Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 00:53, реферат
Актуальность данной работы заключается прежде всего в том, что большинство стран мира это унитарные государства (в т.ч. и Япония), финансово-кредитная система которых отличается простотой и мобильностью по сравнению финансово-кредитных систем федераций, примером которой является Россия.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Понятие финансовой системы. Формирование финансовой системы Японии……………………………………………………………… 5
1.1. Понятие о финансовой системы в целом……………………………… 5
1.2. Формирование финансовой системы страны…………………………. 7
1.3. Финансовая система Японии…………………………………………… 9
1.4. Банки Японии…………………………………………………………… 15
1.4.1. Городские банки……………………………………………….. 16
1.4.2. Региональные банки……………………………………………. 17
1.4.3. Иностранные банки……………………………………………. 18
ГЛАВА 2. Специализированные кредитные институты. Отличия формирования банковской системы Японии……………………………… 21
2.1. Специализированные кредитные институты………………………… . 21
2.1.1 Банки долгосрочного кредитования…………………………… 21
2.1.2 Траст-банки……………………………………………………… 22
2.2. Прочие кредитные институты…………………………………………. 23
2.2.1 Почтовые сберегательные кассы……………………………… 23
2.2.2 Кредитные кооперативы……………………………………….. 23
2.3. Отличия формирования банковской системы Японии……………...... 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….28
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Понятие финансовой системы. Формирование финансовой системы Японии……………………………………………………………… 5
1.1. Понятие о
финансовой системы в целом…………
1.2. Формирование финансовой системы страны…………………………. 7
1.4. Банки Японии………………………………………………
1.4.1. Городские банки……………………………………………….. 16
1.4.2. Региональные банки……………………………………………. 17
1.4.3.
Иностранные банки…………………………………
ГЛАВА 2. Специализированные кредитные институты. Отличия формирования банковской системы Японии……………………………… 21
2.1. Специализированные кредитные институты………………………… . 21
2.1.1 Банки долгосрочного кредитования…………………………… 21
2.1.2 Траст-банки…………………………………………………
2.2. Прочие
кредитные институты……………………………
2.2.1 Почтовые сберегательные кассы……………………………… 23
2.2.2 Кредитные кооперативы……………………………………….. 23
2.3. Отличия формирования
банковской системы Японии……………......
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ………………………….28
Под финансовой системой понимают совокупность финансовых учреждений страны, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства (денежная система, система финансовых учреждений). Финансовый сектор экономики в широком понимании включает финансовые институты, контролирующие, наблюдательные органы, а также финансовые союзы. Основные задачи контролирующих и наблюдательных органов в рамках финансовой системы заключаются в поддержании ее устойчивого функционирования, реализации государственных нормативных актов и непосредственном осуществлении контроля за деятельностью финансовых институтов.
Финансовые институты в рамках финансового сектора включают организации, относящиеся к банковской системе, а также к небанковским финансовым посредникам. В свою очередь, в банковской системе особое место отводится центральным банкам.
В
экономически развитых странах традиционно
выделяют два основных типа финансовых
систем – сегментированную и универсальную.
Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у субъектов хозяйствования и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. Можно выделить четыре основные стадии процесса общественного воспроизводства: производство, обмен, распределение и потребление.
Областью
возникновения и
Актуальность данной работы заключается прежде всего в том, что большинство стран мира это унитарные государства (в т.ч. и Япония), финансово-кредитная система которых отличается простотой и мобильностью по сравнению финансово-кредитных систем федераций, примером которой является Россия.
Важность
исследований в этой сфере заключается
еще и в том, что технологическая
вооруженность и уровень
ГЛАВА
1. Понятие финансовой
системы Формирование
финансовой системы
Японии
1.1.
