Финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:13, реферат

Описание работы

В современных условиях бурно развивающегося научно-технического прогресса и процессов глобализации вписаться в мировую экономическую систему и занять в ней достойное место можно лишь на основе активизации технологического фактора и перехода к инновационной модели развития. И

Работа содержит 1 файл

В современных условиях бурно развивающегося научно.docx

— 17.82 Кб (Скачать)

В современных условиях бурно развивающегося научно-технического прогресса и  процессов глобализации вписаться  в мировую экономическую систему  и занять в ней достойное место  можно лишь на основе активизации  технологического фактора и перехода к инновационной модели развития. Именно те страны, для которых такая  модель развития стала свершившимся фактом, демонстрируют сегодня высокий  уровень конкурентоспособности  своей экономики, позволяющей сохранять  им прочные позиции на мировых  рынках наукоемкой продукции и услуг  и получать огромные доходы. Бесспорные лидеры мирового технологического прогресса  – страны Западной Европы, США и  Япония, обладающие высокой технологической  культурой и монополизировавшие основные прорывные технологии последних  десятилетий по сути уже вступили в этап постиндустриального развития, успешно решая социально-экономические задачи. В погоне за лидерами активизировались на пути выстраивания инновационной экономики и страны Юго-Восточной Азии и Китай.

В последние годы многие страны ЦВЕ  и СНГ, активно продвигающиеся по пути социально-экономической модернизации и стремящиеся как можно быстрее адаптироваться к бурно расширяющимся процессам глобализации, также провозгласили инновационный курс в качестве приоритета своего развития. Однако ни одна из постсоциалистических стран пока не смогла вписаться в круг технологически продвинутых стран. Находясь в основном на периферии глобальной экономики, они еще тпродвинутых стран. Находясь в основном на периферии глобальной экономики, они еще гиона на мировом рынке электроники увеличилась в 2–3 раза. Для Венгрии, например, она составила 2,23% в 2003 г., что выше доли таких промышленно развитых стран, как Италия – 1,86%, Канада – 1,8 и Испания – 1,31%.

В основе структурных перемен и  технологической модернизации стран  ЦВЕ лежит соответствующая политика их правительств, направленная на создание благоприятного инвестиционного климата, обеспечившего серьезный приток иностранных инвестиций. В общей сложности иностранные компании к концу 2003 г. вложили в экономику стран ЦВЕ 162 млрд. долл. О том, насколько высоко проникновение иностранных инвестиций в национальную экономику этих стран, свидетельствует показатель доли объема накопленных инвестиций в ВВП, который составил в Чехии 52%, Венгрии – 44, Словакии – 40%. Среди крупных иностранных инвестиционных компаний, действующих на рынке этих стран, есть такие известные транснациональные корпорации, как Opel, Volkswagen, PSA, Audi, Toyota, Daewoo, General Motors, Nokia, Philips, Bosh, IBM, Hewlett Packard, General Electric, Electronics, Ford, Suzuki, Sony, Sanyo, Electrolux и др. В поле зрения их интересов в основном попадают автомобильная промышленность, электроника, производство компьютерного и телекоммуникационного оборудования, фармацевтика и химическая промышленность.

По сути дела, для стран ЦВЕ  сегодня нет альтернативы курсу  на евроинтеграцию и включению в международные технологические цепочки ТНК. Большинство из них относятся к разряду малых стран, имеющих ограниченные возможности в диверсификации выпускаемой продукции. Кроме того, малая емкость внутренних рынков не стимулирует создание инновационной продукции, эффект от которой проявляется только в экономике больших масштабов. Ограниченными возможностями обладает и научно-технический потенциал малых стран. Преодолеть эти ограничения можно лишь активно включаясь во внешнеторговую деятельность, привлекая иностранных инвесторов и налаживая кооперационные связи в научно-технической и производственной сферах.

