Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:27, научная работа
Нанотехнологии – это «самые высокие» технологии, на развитие которых ведущие экономические державы тратят сегодня миллиарды долларов. По прогнозам ученых нанотехнологии в XXI веке произведут такую же революцию в манипулировании материей, какую в ХХ произвели компьютеры в манипулировании информацией, а их развитие изменит жизнь человечества больше
Актуальность темы обусловлена значимостью нанотехнологий в нашей жизни, в глобальных масштабах мирового общества.
Анализ экономического эффекта: рынок труда и компании
Создание компаний является важным индикатором развития и экономической значимости новой технологии. Новые компании, как правило, представляют собой стартапы, располагающие одним главным активом – патентом на новую технологию, которую они могут применять сами или продать лицензию другим компаниям, обладающим большими возможностями производства или распространения продукции.
Что касается создания новых рабочих мест, то наибольший вклад дают стартапы, а также предприятия малого и среднего бизнеса. По оценке NSF, к 2015 г.в секторе нанотехнологий по всему миру потребуется около 2 млн. работников. Многие из этих рабочих мест будут созданы малым и средним бизнесом, но все же не только им. За последние несколько лет многие ведущие компании для повышения конкурентоспособности включили нанотехнологии в свой технологический портфель. Это объясняет, почему в число нанотехнологически ориентированных вошли компании, существующие уже сто и более лет. Лишь немногие из активных нанотехнологических компаний были созданы в первые восемь десятилетий XX в., в среднем по десять компаний за десятилетие. Большинство американских компаний, по которым имеются сведения, среднего размера, то есть их оборот составляет 10 –500 млн. долл. В Германии и Великобритании основная часть компаний значительно меньше – с оборотом ниже 10 млн. долл., а в Японии – 500 млн. долл..и выше. Частные компании – не единственный тип организаций, занимающихся нанотехнологиями. Данные о числе организаций, осуществляющих ИиР либо производственную деятельность в области нанотехнологий, помогают идентифицировать структуру научного потенциала. Между мировыми регионами существует некоторая дифференциация: если в США львиная доля приходится на малые и средние фирмы, а также стартапы, то университеты и исследовательские центры играют гораздо более значимую роль в Европе и Азии.
Приведенные сведения позволяют сделать вывод, что максимальный прогресс в создании и деятельности нанотехнологических компаний и развитии связанной с ними занятости наблюдается в США. В Европе наиболее значительную роль играет Германия, но на гораздо более скромном уровне, чем США. Главным соперником США выступает Япония. Что касается конкурентоспособности и создания новых рабочих мест, то здесь растет роль компаний, основанных на нанотехнологических изобретениях или внедряющих нанотехнологии в свой технологический портфель. Выходящие на рынок нанотехнологий Китай, Индия и Россия готовы к началу активных действий и сближению с Европой. Хотя ни одна из этих стран не была существенным образом отражена в статистике компаний, можно предположить, что динамика их развития в следующие десятилетия будет существенной, и они смогут стать серьезными конкурентами на мировом рынке и за нанопродукцию, и за размещение исследовательской базы и производств. Первые свидетельства тому дают индикаторы научнотехнологического развития
Заключение
Анализ экономического развития нанотехнологий, безусловно, начинается с исследования перспектив рынка. В случае нанотехнологий в целом эти перспективы сильно варьируются и зависят от конкретных целей. Здесь следует иметь в виду, что реальное положение дел нелегко оценить и практически невозможно заранее спрогнозировать.
Все говорит о том, что нас действительно ждет многообещающее нанотехнологическое будущее. Благодаря междисциплинарному характеру и особой значимости для фармацевтики и электроники нанотехнологии прочие страны могут легко опередить традиционные биотехнологии и даже достичь того уровня развития, который характерен сегодня для информационных и коммуникационных технологий.
Академик Андрей Алексеенко, глава Наноцентра Московского энергетического института, рассказал, каким станет мир к 2020 году. По словам ученого, через двенадцать лет нанотехнологии станут очень широко распространены. Каждому новорожденному будет выдаваться пластиковая карта с микрочипом, на котором записан его индивидуальный генетический код, какими болезнями он будет болеть в будущем, от чего надо беречься, а также какие у него противопоказания по применению лекарств. Данная услуга будет настолько недорога, что позволить ее себе сможет житель любой цивилизованной страны, сообщает РИА "Новости". Согласно прогнозам Алексеенко, к 2020 году в европейских и американских домах будут развернуты "умные сети" микродатчиков с сенсорами. Глобальная структура микросенсоров будет управлять нанороботами, которые смогут наблюдать за всем происходящим, присматривать за больными, лечить их "умными" лекарствами, учитывающими индивидуальный генетический профиль человека.
Развитие нанотехнологий будет идти и в области наземных видов вооружений, отмечает РИА "Новости". К 2020 году одним из возможных применений достижений военной нанотехники станет подрыв танков вероятного противника с помощью большого "облака" нанороботов, несущих боезаряды. Формировать такое "облако" из проектируемых боевых микро- и наноустройств радиусом менее миллиметра можно будет при помощи беспроводных сетей. Помимо танков нанороботы смогут поражать любые крупные подвижные цели, включая установки залпового огня. Как утверждает Андрей Алексеенко, уже сейчас в Соединенных Штатах и России ведутся активные работы над нанооружием будущего.
