Финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 08:36, реферат

Описание работы

Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления.

Работа содержит 1 файл

Финансовая система.doc

— 68.00 Кб (Скачать)

 Финансовая  система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению  и перераспределению совокупного  общественного продукта.

 Процесс распределения  и перераспределения стоимости  совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления.

 В процессе распределения  стоимости совокупного общественного  продукта у субъектов экономических  отношений (государства, хозяйствующих  субъектов, наёмных работников и  органов местного самоуправления) накапливаются  различные фонды денежных доходов.

 Финансовая  система не есть  только  лишь  сами  по  себе  деньги.  Она  включает в себя весь комплекс отношений  связанных с товарообменом  –  это  и банки, и схема эмиссии, и механизм размножения денег (кредитная  система),  в

 нее можно включить и торговые сети и многое другое:  все,  что  способствует товарному обращению между субъектами производства.

 В современных  условиях финансовая система состоит  их четырех звеньев – государственного бюджета, муниципальных финансов,  финансов  государственных предприятий и специальных правительственных фондов.  В  совокупности  они  и составляют   своеобразную    финансовую    основу    социально-экономической

 деятельности  государства[2].

       2. Разные звенья финансовой системы  обслуживают разные  виды  финансового распределения:     внутрихозяйственное     –     финансами     предприятий, внутриотраслевое   –   финансами   предприятий,   комплексов,   ассоциаций, межотраслевое   и   межтерриториальное    –    государственным    бюджетом,

 внебюджетными фондами.

       Центральное место в финансовой  системе занимает государственный  бюджет –  самый  крупный   денежный  фонд,  который  использует  правительство   для финансирования  своей  деятельности.  За   счет   государственного   бюджета  содержатся  армия,  полиция,  значительная  часть  здравоохранения,  с   его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

       В силу своего особого положения  государственный бюджет взаимодействует  с другими  звеньями  финансовой  системы,  оказывая  им  при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных  средств из  центрального государственного   фонда   муниципальным    финансовым    фондам,    фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

       Государственный   бюджет   состоит   из   двух    взаимосвязанных    и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда  поступают денежные  средства   для   финансирования   деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего  из  своих  доходов.  Расходная  часть  показывает,  на  какие   цели направляются аккумулируемые государством средства.

 3. В целом,  возникновение финансов как исторической  категории обусловлено такими  факторами, как:

 -общественное разделение труда и деление общества на социальные группы;

 -развитие товарно-денежных отношений в связи с ростом производства и увеличением ВВП и НД;

 -появление самостоятельных, независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность и создающих для производства необходимые денежные фонды;

 -создание централизованного государства.

 4. финансы и финансовые отношения - это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.

 5. Функции финансов

 Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распределение государства, муниципалитета;

 Контрольная — заключается в их способности  отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

 Регулирующая  — вмешательство государства  в процесс воспроизводства через  финансы (налоги, государственные кредиты  и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

 Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными  экономическими и социальными условиями.

 7. Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы. Экономика стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется как известно, на следующие пять секторов:

 нефинансовые  корпоративные и квазикорпоративные предприятия;

 финансовые  учреждения;

 органы государственного управления;

 частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население);

 домашние  хозяйства.

 Государственные финансы - это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они  аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы. Содержание понятия и структура государственных финансов определяются функциями государства и структурой системы органов государственного управления.

 Основной  функцией органов государственного управления является проведение государственной политики, выполнение государственных задач посредством предоставления нерыночных товаров и услуг для их потребления населением и обществом в целом, а также посредством перераспределения доходов (осуществления трансфертов) и богатства. Государство осуществляет свои функции не в целях коммерческой выгоды или прибыли, а для обеспечения коллективного потребления. Финансовые ресурсы сектора государственного управления формируются главным образом за счет налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями, учреждениями и организациями, относящимися к другим секторам.

 Структура государственных  финансов определяется двумя основными  факторами. Одним из них является структура органов государственной  власти. Другим - выделение в составе  государственных финансов бюджетных средств и различного рода целевых фондов, не входящих в бюджета.

 Систему государственного управления страны составляют органы государственной власти и их структуры, наделенные монопольным правом на власть в пределах данной территории или ее частей. Соответственно совокупность всех государственных единиц, функционирующих в стране, образует сектор государственного управления. Сектор органов государственного управления объединяет учреждения и организации, финансируемые из государственного бюджета.