Вместе с тем, несмотря на то, что  инвестиционная деятельность крупных  транснациональных компаний положительно сказалась на реструктуризации и  повышении конкурентоспособности  экономик стран ЦВЕ, их приход породил  и немало проблем, которые негативно  сказываются на социально-экономическом  развитии этих стран. Прежде всего нельзя забывать, что ТНК, являющиеся главными инвесторами процессов «технологизации», всегда действуют в интересах завоевания новых рынков сбыта и использования благоприятных факторов производства с целью получения максимальной прибыли, мало считаясь с интересами и направлениями экономической политики принимающих стран.

Как правило, ТНК не формируют в  странах ЦВЕ целостные воспроизводственные  контуры, вкладывая инвестиции в  основном в разработку их автономных элементов (либо сборка, либо производство комплектующих изделий). Это означает, что при доминировании в экономике  внешних по отношению к ней  воспроизводственных контуров возможны серьезные внешние ограничения  на ее развитие вплоть до потери экономической  самостоятельности государством, допустившим  такую ситуацию. Экономика стран  ЦВЕ становится все более зависимой  от колебаний мирового рынка.

Кроме того, филиалы ТНК, располагающиеся  в странах ЦВЕ, в основном пользуются инновационными технологиями, разработанными в рамках корпораций, то есть вне  этих стран. Они практически не привлекают национальную науку стран ЦВЕ  к своим исследованиям и разработкам, в результате чего сохраняется угроза ее деградации.

Следует учитывать и тот негативный момент, что иностранные инвесторы  в основном приходят в высокоприбыльные экспортно ориентированные производства стран ЦВЕ, в то время как низкоприбыльные традиционные отрасли остаются вне зоны интересов иностранных инвесторов. В лучшем случае для своей модернизации они могут использовать скромную помощь из различных фондов ЕС и кредиты международных финансовых организаций. В результате экономика стран ЦВЕ оказывается как бы расколотой на две части: с одной стороны, предприятия, дающие основную часть промышленного экспорта, владельцами которых являются иностранные инвесторы, с другой – все остальные местные компании, которые если и способны составить конкуренцию, то только лишь своими низкими ценами.

В последние годы правительства  стран ЦВЕ стали все больше задумываться о возможных негативных последствиях деятельности ТНК на их территориях в долгосрочной перспективе. В целях избежания чрезмерной зависимости от деятельности ТНК в ряде стран ЦВЕ были предприняты попытки укрепления и расширения собственной базы роста национальной экономики. Для этого был разработан и принят ряд основополагающих документов в области научно-технической и инновационной политики. Они содержат основные направления инновационных стратегий и программы развития национальных инновационных лидеров на базе крупных предприятий, холдингов, высокотехнологичных производств, имеющих приоритетное значение для формирования национальной модели промышленного роста.

В странах ЦВЕ  растет осознание того, что необходимо укреплять собственный научно-технический  комплекс как источник технологических  нововведений, создавать среду для  ассимиляции приобретаемых технологий, которые обеспечивают модернизацию производства и выпуск конкурентоспособной  продукции. Нынешняя ситуация характеризуется  серьезным отставанием региона  от западноевропейских стран по основным показателям развития научно-технического потенциала. Так, доля расходов на НИОКР  в ВВП стран ЦВЕ в целом существенно ниже (в 2–3 раза), чем в государствах ЕС. При этом если в 1990-е годы эта доля в Евросоюзе оставалась без изменения, то в постсоциалистических странах она заметно снизилась. Например, внутренние затраты на исследования и разработки в Чехии к 2003 г. составили 95% от уровня 1991 г., а в Словакии – всего 47,3%.

Следует отметить, что  основным источником финансирования научных  исследований и разработок в странах  ЦВЕ продолжает оставаться госбюджет, частный сектор пока проявляет слабую заинтересованность в финансировании такого рода деятельности. Если в среднем  соотношение между государственным  и частным финансированием в этой области в странах ЕС составляет 30:62, то в странах Центральной и Восточной Европы 51:422. Сокращение финансирования научных исследований и разработок со стороны частного сектора закономерно ведет и к сокращению количества исследователей в этом секторе. Так, в Польше в 1997 г. на частных предприятиях было занято около 20% всех исследователей, в 2002 г. – только 8,3%, в Словакии за тот же период этот показатель сократился с 34 до 23,6%.


Информация о работе Финансовая система