Развитие нанотехнологий повлияет на увеличение числа рабочих мест в обрабатывающих производствах. Нанотехнологические компании уже создавались в прошлом, и ожидается появление еще большего их количества в дальнейшем. В отличие от биотехнологических, многие нанотехнологические фирмы будут работать в секторах, где их размер не столь важен для ИиР, производства и маркетинга. После достижения технологического успеха они совсем не обязательно будут обречены на неизбежное поглощение более крупными компаниями. Вероятно, здесь не будет столь выражена стратегия экстернализации высоких рисков научно-исследовательской деятельности. Крупные и многонациональные компании уже привержены нанотехнологиям и инвестируют значительные средства в связанные с ними исследования. Кроме того, для нанотехнологических стартапов вполне доступен рисковый капитал. Хотя венчурные инвесторы настроены сейчас не столь оптимистично, как до взрыва «мыльного пузыря »,связанного с Интернетом, они уже осознали прорывной потенциал нанотехнологий и внимательно следят за их развитием.
По мнению главного редактора журнала «Российские нанотехнологии», академика РАН Михаила Владимировича Алфимова, если не рассчитывать на «чудо», то очевидно, что быстрее всего нанотехнологии будут применены в существующих производствах товаров. Запуск от начала до конца новых производств с использованием нанотехнологий займет (даже при наличии готовой разработки) большое время (4-5 лет) и потребует больших финансовых и кадровых вложений. Вести новые «революционные» разработки и запускать новые производства необходимо, но надо ясно понимать, что отдача от них будет позже. Это значит, что краткосрочные программы использования нанотехнологий связаны с эволюционным путем совершенствования продуктов и изделий.
В отношении финансирования нанотехнологических исследований выявились некоторые особенности в регионах мира. В Европе частные инвесторы отстают от государственных источников финансирования.
Если в США и Японии государственное и частное финансирование носит более сбалансированный характер, то в Европе нанотехнологические исследования испытывают недостаток частных инвестиций. С другой стороны, весьма позитивен тот факт, что государственное финансирование нанотехнологий в Европе вполне конкурентоспособно на мировом уровне и демонстрирует своевременную реакцию европейской научной политики на те возможности, которые открывают на- нотехнологии и участие в «наногонке ».Недостаточная же готовность европейского бизнеса к инвестированию не является специфическим для нанотехнологий явлением –подобная проблема касается всех расходов на ИиР, а следовательно, причины имеют более общий характер для европейской научно-промышленной системы.
Высокий уровень государственного финансирования нанотехнологических исследований окажет позитивное воздействие на достижение научнотехнологического превосходства Европы. Знания и интеллектуальная собственность создаются в исследовательских проектах, которые в значительной степени финансируются государством. Однако успешное внедрение технологий и создание на их основе коммерчески успешных продуктов зависит от интеграции подобных проектов с производством. Прогресс уже идет, но должен еще значительно углубиться. В связи с этим следует считать преимуществом то, что Европа концентрируется на гражданских приложениях нанотехнологий, в отличие от, например, США, которые тратят значительную долю государственного финансирования на исследования нанотехнологий для оборонного сектора. Другой положительный аспект значительного (гражданского) государственного финансирования в Европе имеет социальный характер: воздействие нанотехнологий на экономическое развитие позитивно лишь в том случае, если они способствуют решению существующих проблем и не создают новых. Только тогда общество в лице потребителей, влиятельных групп и органов государственного регулирования воспримет нанотехнологическую продукцию. Нынешние дискуссии о потенциальном вреде от наночастиц получают отражение в поддержке проводимых в этой области исследований. Может потребоваться принятие политических решений, если риски для общества окажутся неприемлемо высоки. Неоспоримым преимуществом государственного финансирования является возможность политического воздействия на характер исследований, то есть определения приоритетных направлений, включая исследования в области безопасности нанотехнологий, решения экологических проблем или создания медицинского оборудования. Воздействуя на направления нанотехнологических исследований, можно привести их в соответствие с ожиданиями общества и в результате получить положительный экономический эффект. Политические выводы, полученные из данных настоящего обзора, не новы: позиции Европы сильны, но ей необходимо сократить отставание от США и Японии во многих областях и по многим показателям. К тому же Европе следует внимательно следить за новыми игроками, осваивающими рынок нанотехнологий: Китаем, Индией и Россией. Многое будет зависеть от научно-технологического превосходства Европы, необходимого для укрепления нанотехнологической базы знаний в исследовательской и производственной деятельности. Одновременно нельзя упускать из виду потребность в высококвалифицированных производственных и исследовательских кадрах для сектора нанотехнологий и необходимость создания всемирной конкурентоспособной инфраструктуры производства знаний.
Информация о работе Финансово – экономический анализ нанотехнологий. Проблемы. Перспективы