9. Управление финансами в ведущих зарубежных
странах
Управление финансами в ведущих
зарубежных странах находится
в ведении высших законодательных
органов власти – Парламентов. В США –
это двухпалатный Конгресс (Палата Представителей
из 435 членов, избираемых на 2 года, и Сенат
из 100 членов, избираемых на 6 лет), в ФРГ
– двухпалатный Парламент со сроком полномочий
4 года (Бундестаг из 672 избираемых депутатов;
Бундесрат из 68 назначаемых членов), в
Великобритании – двухпалатный Парламент
(Палата Общин из 659 членов, избираемых
на 5 лет, и Палата Лордов из 1207 членов),
во Франции – двухпалатный Парламент
(Национальное Собрание из 577 членов, избираемых
на 5 лет, и Сенат из 321 члена, избираемого
на 9 лет), в Австралии - двухпалатный Федеральный
Парламент (Палата Представителей из 148
членов, избираемых на 3 года, и Сенат из
76 членов, избираемых на 6 лет), в Австрии
– двухпалатный Парламент, избираемый
на 4 года (Национальный Совет из 183 депутатов
и Федеральный Совет из 63 членов), в Индии
– президент и двухпалатный парламент
(Народная Плата из 545 депутатов, избираемых
на 5 лет, и Совет штатов из 250 членов, 238
из которых избираются на 6 лет), в Канаде
– двухпалатный парламент (Палата Общин
из 301 депутата, избираемого на 5 лет, и
Сенат из 104 назначаемых сенаторов) и т.
п.
Парламенты имеют две палаты
– нижнюю и верхнюю. Двумя
палатами принимаются все основные
финансовые законы и, прежде
всего, рассматривается и утверждается
закон "О федеральном бюджете
(или бюджете Центрального Правительства)
на очередной финансовый год"
и подписываются главой государства.
Парламенты также утверждают
законы о налогах, отчеты об
исполнении федерального бюджета
(или бюджета Центрального правительства),
устанавливают предельный размер
(лимит) государственного долга.
Непосредственное управление
финансами находится в ведении финансового
аппарата, главное звено которого – Министерство
финансов. Главными функциями Министерства
финансов является разработка финансовой
и налоговой политики государства, политики
в области государственных расходов, проведение
контроля за соблюдением финансовых законов.
Министерство финансов составляет законопроект
"О федеральном бюджете (или бюджете
Центрального Правительства) на очередной
финансовый год" и организует исполнение
утвержденного высшими законодательными
органами власти и подписанного Главой
государства федерального бюджета (или
бюджета Центрального правительства).
Важное подразделение Министерства финансов
– управление внутренних займов и государственного
долга. Оно ведает эмиссией государственных
ценных бумаг, выплатой по ним процентов
и погашением государственного долга.
10. Особенности в управлении финансами
В каждой стране имеются
особенности в управлении финансами.
Так, в США помимо министерства
финансов имеется административно-бюджетное
управление при Президенте, которое
составляет расходную часть федерального
бюджета. В ФРГ управление финансами также
возложено на федеральное министерство
финансов. Во Франции управление финансами
возложено на министерство экономики,
финансов и бюджета. В Великобритании
управление финансами осуществляет в
основном министерство финансов, именуемое
казначейством.
11. Органы финансового контроля
Важное значение в управлении
финансами принадлежит специализированным
органам финансового контроля, которые
независимы от правительства
и подотчетны парламенту.
В США – это Главное
контрольно-ревизионное управление,
созданное в соответствии с
законом о бюджете и отчетности
от 10 июня 1921 г. В его функции
входят: толкование финансовых нормативных
актов; контроль за законностью
и эффективностью операций, проводимых
правительственными ведомствами; оказание
помощи Конгрессу, его комитетам и конгрессменам;
контроль за выполнением отдельных платежных
операций; установление правил ведения
финансовых операций и отчетности в федеральных
учреждениях. Фактически деятельность
Главного контрольного управления сводится
к ежегодным проверкам состояния финансов
федеральных ведомств и составлению документов
и рекомендаций президенту и конгрессу
на основе проведения проверок.
В ФРГ контрольные функции
в сфере финансов находятся в ведении
Федеральной Счетной палаты. Наиболее
сложные дела передаются в суды, которые
специализированы на финансовых спорах
и нарушениях, связанных со злоупотреблением
государственными средствами.
Во Франции контроль за
исполнением бюджета всеми государственными
органами в центре и на местах осуществляет
Счетная палата, которая представляет
собой судебный орган, состоящий из несменяемых
магистров.
В Великобритании специальным
органом финансового контроля
является Управление государственного
контроля, созданное еще в 1866 г. Возглавляет
Управление государственного контроля
Генеральный контролер – ревизор, который
назначается правительством пожизненно
и может быть смещен только по решению
обеих палат парламента. Полномочия контрольного
органа Великобритании более ограничены,
чем в США. В частности, он не имеет права
толковать финансовые нормативные акты,
не может вмешиваться в оперативную деятельность
финансовых служб правительственных ведомств.
