Финансовая среда предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 18:27, контрольная работа

Описание работы

Предпринимательство является одним из важнейших факторов формирования и развития рыночной экономики, поддержки внутреннего рынка. Кроме решения важной общественно-политической задачи — формирование среднего класса, усиление демократии и институтов общественного общества, малое предпринимательство способно решать социальные задачи (проблемы занятости, создание источников доходов для населения, производство товаров и услуг для населения по доступным ценам) и экономические задачи (создание конкурентной среды, привлечение частного капитала и внешних инвестиций, усовершенствование технологий, наполнение бюджетов разных уровней).

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…..3

1.Понятие малого предпринимательства и его преимущества……………….…..4

2.Определение, цели и рычаги государственного регулирования предпринимательской деятельности…………………………………………..……

Заключение………………………………………………………………………..…..

Список использованной литературы………………………………………..………

Работа содержит 1 файл

Предпринимательство к-р.docx

— 29.99 Кб (Скачать)

      Содержание

Введение………………………………………………………………………….…..3

1.Понятие  малого предпринимательства и  его преимущества……………….…..4

2.Определение, цели и рычаги государственного регулирования предпринимательской деятельности…………………………………………..……

Заключение………………………………………………………………………..…..

Список  использованной литературы………………………………………..……… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Предпринимательство является одним из важнейших факторов формирования и развития рыночной экономики, поддержки внутреннего рынка. Кроме решения важной общественно-политической задачи — формирование среднего класса, усиление демократии и институтов общественного общества, малое предпринимательство способно решать социальные задачи (проблемы занятости, создание источников доходов для населения, производство товаров и услуг для населения по доступным ценам) и экономические задачи (создание конкурентной среды, привлечение частного капитала и внешних инвестиций, усовершенствование технологий, наполнение бюджетов разных уровней).

     Государственная и муниципальные власти все активнее демонстрируют направленность на создание благоприятного предпринимательского климата. Вместе с тем, анализ этих усилий свидетельствует про недостаточную  их результативность. Невысокая эффективность  соответствующих экономических, правовых и организационных мероприятий  является одним из факторов функционирования «теневой» экономики и ее криминализации, что крайне отрицательно сказывается  на поступлениях в бюджет, порождает  недобросовестную конкуренцию и  недоверие к органам местного самоуправления, и, следовательно, подрывает  стимулы для развития легального предпринимательства.

     В связи с этим исключительно важным является разрешение проблемы регулирования  предпринимательской деятельности со стороны государства, формирования и реализации комплекса соответствующих  эффективных мер за счет максимального использования имеющегося ресурсного, производственно-технологического и кадрового потенциала Украины. Развитие предпринимательской деятельности крайне необходимо для развития национальной рыночной экономики с социальной направленностью.

     Все это показывает актуальность исследования вопроса государственного регулирования  предпринимательской деятельности.

     1.Понятие малого предпринимательства и его преимущества 

     Российское  общество всё более осознаёт, что  предпринимательство является одним  из основных факторов формирования и развития свободной экономики с рыночным механизмом хозяйствования. То, что раньше так старательно обходила советская наука, то, что не встретишь в словаре русского языка С. Ожегова, стало, как мне кажется, основным термином в наше время. Это - предпринимательство. (Нам ближе американское слово «бизнес»). Началось предпринимательство с развития малого бизнеса. Предприниматель в малом бизнесе активен и ориентирован, прежде всего, на достижение положительных результатов. Изначально появившись в сфере ремесленничества и торговли, предпринимательство в течение столетий приобретало современные черты. Постепенно, примерно к 15 в., образовалось сообщество предпринимателей, состоящее из ремесленников, купцов, ростовщиков и им подобных. В то время термин предпринимательство относился ко всем лицам, занятым деятельностью, направленной на развитие производства, торговли, получение дохода. Ко второй половине 19 века появилась, однако, необходимость проведения различий между предпринимателем и владельцем капитала - капиталистом (или собственником). Собственник на рынке - фигура пассивная, предприниматель же, наоборот, активный агент рынка, который формирует и развивает производство, устанавливает рыночные связи. Не каждый субъект рынка, в том числе и бизнесмен, может быть назван в полной мере предпринимателем. Таковым нельзя, к примеру, считать владельца фирмы, которая из года в год производит один и тот же товар (услуги), т.к. это будет предприятие с репродуктивными функциями. В строгом смысле слова предпринимателями являются только деловые люди, поведение которых отличается поисковым характером. В России термин «предпринимательство» исчез после прекращения НЭПа. В течение 60-ти лет советские обществоведы рассматривали предпринимательство как сугубо классовое явление, хотя в повседневной жизни и хозяйственной практике большинство людей соприкасались с предпринимательством как хозяйственной деятельностью, направленной на получение, наращивание дохода. Оно вновь стало появляться во времена перестройки, но уже не просто предпринимательство, а малое и среднее как наиболее доступное (МП в производственной сфере начало развиваться лишь во времена перестройки).

