Финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Открытая финансовая система характеризуется достаточно частым и интенсивным взаимодействием с внешней средой. Финансовые ресурсы, информация - это объекты обмена с вешней средой через проницаемые границы открытой системы. Финансы организационно-производственной системы в условиях рынка - это более открытая система, чем в условиях директивной экономики.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 208.50 Кб (Скачать)
p align="justify">     Двойственный  характер налоговых отношений сформировал у налогоплательщиков определенный стиль поведения по отношению к налогам, базирующийся на следующих принципах:

    • налоги надо платить, поскольку это своего рода финансовая повинность, т. е. финансовая государственная обязанность фирмы;
    • платить только минимальную сумму положенных налогов;
    • платить налоги следует в последний день установленного для этого срока.

     По  существу на этих принципах строятся взаимоотношения между предприятием и налоговыми органами. Такое стремление мы наблюдаем во всех странах с развитой рыночной экономикой.10

     При всем многообразии форм и видов налогов  они делятся на две большие  группы:

    • прямые налоги;
    • косвенные налоги.

     Прямые  налоги - это те, которые налогоплательщики уплачивают непосредственно из своих доходов, со своего капитала, земли, недвижимости и т. д. Под косвенными принято понимать налоги, которые, производители товара перекладывают на конечных потребителей своей продукции, работ, услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные платежи). В большинстве случаев в качестве конечного потребителя выступает население.

     Основным  прямым налогом является налог на прибыль. В доходах бюджета нашей  страны до последнего времени он занимал  доминирующее положение. Налог на прибыль  используется практически во всех странах с рыночной экономикой. Главное его достоинство - наличие общепринятой, хорошо изученной и отработанной в учете, отчетности и статистике налоговой базы прибыли.

     Другой  вид прямого налога - налог на доходы физических лиц, который не является новым в хозяйственной практике. В области его применения накоплен большой опыт. Вместе с тем радикальные изменения, происходящие в производственных отношениях, наложили соответствующий отпечаток и на подоходное налогообложение населения. Расширена сфера действия этого налога, поскольку кроме основного традиционного источника доходов населения заработной платы появился ряд новых, привнесенных рынком источников доходов граждан, например проценты, дивиденды и др. Большие изменения вносятся в подоходное налогообложение с целью обеспечения мер по социальной защите населения. Достигается это путем увеличения размера необлагаемой части заработков, а также понижением налоговых ставок в начале шкал налогообложения, полным или частичным освобождением отдельных категорий граждан от налога на доходы физических лиц.

     К прямым налогам относятся также  налог на недвижимость, на землю  и другие, которые не нашли пока существенного распространения  в нашей стране.

     Мировой практикой доказано, что прямые налоги значительно эффективнее косвенных. При прочих равных условиях, чем выше доля косвенных налогов в общей массе налоговых поступлений, тем слабее связь эффективности и результативности хозяйствования с бюджетом. Тем не менее доля косвенных налогов в нашей стране в последние годы существенно увеличилась.

     Основным  представителем косвенных налогов  во многих странах, в том числе  и в России, является налог на добавленную стоимость (НДС). По своему содержанию НДС следовало бы назвать  налогом на конечное потребление, поскольку  в действующих методиках его исчисления не удалось выдержать методологический подход, обеспечивающий единство налогооблагаемой базы на всех стадиях производства продукта, зато четко прослеживается стремление сделать основным налогоплательщиком конечного потребителя товара.

     Параллельно с налогом на добавленную стоимость  взимается другой косвенный налог - акцизы, т. е. фиксированная сумма налога на определенные товары. Ставки акцизов, установленные в процентах к стоимости продукции в отпускных ценах, применяются к ограниченному кругу товаров не первой необходимости и к предметам роскоши. Акциз включается и облагаемую базу налогом на добавленную стоимость.

     Современная налоговая система - это сложный механизм, который в современной России имеет характерные особенности:

    • высокий удельный вес косвенных налогов;
    • явный акцент в распределении тяжести налогового бремени между гражданами и предприятиями в сторону последних;
    • наличие разветвленной государственной налоговой службы РФ с жесткой вертикальной иерархией органов (инспекций) с параллельным выполнением налоговых функций;
    • обязательность постановки всех налогоплательщиков на учете в налоговых органах. На практике это означает, что расчетные и другие счета в банках могут отрываться фирме только после постановки ее на учет в налоговой инспекции и сообщения последней информации об открываемых счетах;
    • наличие жестких карательных мер за нарушение налогового законодательства от принудительного взыскания с предприятия виновника недоимок в бюджет до тюремного заключения ее служащих;
    • действие режима приоритетной очередности налоговых платежей;
    • громоздкость и крайняя изменчивость налогового законодательства. При этом следует иметь в виду, что изменчивость и гибкость налоговой системы совершенно не одно и то же.

     В международной финансовой практике под гибкостью налоговой системы принято понимать наличие прав у налогоплательщиков пересчитывать суммы налогов за определенный прошлый и будущий периоды. К примеру, если фирма США сегодня терпит убытки от основной деятельности, то эти убытки она имеет право вычесть из налогооблагаемой прибыли за 3 прошлых года и 15 будущих лет. Подобных прав у отечественных фирм сегодня нет.

     Современная отечественная налоговая система  по форме (названию и количеству налогов) мало чем отличается от налоговых систем большинства стран Запада. Однако в содержании отдельных налогов, характере стимулирующей функции налоговой системы у России в сравнении с теми же странами мало общего.