Понятие о финансовой
системы в целом
Финансовая система — совокупность финансовых и кредитных институтов, при помощи которых государство собирает, распределяет и расходует денежные средства1
Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в сущности финансовых отношений, что обусловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий, выделяют два: развитие товарно-денежных отношений и сущест вование государства как субъекта этих отношений. В отличие от других стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны с функционированием государства. Однако наличие общих признаков в сущности всех финансовых отношений не исключает определенных различий между ними. Это обусловливает существование относительно обособленных сфер этих отношений в рамках единой экономической категории финансов.
Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.
Все вышеперечисленные финансовые отношения можно раз бить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного вос производства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъ ектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.
Финансы предприятий различных ФОРМ собственности являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором
Формирования централизованных денежных Фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами.
Активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.
В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка.
Развитие предпринимательской деятельности
способствует расширению самостоятельности
предприятий, освобождению их от мелочной
опеки со стороны государства и вместе
с тем повышению ответственности за фактические
результаты работы.2
1.2.
Формирование финансовой системы страны.
В 1868 году (то есть в процессе реформ Мэйдзи, направленных на модернизацию страны) японское правительство, по примеру США, приступило к формированию системы государственных банков, обладавших правом денежной эмиссии. Первым кредитным институтом такого рода стал банк "Первый государственный" (позднее - "Первый промышленный")5. Затем, в 1874 году была создана система почтово-сберегательных учреждений (сыгравших в экономике страны очень важную роль), из которых в 1880 году "вышли" сберегательные банки. В 1877 году частным капиталом была создана первая банковская ассоциация, в 1879 году в Осака появился клиринговый дом для упрощения межбанковских расчетов, а в 1878 году открылись две фондовые биржи. Однако в Японии бизнес был в основном сосредоточен в замкнутых структурах дзайбацу (финансово-промышленные группы). По этой причине прямое финансирование (через выпуск ценных бумаг) в стране так и не получило широкого развития. Вплоть до последнего времени в Японии преобладало косвенное финансирование (через банки).3
В
1882 году было решено оставить лишь один
эмиссионный центр. С тех пор
и поныне его функции выполняет Банк
Японии. Остальные государственные банки
были перепрофилированы в обычные (коммерческие)
кредитные институты, встав в один ряд
с параллельно возникшими частными банками
(коммерческими и сберегательными, выросшими
из торгово-ростовщических контор). Подобные
частные структуры были "легализованы"
законом о банках от 1890 года.6 Все
эти банки занимались обычной коммерческой
деятельностью, привлечением свободных
средств, выдачей кредитов и расчетами
между предприятиями.
Однако профинансировать модернизацию
и индустриализацию страны в полном объеме,
в силу своего коммерческого характера
и относительно небольшого объема находившихся
в их распоряжении денежных ресурсов,
эти обычные банки были не в состоянии.
К решению задачи подключилось государство,
создав полуправительственные/
В ходе кризиса 1927 года начался процесс разорения маломощных банков. В 1927 году был принят новый закон о банках, в котором был впервые оговорен обязательный для банков минимум капитала. Тем самым закон побудил банки к слиянию и укрупнению. В результате этих процессов, к исходу Второй мировой войны, в стране насчитывалось всего 64 обычных и 4 сберегательных кредитных института.9 В ходе самой войны были сделаны два важных шага по пути универсализации и консолидации банковского бизнеса - обычные банки получили права сберегательных, а межбанковские расчеты стали осуществляться через Банк Японии.4
Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта.
Доходы
и расходы бюджета имеют
С
сентября по декабрь бюджетный департамент
рассматривает поступившие
После внесения поправок, в январе правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона.
Согласно Конституции Японии парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами.
Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами.5
Кассовое обслуживание бюджета производят Японский банк и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк, и последний осуществляет соответствующие операции. Контроль за расходованием утвержденных ассигнований проводится поквартально в форме отчетов министерств и ведомств. Контролеры министерства финансов изучают полученные отчеты, проверяют данные и составляют общий отчет об исполнении бюджета по доходам и расходам.