Финансовая система Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 14:49, доклад

Описание работы

Финансы являются неминуемым атрибутом, как организации предпринимательской деятельности, так и государства. Необходимость финансов обусловлена объективностью товарного производства, действием законов производства и законов обмена, национальными интересами государства и общества. В пределах общества и государства финансы, как и экономическая система в целом, приобретают национальные признаки.

Работа содержит 1 файл

Финансовая система Украины.docx

— 38.59 Кб (Скачать)

Финансовая  система Украины 

Финансы – это  экономическая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств.

Финансы являются неминуемым атрибутом, как организации  предпринимательской деятельности, так и государства. Необходимость  финансов обусловлена объективностью товарного производства, действием  законов производства и законов  обмена, национальными интересами государства  и общества. В пределах общества и государства финансы, как и  экономическая система в целом, приобретают национальные признаки. Они выражают совокупность национальных отношений, при помощи которых осуществляют распределение валового общественного  продукта и национального дохода для образования и использования  денежных фондов на расширенное воссоздание  сферы производства, социальной инфраструктуры и подъема уровня жизни людей. 

Финансы являются основой формирования и действия экономического и социального механизма, т.е. механизма функционирования производства и социального развития. 

При помощи финансов происходит процесс «соединения» рабочей  силы, средств труда и предметов труда в единый производственный механизм, в котором реализуются экономические стимулы и интересы человека, коллектива и государства, создаются материальные предпосылки удовлетворения социальных потребностей общества. 

Движение финансов в экономике подобно движению крови в живом организме и  функции их сводятся к питанию  своих систем. 

Экономика, составными частями которой являются трудовой, научный и технико-производственный и природно-ресурсный потенциал, формируется как единый хозяйственный  механизм по большей части финансовой системой. 

Без постоянного  финансового питания составных  частей экономической системы наступает  их недееспособность с соответствующими негативными последствиями. Поэтому  финансовая система выступает фактором интеграции всех факторов экономической  системы их высокоэффективного функционирования и аккумулятором денежных ресурсов для осуществления повторного цикла  производства на этом же или высшем уровне. Для осуществления своих  функций интегрирования экономической  системы финансовая система должна удовлетворять интересы всех субъектов  производства, поддерживая на надлежащем уровне дееспособности все свои структурные  и динамичные параметры. 

По формам организации  финансы имеют три уровня:

 • финансы  общегосударственные;

 • финансы  предприятий и их отраслей;

 • финансы  населения. 

Финансы государства  и предприятий обеспечивают выполнение функций государством и предприятием или руководством отрасли. 

Общегосударственные финансы:

. государственный  бюджет;

. бюджет государственного  социального страхования;

. фонд средств  государственного имущественного, частного имущественного и личного  страхования;

. фонд средств  государственного кредита.

 Финансы предприятий  и отраслей национальной экономики:

. финансы государственных  предприятий и отраслей национальной  экономики;

. финансы кооперативных  предприятий;

. финансы частных  предприятий;

. финансы общественных  организаций. 

Каждое звено  национальной финансовой системы имеет  свои специфические задания и  свою сферу функционирования. Материальной основой финансов является национальное производство. 

Основой общегосударственных  финансов есть бюджет, т.е. выраженный в денежных суммах расклад будущих  доходов и расходов государства, который составляют ежегодно. Социально-экономическую  природу бюджета государства, его  роль в экономической и политической жизни страны структуру доходов  и расходов определяет характер общественного  государственного строя. 

Система финансов в Украине только с 90-х г.г. начала формироваться как национальная. К тому времени она была составной  частью централизованной финансовой системы  бывшего советского государства  и зависела от его финансовой политики. 

Характер финансовой системы в то время отражал  характер самой системы ведения  хозяйства и был затратным  и неэффективным. Экстенсивные методы ведения хозяйства, отсутствие стимулов к высокоэффективному труду приводили  к убыточности предприятий в  промышленности и хозяйств в агропромышленном комплексе. Такие предприятия постоянно  субсидировались из бюджета за счет более эффективных предприятий, что подрывало любой интерес  к добросовестному отношению  и производительному труду. Региональные бюджеты и фонды развития предприятий  формировали по нормативам, определенными  центральными ведомствами. Ими же регламентировали и использование этих финансовых ресурсов. Финансовая система формировала  потребительскую психологию производителей, отчуждала от предпринимательской  инициативы, от умения рисковать во время создания новых производств, от потребности ценить средства, ресурсы, рассчитывать затраты на производство. 

 Переход экономики  Украины к рыночному типу и  первые шаги до создания национальной  финансовой системы показывают, что государство ориентируется  на усиление экономической независимости,  предпринимательской деятельности  и на активное участие в  международных финансово-торговых  расчетах. 

 Бюджетная  система состоит из двух частей:

 • доходной;

 • расходной 

 Первая часть  обеспечивает аккумуляцию средств  через систему налогов, другая - распределение аккумулированных  средств на производственные, социальные  и государственные потребности. 

 Инструментом  формирования доходной части  бюджета является система налогов.  Налоги – это обязательные  нормируемые платежи в государственный  или местный бюджет, которые вносят  отдельные лица, предприятия, организации  и учреждения. Налоги разделяют  на прямые и косвенные. К прямым налогам принадлежат налоги с прибыли (подоходный налог), наследства, земли, зданий и тому подобное. К косвенным - пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы и другие. 

 Налоговая  система является основой формирования  государственного бюджета и налоговой  политики. Именно ради формирования  государственного бюджета государство  осуществляет политику налогообложения  и использования накопленных  средств на разнообразные общественные  потребности. 

 Налоговая  политика имеет большое значение  для финансовой системы в целом,  поскольку от её гибкости зависит  влияние финансовой системы на  производство, в частности на  стимулирование производства. Для  сбалансирования экономической  системы наилучшей является такая  система налогообложения, в которой  относительно возрастает доля  прямых налогов и уменьшается  доля косвенных. 

 В 1994 году  доходная часть бюджета Украины  сформирована такой системой  налогов (прямые налоги):

 • платежи  предприятий и организаций с  прибыли (дохода),

 • доходы  от внешней торговли, налоги с  населения, подоходный налог,  на доходы от предпринимательской  деятельности и другие виды  прибыльного налога; 

 Косвенные  налоги:

 • налог  на добавленную стоимость (НДС);

 • акцизный  сбор;

 • государственная  пошлина, местные налоги и доходы;

 • отчисление  на геологоразведочные работы;

 • поступление  в Фонд ликвидации последствий  чернобыльской катастрофы,

 • поступление  от реализации государственных  ссуд 

 Это налоговое  бремя на население вызвано  хроническим спадом производства  и малоэффективной налоговой  политикой государства относительно  остановки спада и наращивания  темпов производства. 

 Расходную  часть бюджета определяют, как  уже было отмечено, общественные  и государственные потребности  могут формировать в различных  соотношениях такую структуру  расходов:

 • на народное  хозяйство;

 • на социально-культурные  мероприятия и науку, на управление;

 • на оборону,

 • другие. 

Денежная система  — форма организации денежного  обращения в стране, сложившаяся  исторически и закрепленная национальным законодательством. 

Центральной проблемой  настоящего и будущего финансовой стабилизации в Украине остается инфляция. Негативные социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить политику, направленную на укрепление национальной валюты. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию  денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент  самых разных денежно-кредитных, бюджетных  мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию  и распределению доходов.

  

Информация о работе Финансовая система Украины