Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 18:31, курсовая работа
Открытая финансовая система характеризуется достаточно частым и интенсивным взаимодействием с внешней средой. Финансовые ресурсы, информация - это объекты обмена с вешней средой через проницаемые границы открытой системы. Финансы организационно-производственной системы в условиях рынка - это более открытая система, чем в условиях директивной экономики.
По
существу на этих принципах строятся
взаимоотношения между
При всем многообразии форм и видов налогов они делятся на две большие группы:
Прямые налоги - это те, которые налогоплательщики уплачивают непосредственно из своих доходов, со своего капитала, земли, недвижимости и т. д. Под косвенными принято понимать налоги, которые, производители товара перекладывают на конечных потребителей своей продукции, работ, услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные платежи). В большинстве случаев в качестве конечного потребителя выступает население.
Основным прямым налогом является налог на прибыль. В доходах бюджета нашей страны до последнего времени он занимал доминирующее положение. Налог на прибыль используется практически во всех странах с рыночной экономикой. Главное его достоинство - наличие общепринятой, хорошо изученной и отработанной в учете, отчетности и статистике налоговой базы прибыли.
Другой вид прямого налога - налог на доходы физических лиц, который не является новым в хозяйственной практике. В области его применения накоплен большой опыт. Вместе с тем радикальные изменения, происходящие в производственных отношениях, наложили соответствующий отпечаток и на подоходное налогообложение населения. Расширена сфера действия этого налога, поскольку кроме основного традиционного источника доходов населения заработной платы появился ряд новых, привнесенных рынком источников доходов граждан, например проценты, дивиденды и др. Большие изменения вносятся в подоходное налогообложение с целью обеспечения мер по социальной защите населения. Достигается это путем увеличения размера необлагаемой части заработков, а также понижением налоговых ставок в начале шкал налогообложения, полным или частичным освобождением отдельных категорий граждан от налога на доходы физических лиц.
К прямым налогам относятся также налог на недвижимость, на землю и другие, которые не нашли пока существенного распространения в нашей стране.
Мировой практикой доказано, что прямые налоги значительно эффективнее косвенных. При прочих равных условиях, чем выше доля косвенных налогов в общей массе налоговых поступлений, тем слабее связь эффективности и результативности хозяйствования с бюджетом. Тем не менее доля косвенных налогов в нашей стране в последние годы существенно увеличилась.
Основным представителем косвенных налогов во многих странах, в том числе и в России, является налог на добавленную стоимость (НДС). По своему содержанию НДС следовало бы назвать налогом на конечное потребление, поскольку в действующих методиках его исчисления не удалось выдержать методологический подход, обеспечивающий единство налогооблагаемой базы на всех стадиях производства продукта, зато четко прослеживается стремление сделать основным налогоплательщиком конечного потребителя товара.
Параллельно с налогом на добавленную стоимость взимается другой косвенный налог - акцизы, т. е. фиксированная сумма налога на определенные товары. Ставки акцизов, установленные в процентах к стоимости продукции в отпускных ценах, применяются к ограниченному кругу товаров не первой необходимости и к предметам роскоши. Акциз включается и облагаемую базу налогом на добавленную стоимость.
Современная налоговая система - это сложный механизм, который в современной России имеет характерные особенности:
В международной финансовой практике под гибкостью налоговой системы принято понимать наличие прав у налогоплательщиков пересчитывать суммы налогов за определенный прошлый и будущий периоды. К примеру, если фирма США сегодня терпит убытки от основной деятельности, то эти убытки она имеет право вычесть из налогооблагаемой прибыли за 3 прошлых года и 15 будущих лет. Подобных прав у отечественных фирм сегодня нет.
Современная
отечественная налоговая
Стимулирование подъема и развития приоритетных направлений экономики через налоговую систему, создание условий налогового протекционизма характерно для экономик переходного периода. Это подтверждается опытом Японии, Южной Кореи, США в период преодоления депрессии 30-х годов, современной налоговой политикой Китая. Тем не менее, современная налоговая система России, к сожалению, подобными качествами не обладает и не имеет достаточной связи с реальными условиями функционирования экономики.
Отечественная
налоговая система
Несмотря
на очевидную агрессивность
Взаимоотношения предприятия с государственным бюджетом проходит через налоги в следующей последовательности:
После получения выручки от реализации в бюджет перечисляются налог на добавленную стоимость.
Погашение текущих затрат: отчисляются налоги, включаемые в себестоимость. Это отчисления в социальные внебюджетные фонды (пенсионный, медицинского и социального страхования, фонд занятости), платежи за использование природных ресурсов, отчисления в дорожный фонд, налог на рекламу и т.д.
Распределение прибыли: выплачивается налог на прибыль, сбор за право торговли и другие местные налоги.
Каждое общество, основываясь на национальных, культурных, исторических традициях, берет на себя заботу о содержании нетрудоспо-собного населения, граждан, временно не имеющих работу, и ряд других функций. Как показывает мировой опыт, финансирование этих специфических целевых государственных функций за счет средств государственного бюджета не всегда эффективно. Как правило, во время кризисов, высокой инфляции, социальных и политических неурядиц низкая эффективность финансирования из госбюджета этих функций проявляется особенно отчетливо. Эти обстоятельства стали веским основанием для организации финансирования целевых общегосударственных задач из соответствующих их содержанию внебюджетных фондов.
В отечественной практике в условиях рыночной экономики под эгидой государства образованы следующие внебюджетные фонды:
А. Страховые взносы на социальное обеспечение:
Б. Специальные фонды:
В. Общественные фонды:
Фонды
социального назначения (группа А) формируются
за счет средств предприятий, граждан
и госбюджета. Основными источниками
пополнения Пенсионного фонда, Фонда
обязательного медицинского страхования
и Фонда социального
Взносы в фонд занятости формируются за счет прямых удержаний из начисленной зарплаты служащих в размере 1%. По существу порядок формирования этих удержании ничем не отличается от расчета и удержания налога на доходы физических лиц со служащих предприятия, различны лишь получатели да размеры этих удержаний.
Среди специальных фондов особое место занимают дорожные фонды. Всякие попытки на протяжении многих последних десятилетий решить проблему дорог в России за счет госбюджета не имели успеха. Возможно, финансирование строительства и содержание дорог из независимого от госбюджета специального фонда станет долгожданным способом решения одной из вековых российских бед.
Дорожные фонды формируются в основном из следующих налогов:
Налог на приобретение автотранспортных средств фирмы оплачивают за счет средств, предназначенных на финансирование капитальных вложений. Остальные налоги в дорожные фонды фирмы относят на собственные издержки со всеми ранее изложенными последствиями для ценовой политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изменение
социально-экономического развития государства
в период перехода к рыночным отношениям
приводит к качественным структурным
сдвигам в сторону
Прибыль является основным источником собственных средств предприятия. С одной стороны, прибыль рассматривается как результат деятельности предприятия, с другой, как основа дальнейшего развития. Для страны прибыль предприятий означает наполняемость доходной части бюджета, возможность решения социальных проблем страны или региона.