     Стимулирование  подъема и развития приоритетных направлений экономики через  налоговую систему, создание условий налогового протекционизма характерно для экономик переходного периода. Это подтверждается опытом Японии, Южной Кореи, США в период преодоления депрессии 30-х годов, современной налоговой политикой Китая. Тем не менее, современная налоговая система России, к сожалению, подобными качествами не обладает и не имеет достаточной связи с реальными условиями функционирования экономики.

     Отечественная налоговая система аккумулировала в себе принципы двух налоговых систем: Америки и континентальной Европы. В американской налоговой системе акцент сделан на подоходном принципе налогообложения, в европейской  на обложении оборота в форме налога на добавленную стоимость. В российской налоговой системе присутствуют оба акцента, что и позволяет ее характеризовать как чрезмерно жесткую, направленную лишь на разрешение проблем дефицита государственного бюджета.

     Несмотря  на очевидную агрессивность государственной  налоговой политики в России, предприятия  при умелом использовании рассмотренных  выше принципов построения взаимоотношений с налоговыми органами могут вполне успешно функционировать в современных условиях. Важно всегда помнить: налоги для тех, кто их выплачивает, -- признак не рабства, а свободы.

     Взаимоотношения предприятия с государственным бюджетом проходит через налоги в следующей последовательности:

     После получения выручки от реализации в бюджет перечисляются налог  на добавленную стоимость.

     Погашение текущих затрат: отчисляются налоги, включаемые в себестоимость. Это  отчисления в социальные внебюджетные фонды (пенсионный, медицинского и социального страхования, фонд занятости), платежи за использование природных ресурсов, отчисления в дорожный фонд, налог на рекламу и т.д.

     Распределение прибыли: выплачивается налог на прибыль, сбор за право торговли и другие местные налоги.

     3.2. Взаимоотношения предприятия с внебюджетными фондами

     Каждое  общество, основываясь на национальных, культурных, исторических традициях, берет  на себя заботу о содержании нетрудоспо-собного  населения, граждан, временно не имеющих работу, и ряд других функций. Как показывает мировой опыт, финансирование этих специфических целевых государственных функций за счет средств государственного бюджета не всегда эффективно. Как правило, во время кризисов, высокой инфляции, социальных и политических неурядиц низкая эффективность финансирования из госбюджета этих функций проявляется особенно отчетливо. Эти обстоятельства стали веским основанием для организации финансирования целевых общегосударственных задач из соответствующих их содержанию внебюджетных фондов.

     В отечественной практике в условиях рыночной экономики под эгидой государства  образованы следующие внебюджетные фонды:

     А. Страховые взносы на социальное обеспечение:

    • Пенсионный фонд;
    • Фонд обязательного медицинского страхования;
    • Фонд социального страхования РФ;
    • Государственный фонд занятости населения;

     Б. Специальные фонды:

    • дорожные фонды;
    • природоохранные фонды;
    • фонды развития территории.

     В. Общественные фонды:

    • негосударственные пенсионные фонды;
    • фонды поддержки науки, образования, медицины.

     Фонды социального назначения (группа А) формируются  за счет средств предприятий, граждан  и госбюджета. Основными источниками  пополнения Пенсионного фонда, Фонда  обязательного медицинского страхования  и Фонда социального страхования  являются страховые взносы предприятий и организаций. Размер страховых взносов относится на производственные издержки предприятия. Эти взносы начисляются предприятием одновременно с начислением зарплаты служащим и перечисляются ежемесячно в фонды, независимо от факта выплаты зарплаты. Будучи обязательной статьей себестоимости, вышеуказанные страховые взносы ведут к автоматическому росту цен на продукцию предприятий. Динамика этого роста прямо зависит от роста зарплаты на предприятии. С другой стороны, жесткий порядок расчетов по этим взносам в случае наступления даже временного ухудшения платежеспособности предприятия усиливает напряженность в ее финансовом положении.

     Взносы  в фонд занятости формируются  за счет прямых удержаний из начисленной  зарплаты служащих в размере 1%. По существу порядок формирования этих удержании ничем не отличается от расчета и удержания налога на доходы физических лиц со служащих предприятия, различны лишь получатели да размеры этих удержаний.

     Среди специальных фондов особое место  занимают дорожные фонды. Всякие попытки на протяжении многих последних десятилетий решить проблему дорог в России за счет госбюджета не имели успеха. Возможно, финансирование строительства и содержание дорог из независимого от госбюджета специального фонда станет долгожданным способом решения одной из вековых российских бед.

     Дорожные  фонды формируются в основном из следующих налогов:

    • на реализацию горюче-смазочных материалов (независимо от того, кто занимается их реализацией);
    • с пользователей автодорог;
    • с владельцев транспортных средств;
    • на приобретение автотранспортных средств.

     Налог на приобретение автотранспортных средств  фирмы оплачивают за счет средств, предназначенных  на финансирование капитальных вложений. Остальные налоги в дорожные фонды  фирмы относят на собственные издержки со всеми ранее изложенными последствиями для ценовой политики.

     Единый  социальный налог (взнос) - налог, зачисляемый в Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации (фонды) - и предназначенный для сбора средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Изменение социально-экономического развития государства  в период перехода к рыночным отношениям приводит к качественным структурным  сдвигам в сторону интенсификации производства, что обусловливает  неизменный рост денежных накоплений и главным образом прибыли предприятий различных форм собственности.

     Прибыль является основным источником собственных  средств предприятия. С одной  стороны, прибыль рассматривается  как результат деятельности предприятия, с другой, как основа дальнейшего  развития. Для страны прибыль предприятий означает наполняемость доходной части бюджета, возможность решения социальных проблем страны или региона.

Информация о работе Финансовая система