Финансовая стратегия предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Финансовая стратегия предприятия представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия, определяемых его финансовой идеологией, и наиболее эффективных путей их достижения.
При разработке финансовой стратегии нужно учитывать динамику макроэкономических процессов, тенденций развития отечественных финансовых рынков, возможностей диверсификации деятельности предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность и виды финансовой стратегии……………………………………..5
2. Принципы и этапы разработки финансовой стратегии…………………….10
3. Методы финансовой стратегии предприятия…………………………….…18
Заключение………………………………………………………………….……23
Список используемой литературы………………

Работа содержит 1 файл

краткоср.фин.полит.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

     Обеспечение разработанной финансовой стратегии  предприятия соответствующими организационной  структурой управления финансовой деятельностью и организационной культурой. Важнейшим условием эффективной реализации финансовой стратегии являются соответствующие ей изменения организационной структуры управления и организационной культуры. Предусматриваемые стратегические изменения в этой области должны быть составной частью параметров финансовой стратегии, обеспечивающих ее реализуемость.

     Разработка  основных элементов стратегического  набора в сфере финансовой деятельности предприятия базируется на результатах  стратегического финансового анализа.

     Конечным  продуктом стратегического финансового  анализа является модель стратегической финансовой позиции предприятия, которая  всесторонне и комплексно характеризует  предпосылки и возможности его  финансового развития в разрезе каждой из стратегических доминантных сфер финансовой деятельности. 
 

     3. Методы финансовой стратегии предприятия   

       Внутри корпоративных финансовых  инструментов реализации стратегию  развития обеспечивают методы финансового планирования и управления предприятием: «гибкого бюджета», процента от продаж, анализа безубыточности, управления расходами, а также ситуационные планы.

     Метод «гибкого бюджета» предусматривает  определение капитальных затрат по проектам программы развития не в виде фиксированных сумм, а в виде нормативов расходов, используемых как базу определения показателей деятельности предприятия.

     Эффективность разработанной финансовой стратегии, обеспечение ее реализации зависит от качества деятельности организационной структуры финансовых служб предприятия, а значит организационную структуру финансово-экономического управления предприятия можно считать внутренне-корпоративным инструментом формирования и реализации стратегии. Значения структурных компонентов, их функций, составляет разработку такого вида организационного механизма.

     Метод процента от продаж используется для  получения по каждому элементу прогнозируемого  бюджета и уровня прибыли с  запланированных объемов продаж. В качестве отправных процентных отношений выбираются отношения, которые имеют место в текущей деятельности, полученные по ретроспективным или прогнозным данным.  Метод безубыточности (break-even-point) — метод анализа точки разрыва — разрешает: определить объемы производства и продажи, которые удовлетворяют условиям безубыточности; получить информацию для определения размера прибыли, обеспечивать гибкость долгосрочных финансовых планов за счет возможностей вариации расходов, цен, объемов продажи.

     Метод управления расходами, в основе которого лежат три принципа: полуфабрикатный метод учета расходов, системосоставляющая деятельность главного экономического управления предприятием и использование мотивационных установок отдельных производств (сегментов деятельности), которые выделены в самостоятельные центры ответственности. Данный метод эффективно используется для уже постоянной номенклатуры предприятия и может распространяться на управление расходами по крупным контрактам. Каждый центр ответственности может принимать участие в одном или нескольких контрактах предприятия. Практика показывает, что механизмы адаптации планов предприятия к внешним условиям целесообразно строить на основе ситуационных планов. Традиционно ситуационные планы рассматривались, как методический прием обеспечения гибкости общекорпоративной стратегии. Проблема выбора финансовой стратегии деятельности предприятия является актуальной в связи с необходимостью принятия решений в рыночных условиях. Здесь основное внимание отводится оценке текущего состояния субъекта хозяйственной деятельности. Приоритетными в данном направлении исследований являются обоснованный прогноз направлений развития предприятия, выработка конкретных рекомендаций для недопущения возможных ошибок и просчетов и констатирование фактического состояния дел. Прежде всего, нужно определить финансовую стратегию деятельности, как рекомендацию относительного изменения финансово-хозяйственного состояния в долгосрочной перспективе на базе количественных характеристик фактического финансово-хозяйственного состояния в текущем и последующих периодах.