 9. Материальные:

 организационное единство

 -внутренняя структура организации

 -наличие органов управления

 -наличие учредительных документов

 имущественная обособленность (обязательный учёт имущества  на самостоятельном балансе либо по смете)

 самостоятельная гражданско-правовая ответственность (возможность обращения кредиторами взыскания на имущество юридического лица, а не на его учредителей/участников)

 выступление в гражданском обороте и судебных органах от своего имени (наличие  средств индивидуализации юридического лица, производимых им товаров, оказываемых услуг):

 -наименование

 -товарный знак

 -коммерческое обозначение

 -наименование места происхождения товаров

 Формальный: Регистрация ФНС в Едином государственном  реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ)

 11. Сбербанк России в полной мере выполнил принятую в 1996 году концепцию развития и стал универсальным коммерческим банком. За прошедшие пять лет банк достиг самых высоких результатов среди российских финансовых институтов.

 Принятие  акционерным собранием концепции развития Сбербанка России до 2005 г. стало одним из главных событий в 2000 г. Поставленные новой концепцией задачи потребовали серьезной перестройки системы управления банком, расширения полномочий низовых звеньев при одновременном усилении централизации управления вопросами стратегического развития, структурной политики управления рисками. Крупномасштабная реорганизация всей системы управления была проведена в кратчайшие сроки без ущерба для интересов клиентов.

 Начиная с 01 января 2001 г. действуют 17 вновь образованных территориальных банков, наделенных качественно новыми полномочиями, обладающих значительной ресурсной базой и способных решать значимые задачи развития экономических регионов.

 Основные  итоги года подтверждают правильность принятой концепции и проведенной перестройки управления. Чистая прибыль в истекшем году возросла в полтора раза. Весомым свидетельством является и увеличение доли корпоративных клиентов в структуре баланса до 23%.

 Стратегической  линией Сбербанка России является кредитование реального сектора экономики. Банк является одним из главных локомотивов российского экономического роста. Кредитный портфель банка составил более 300 млрд. руб., в том числе объем инвестиционных кредитов, выданных Сбербанком России, превысил 70 млрд. руб., что сопоставимо с размером иностранных инвестиций в Россию за последние 5 лет. В 2000 г. Сбербанк России впервые получил от кредитных операций больше доходов, чем от других видов деятельности, в том числе и от операций с ценными бумагами.

 Акционерный коммерческий Сберегательный Банк Российской Федерации —крупнейший банк России, на долю которого приходится свыше 25% активов и 15% капитала банковской системы страны.

 Банк является абсолютным лидером среди российских банков по размерам валюты баланса, объемам привлечения средств населения и юридических лиц, объемам инвестиций в экономику России, объемам операций на фондовых и денежных рынках.

 12. Государственный  банк  РСФСР  возник  в  связи  с   объявлением   новой экономической политики 10 января 1921 года. В 1923  году  после  образования Советского  Союза  преобразовывается  в  Государственный  банк  СССР.   Банк получил исключительное эмиссионное право. 20 декабря 1991 года Госбанк  СССР был расформирован, в связи с роспуском Советского Союза. Активы  переданы  в Центральный банк Российской Федерации.

     В  банковской системе нашей страны  Центральный банк Российской  Федерации (ЦБР, Банк России) определён как главный банк страны  и кредитор  последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него  возложены функции общего регулирования  деятельности  каждого  коммерческого  банка  в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный  банк  призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией  и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной  политики,  при этом со стороны ЦБР  используются  в  первую  очередь  экономические  методы управления и только в отдельных случаях административные.

 13. К основным задачам Министерства финансов РФ относятся:

 • совершенствование  бюджетной системы и развитие бюджетного федерализма;

 •  разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в  РФ;

 •  концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития;

 • разработка проекта федерального бюджета и  обеспечение исполнения федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

 • разработка программ государственных заимствований и их реализация от имени Российской Федерации; управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

 • разработка и реализация единой политики в сфере  развития финансовых рынков;

 •  участие  в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

 •  разработка единой методологии составления  бюджетов всех уровней и отчетов  об их исполнении;

Информация о работе Финансовая система