В обязанности Управления государственного
контроля входит проверка законности
финансовой деятельности правительственных
ведомств, а также эффективности и целесообразности
расходования ими государственных средств.
Управление обязано информировать Парламент
о результатах таких проверок.
12. Управление финансами
территорий
Управление финансами членов
Федерации и местных органов
власти в федеративных государствах
и финансами местных органов власти в
унитарных государствах осуществляют
финансово-бюджетные советы, которые составляют
проекты соответствующих бюджетов и организуют
их исполнение.
Управление финансами частных
национальных и транснациональных
корпораций.
Управление финансами частных
национальных и транснациональных
корпораций в странах с развитой
рыночной экономикой (финансовый менеджмент)
осуществляют финансовые управления и
финансовые менеджеры.
Структура финансовых управлений
национальных и транснациональных
корпораций имеет организационно-правовую
форму акционерных обществ.
Основная задача финансового
менеджмента по мобилизации
и использованию денежных фондов корпораций
состоит в максимизации реальных пассивов
и активов корпораций.
Важное значение имеют следующие
кардинальные вопросы финансового
менеджмента.
1. Планирование и прогнозирование
финансовой стороны деятельности
корпораций. Финансовое управление корпорации
разрабатывает финансовые планы, которые
представляют собой прогнозы объема производства
и реализации продукции, развития научно-технического
прогресса, внедрения новых управленческих
решений и финансовых ресурсов их обеспечения
на один год и пять лет. Такие финансовые
планы определяются для каждого подразделения
корпорации, то есть для отдельных фирм
в рамках корпорации и для отдельных отраслевых
управлений (департаментов) внутри одной
фирмы. Главные показатели в процессе
финансового планирования: объем реализации
продукции, прибыль, капитальные вложения.
2. Принятие наиболее целесообразных
решений в процессе инвестирования
крупных средств. Успешно функционирующая
корпорация имеет быстро растущий
объем реализации продукции, что
требует новых инвестиций на расширение
производства (приобретение оборудования,
проведение НИОКР и т.д.). Финансовый менеджер
должен определить оптимальные темпы
роста объема реализации, структуру привлекаемых
средств, методы их мобилизации, способы
инвестирования – за счет кредитов банков
или путем выпуска собственных акций и
облигаций; в случае банковского кредита
– долгосрочный
3. Координация финансовой деятельности
корпорации со всеми ее службами.
Например, решения в области маркетинга
влияют на объем реализации, что в свою
очередь оказывает воздействие на размер
прибыли и инвестиций.
4. Проведение крупных операций
на финансовом рынке по мобилизации
дополнительных капиталов, реализации
собственных акций и облигаций.
13. Структура финансового
управления американской корпорации "Дюпон"
К примеру,
рассмотрим структуру финансового
управления американской корпорации
"Дюпон" и функции подразделений.
Финансовое управление корпорации
включает девять отделов и
29 секторов. Главный менеджер по финансовым
вопросам является вице-президентом корпорации
и непосредственно подотчетен ее президенту.
Ему подчинены главный казначей и главный
финансовый контролер корпорации.
Традиционно
функции главного казначея состоят
в следующем: планирование финансовых
ресурсов корпорации исходя из текущих
и новых операций; финансирование этих
операций; распределение выручки от реализации
продукции по соответствующим фондам;
управление кассовой наличностью, рыночными
ценными бумагами корпорации; планирование
структуры капитала фирмы, то есть соотношения
основного и оборотного капитала, собственных
и привлеченных средств. Кроме того, в
ведении казначея находятся оплата управленческого
персонала, а также формирование и использование
пенсионного и резервных фондов.
К традиционным
функциям главного контролера относятся:
разработка ежегодного отчета корпорации,
включающего отчет о прибылях и убытках,
отчетный баланс и другие документы. Главный
контролер несет ответственность за ведение
бухгалтерского учета и аудиторскую деятельность,
за все вопросы налогового обложения и
информацию, предоставляемую государственным
органам.
Вице-президент
по финансам с другими членами
совета директоров корпорации
и ее президентом решают важнейшие
вопросы деятельности корпорации: крупные
капитальные вложения, направления развития
производства (включая производимые виды
продукции, рыночную стратегию), цены,
уровень заработной платы, займовую политику,
проведение политики в области дивидендов
по акциям.
Руководство
корпорации должно предусмотреть
не только степень риска при новых крупных
капитальных вложениях и сроки их окупаемости,
но и форму поступления средств (в форме
наличных денег, коммерческого кредита,
бартерной сделки). Особый вопрос состоит
в том, каким образом новые инвестиции
скажутся на финансовых результатах деятельности
корпорации, на движении курса акций и
величине прибыли.