     Нельзя  не поражаться той популярности, которой  пользуются малые предприятия среди  желающих открыть свое дело по всему  миру, в том числе и в России. Очевидно, у такого вида предпринимательства  есть значительные преимущества. Если средний и крупный бизнес требуют привлечения достаточно больших ресурсов, таких как капитал и труд, что может позволить не каждый начинающий предприниматель, то у МП наряду с необязательностью крупного капитала появляются некоторые реальные шансы конкурировать с крупными фирмами. Отмечаются следующие преимущества МП:

  • более адаптированные гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка;
  • мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением новой техники, изобретений;
  • более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных;
  • снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводственных структур;
  • повышенная скорость оборота капитала.

     МП  как структурный и функциональный элемент национальной экономики  обладает определёнными стратегическими  преимуществами, реализация которых  способствует достижению целей государственной  социально-экономической политики, обеспечению устойчивости и саморазвития этого сектора:

    1. Социально-политический потенциал - возросшее значение МП в процессе социальной реструктуризации общества и формирования «среднего класса», его активная роль в смягчении ситуации на рынке труда, предупреждении тенденций поляризации общества, проявлении деловых качеств граждан, а также реализации его гражданских прав, росте реальных доходов населения;
    2. Адаптационный потенциал - приспособляемость субъектов МП к жёстким, часто меняющимся условиям внешней среды, способность быстро перестраиваться исходя из запросов конкретных групп потребителей, быстро осваивать новые рыночные ниши, создавать конкурентоспособные производства при относительно низких капитальных и текущих затратах;
    3. Потенциал регионального развития - вклад малого бизнеса в реструктуризацию региональной экономики и выравнивание уровней экономического развития территорий, обеспечение роста доходов занятого населения соответствующих уровней при ориентации деятельности субъектов МП на локальные рынки;
    4. Инновационный потенциал - способность к самостоятельному продуцированию и освоению научно-технических, технологических, организационно-экономических нововведений и их коммерческому использованию при сравнительно низких стартовых затратах;
    5. Интеграционный потенциал - возможность субъектов МП преодолевать политические, административные и экономические барьеры, воссоздавать утраченные и формировать новые кооперационные связи, встраиваясь в целостные производственно-технологические кооперационные системы с участием более крупных хозяйственных субъектов, в том числе в рамках финансово-промышленных групп;
    6. Мультипликативный потенциал - возможность субъектов МП обеспечивать формирование спроса на продукцию других секторов экономики, стимулируя тем самым процесс воспроизводства, рост загрузки производственных мощностей, прогрессивные сдвиги в смежных отраслях;
    7. Кадровый потенциал - активный приток в сферу МП специалистов высокой квалификации.
 
 
 
 

     2.Определение, цели и рычаги государственного регулирования предпринимательской деятельности 

     В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и  содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы  взаимодействия государственных органов  с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании  государственного и рыночного механизмов регулирования.

     Целью государственного регулирования предпринимательской  деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в  международном разделении труда  и получение от этого оптимальных  выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

     В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:

  • разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;
  • повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;
  • ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий;
  • создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;
  • обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;
  • сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;
  • содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;
  • обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда;
  • поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.

     Характеризуя  государственное регулирование  экономики в современных условиях, прежде всего необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:

  • осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;
  • повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;
  • поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;
  • укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;
  • пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;
  • использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

     Регулирование все более направлено на повышение  эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования  спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли  и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской  деятельности стало включение в  программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.

     Большое значение в 80-е гг. XX в. приобрели  целевые программы отраслевого  регулирования производства. Они  отличаются тем, что финансовые ресурсы  государства и ресурсы частных  компаний направляются на развитие новых  приоритетных отраслей экономики, а  также на решение проблем энергетики, реорганизацию и модернизацию традиционных отраслей.

Информация о работе Финансовая среда предпринимательства