     В современных условиях наиболее эффективной стратегией развития для крупных предприятий является стратегия диверсификации. Суть ее в том, что деятельность разнообразных подразделений предприятия организуется в разных областях, что усиливает его конкурентные позиции. Предприятия, особенно работающие в стратегически важных для экономики страны областях, должны формировать собственные финансовые механизмы и инструменты, исходя из особенностей как каждого контракта, так и конкретных условий рыночной среды: законодательной базы, конъюнктуры рынка и других факторов. Качественно разработанные и реализованные механизмы финансовой стратегии, как правило, обеспечивают синергичный эффект: сформированные в результате льготы и преференции для предприятия ведут, в конечном счете, к более крупному суммарному результату для экономики государства в целом (платежи в бюджет на всех уровнях, занятость работников предприятия, развитие потенциала предприятия). Основой любых финансовых расчетов, финансового анализа, финансового стратегического и текущего планирования являются данные финансовой отчетности, основой которой, в свою очередь, являются данные финансового учета, более известного в нашей стране как бухгалтерский учет. Задача учета — точное выявление финансовых результатов деятельности предприятия за определенный отрезок времени и на определенную дату. Поскольку законодательно установлено составление и представление квартальной отчетности нарастающим итогом с начала года, что больше соответствует целям контроля, а не управления деятельностью предприятия, то все больше надежд в настоящее время возлагается на так называемый управленческий учет, который оперативно должен обслуживать цели экономического управления деятельностью предприятия. При этом в литературе описывается достаточно много схем и образцов организации управленческого учета (Management accounting) по «западным моделям». В целом, ничего плохого в изучении западного опыта нет, но рассматривать и создавать управленческий учет изолированно, как третий вид учета (бухгалтерский, он же финансовый; учет для целей налогообложения, он же налоговый; и учет для целей управления, он же управленческий учет) более, чем нерационально.    Но методы подсчета результата должны быть именно те, которые применяются в бухгалтерском учете и определены государством. Сегодня в финансовом учете практически нет различий при использовании метода начисления между нашей страной и экономически развитыми странами. Система начисления (accrual accounting system) понимается во всем мире одинаково, причем сущность ее в признании доходов и расходов в те периоды, когда эти факты имели место, а не тогда, когда были получены денежные средства. Таким образом, движение денежных средств не приводит к признанию доходов. Система включает в себя два приема: констатацию — признание доходов в момент их получения и расходов в момент их возникновения; трансформацию счетов — преобразование сальдо счетов пробного баланса в целях получения информации, необходимой для заполнения отчетных форм. В условиях движения в сторону Европы, ЕС, с целью включения в свободную мировую экономику надо серьезно задуматься над снижением себестоимости продукции, работ, услуг, а не над обоснованием цены. К вступлению в ВТО отечественные предприятия должны быть внутренне готовы, иначе мировой рынок их проглотит. Уже сегодня видно, что значительную часть товаров, несмотря на высокие таможенные пошлины, транспортные расходы, дешевле привезти, чем произвести в своей стране, и можно выгоднее продать. Более того, качество произведенных товаров не только известных брендов, но и неизвестных китайских, турецких и польских производителей оказывается выше, чем у национального производителя.

     А все это вместе и есть конкурентоспособность  товара, как продукта труда, и предприятия. Поэтому сегодня надо обеспечить такой учет, чтобы каждый день, а не через месяц или два после производства продукции руководство знало результат от этого производства, и не всего по предприятию, а по каждому виду произведенного товарного продукта могло выяснить, насколько этот продукт конкурентоспособен, и как можно повысить эту конкурентоспособность. Сегодня призывы поддержать своего производителя, не подкрепленные соответствующим качеством и ценой товара, повиснут в воздухе. Управление уже требует организации учетной работы по географическим и хозяйственным сегментам отчетности или центрам ответственности. А значит, необходима разработка четкой учетной политики в интересах предприятия, с использованием всех законодательных возможностей, выбора амортизационной политики, изменений кадровой политики. К сожалению, не все сегодня осознали эту необходимость, гром еще не грянул. Нельзя судить о показателях результативности деятельности по данным налоговых деклараций, хотя стремление к уменьшению суммы налогов для бизнеса является нормальным. Но не только налогами живет предприятие. И не их размер влияет на себестоимость продукции и цену. Важно не только получить прибыль, но и, прежде всего, вернуть вложенный капитал, то есть начислить амортизацию так, чтобы обеспечить не только простое, но и расширенное воспроизводство, причем в условиях инфляции и при немонетарности основных средств как активов. Разработка финансовой стратегии предприятия зависит от целей и задач, поставленных собственником предприятия, поэтому финансовый план (бюджет) предприятия может быть или бюджетом «проедания», или бюджетом развития. Практика показывает, что только у серьезных стратегических инвесторов финансовой стратегией предусматривается постоянное развитие предприятия, инвестирование в обновление его основных фондов, переориентация экономики предприятия в сторону уменьшения энергозатрат и увеличения расходов на оплату труда, и даже переориентация производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В данной работе была рассмотрена финансовая стратегия предприятия.

