвана от решения задач  социально-экономического развития общества, зачастую носит самодостаточный  характер. Принятие в качестве приоритетных целей финансовой политики России «вхождение в мировую финансовую систему», «недопущение бюджетного дефицита», «осуществление финансовой стабилизации» вряд ли можно  признать оправданными. Правомерно рассматривать  их как средства решения определенных социально-экономических задач общества. В этом случае и для «вхождения в мировую финансовую систему», и  для «недопущения бюджетного дефицита», и для «достижения финансовой стабилизации» могли бы быть использованы механизмы, направленные на развитие экономики, социальной сферы, а не на их разрушение.

     В реальной действительности финансовая политика последнего десятилетия была направлена на быстрое изменение  социального строя общества. Цель эта в основном достигнута. Возврат  к централизованно распределительной  системе уже невозможен. Другой вопрос – какой ценой достигнут этот результат и каковы перспективы  повышения жизненного уровня населения, учитывая, что доходы его в целом  имеют тенденцию к сокращению.

     В настоящее время очевидно, что  проведение реформ можно было осуществить  с меньшими издержками для значительной части населения страны посредством  проведения сбалансированной финансовой политики, предполагающей учет интересов  всех участников рыночных преобразований.

     Особенно  большое значение в настоящее  время приобретает финансовая политика таких международных финансовых организаций, как Международный  валютный фонд (МВФ), Международный  банк реконструкции и развития (МБРР) и Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР) и другие (например, Лондонский клуб кредиторов, Парижский  клуб кредиторов).

     Международная финансовая политика отдельных государств, как правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, и соответственно каждое государство  старается занять свое весомое место  на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала.

     Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности  которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или  сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется  система таможенных платежей или  конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики — сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.

     Государство защищает свои интересы и содействуя росту авторитета страны, участвуя в деятельности международных организаций, принимая участие в формировании финансовых фондов этих организаций  и в финансировании совместных программ.

     Финансовая  политика международных финансовых организаций направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или в форме реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга.

     Помощь  международных финансовых организаций  оказывается небезвозмездно и сопровождается рядом экономических или политический условий, не всегда выгодных для страны заемщика.

     В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства внутренняя и внешняя  финансовая политика государства решает одну главную задачу — обеспечение сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений.

     В период революционных изменений  политические силы, заинтересованные в изменении сложившейся системы, проводят политику, направленную на разрушение действующей системы и формирование новой системы общественных отношений. Роль финансовой политики в переломные периоды жизни общества трудно переоценить, так как в первую очередь происходит радикальное перераспределение  общественного богатства и перестраивается  финансовая система. 

 

     

     Заключение 
 

     Финансы – не только экономическая категория. Одновременно финансы выступают  инструментом воздействия на производственно-торговый процесс хозяйствующего субъекта. Это  воздействие осуществляется финансовым механизмом.

     Формируя  финансово – кредитный  механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям  финансовой политики того или иного  периода, что является залогом полноты  реализации её целей и задач. При  этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового  механизма и его отдельных  элементов с личными и коллективными  интересами, что выступает залогом  эффективности финансового механизма.

 

      Список литературы 

  1. Анисимов  О.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: «Проспект», 2009. – 331 с.
  2. Балабанов А. И., Балабанов И. Т.  «Финансы» СПБ 2009. – 209 с.
  3. Гаврюшин Н.С. Экономика предприятия (фирмы). 2011. – 147 с.
  4. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. – М.: Юристъ, 2010. – 300 с.
  5. Япаров Р.Г. Финансы. – М. «Просвет», 2008. – 225 с.
  6. http://economystroy.ru/finansovo-kreditnyj-mehanizm.htm

Информация о работе Финансово кредитный механизм на современном этапе