     На  основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.

     Финансовая  стратегия компании – это генеральный  план действий по своевременному обеспечению  предприятия финансовыми ресурсами (денежными средствами) и по их эффективному использованию с целью капитализации  компании.

     Грамотно  построенная финансовая стратегия  предприятия (компании, отрасли) позволяет  не только обеспечить предприятие финансовыми  ресурсами и оптимизировать риски, но и определить пакет стратегический целей для дальнейшего эффективного развития предприятия.

     Финансовая  стратегия предприятия охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение  прибыли, безналичные расчеты, налоговую  и ценовую политику, политику в  области ценных бумаг.

     Разработка финансовой стратегии – это часть общей стратегии экономического развития, в силу чего она должна согласовываться с ее целями и направлениями. В свою очередь, финансовая стратегия оказывает существенное влияние на общую экономическую стратегию предприятия, поскольку изменение ситуации на макроуровне и на финансовом рынке является причиной корректирования не только финансовой, но и общей стратегии развития предприятия.

     Всесторонне учитывая финансовые возможности предприятия, объективно рассматривая характер внутренних и внешних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке продукции. В противном случае предприятие может обанкротиться.

     Таким образом, успешная финансовая деятельность предприятия обусловлена как своевременными и правильными решениями высшего менеджмента в текущей работе, так и в вопросах стратегии, которая должна разрабатываться не только на основе внутренних условий предприятия, но и с учетом влияния существующей финансовой системы, сложившейся в России на данном этапе.

     Таким образом, из вышесказанного следует, что  гибкая и тщательно проработанная  финансовая стратегии организации  является основой ее успешной деятельности. По сути, финансовая стратегия представляет собой систему долгосрочных целей предприятия и наиболее эффективные пути их достижения. Являясь частью общей стратегии развития, финансовая стратегия, хоть и носит по отношению в ней подчиненный характер, тем не менее, оказывает существенное влияние на развитие предприятия в целом. Стратегия – это детально проработанный и аналитически обоснованный план привлечения и использования финансовых ресурсов. Выбор организацией стратегии должен быть аналитически обоснован, и базироваться, прежде всего, на анализе ее финансового состояния. Стратегия как составная часть финансовой политики должна разрабатываться по таким направлениям, как учетная, кредитная, налоговая, дивидендная политика, управление дебиторской и кредиторской задолженностью, управление себестоимостью продукции и оборотными активами. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что разработка финансовой стратегии отдельной организации зависит от специфики ее деятельности, отраслевой принадлежности, организационно-правовой формы и других особенностей организации. Выбранная стратегия должна быть достаточно гибкой, чтобы реагировать на изменения. Умение приспосабливаться к макроэкономическим условиям и постоянно меняющимся и усложняющимся потребностям общества есть условие выживания и развития бизнеса. Очевидно, что если организация не расширяет масштабов своей деятельности и (или) не приспосабливается к постоянно изменяющимся внешним условиям, то она ставит свое будущее существование под вопрос. 
 

     Список  используемой литературы: 

     
  1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента - М.: Финансы и статистика, 2007
  2. Бланк И. А. Финансовая стратегия предприятия. Издательство: Ника-Центр, 2006
  3. Веснин В.Р.Стратегическое управление: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006
  4. Золотарев В.С. Финансовый менеджмент. - Ростов н/Д: Феникс, 2007
  5. Когденко В. Г., Мельник М. В., Быковников И. Л. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика, 2010
  6. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии - М.: ТК Велби, 2007
  7. Мицек С.А. Краткосрочная финансовая политика на предприятии.  М.: Кнорус, 2007
  8. Поукок М.А., Тейлор А.Х.. Финансовое планирование и контроль. – М.: Инфра-М, 2008
  9. Ронова Г.Н. Финансовый менеджмент – М.: Финансы и статистика, 2007
  10. Сергеев И.В., Шипицын А.В. Оперативное финансовое планирование на предприятии. – М.: Финансы и статистика, 2006

 
 
 

 

Информация о работе Финансовая стратегия предприятия