Финансовая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:30, контрольная работа

Описание работы

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Содержание

1 Финансовая система РФ 3
1.1 Понятие финансовой системы 3
1.2 Структура финансовой системы РФ 3
1.3 Характеристика звеньев финансовой системы 6
2 Доходы бюджета 19
2.1 Налоговые доходы 19
2.2 Неналоговые доходы 21
2.3 Доходы бюджетов разных уровней 22
2.4 Доходы федеральных бюджетов 23
2.5 Доходы бюджетов субъектов РФ 25
2.6 Доходы местных бюджетов 26
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

Контр.раб. по Финансам.docx

— 68.64 Кб (Скачать)

     Известна  точка зрения, что финансовые отношения  возникают при распределении  выручки предприятий. Приверженцы  этого подхода считают, что финансы  предприятий опосредуют процессы деления  выручки на составные части, имеющие  специфическое целевое назначение: себестоимость, прибыль, налог на добавленную  стоимость, акцизы и др. 

     Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс  создания и распределения общественного  продукта и национального дохода. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

     В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости  предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального  назначения, изыскивают необходимые  им средства для расширения производства продукции, используя кредитные  ресурсы и возможности финансового  рынка. Развитие предпринимательской  деятельности способствует расширению самостоятельности предприятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны  государства и вместе с тем  повышению ответственности за фактические  результаты работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Доходы бюджета

     БК  РФ Доходы бюджета выражают экономические  отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между  государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и  имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений  выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения  в бюджет, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с действующим в  стране бюджетным и налоговым  законодательством, в распоряжение органов государственной власти и служат для обеспечения их функций. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения  стоимости общественного продукта, а с другой – выступают объектом дальнейшего перераспределения.

 Характеристика доходов бюджета

   Состав  бюджетных доходов, их структура  органически связаны с объемами общественного производства и национального  дохода и определяются финансовой политикой  государства. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты  других уровней бюджетной системы  РФ для целевого финансирования предприятий, а также безвозмездные перечисления. В составе доходов бюджетов обособленно  учитываются доходы целевых бюджетных  фондов. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых видов  доходов и безвозмездных перечислений.

   В доходы бюджета текущего года зачисляется  остаток средств на конец предыдущего  года. В соответствии с бюджетной классификацией доходы бюджета образуются из пяти групп. Первую группу представляют налоговые доходы, вторую группу – неналоговые доходы, третью – безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней, четвертую – доходы целевых бюджетных фондов и пятую – доходы от предпринимательской и другой приносящей доходы деятельности. Налоговые доходы составляют основу бюджета с их характеристики мы и начнем.

2.1.Налоговые доходы

Налоги являются основным источником доходов любого государства и обязательным атрибутом  любого государства. Налог - обязательный, безвозмездно и безвозвратно взимаемый с физических и/или юридических лиц платеж в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях обеспечения деятельности государства и местного самоуправления. Налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством РФ, т. е. с момента дачи налогоплательщиком поручения кредитной организации о перечислении денежных средств в бюджет соответствующего уровня при наличии средств на счете плательщика.

Налоговые платежи имеют следующие признаки:

·  взимание осуществляется на основании закона;

·  принудительность и обязательность осуществления платежа;

·  индивидуальность платежа;

·  безвозмездность платежа для налогоплательщика.

Налоги как  экономическая категория обладают двумя основными функциями: фискальной и регулирующей. Фискальная функция  связана с тем, что налоги являются доходом, взимаемым государством.

     Регулирующая  функция налогов связана с  их воздействием на различные стороны  экономических и общественных отношений. Налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос, стимулируют или угнетают инвестиционные процессы деловую активность в целом, могут оказывать влияние  на внедрение новых типов технологий, например, природоохранных или ресурсосберегающих.

     Для того, чтобы установить налог и  иметь возможность его взимать  необходимо определить:

·  налогоплательщика - физическое или юридическое лицо;

·  объект налогообложения – прибыль, доход, имущество;

·  налоговую базу, выраженную в стоимостных (в рублях или иной валюте), физических (кв. м площади или куб. м, тоннах) или иной базы;

·  налоговый период (месяц, квартал, год)

·  налоговую ставку (в рублях за единицу, в % от объема и др.);

·  порядок начисления налога;

·  порядок и сроки уплаты.

Если отсутствует  хотя бы один элемент, взимать налог  не удастся.

     Налоги  подразделяются на прямые, взимаемые  непосредственно с доходов или  имущества и косвенные – взимаемые  в виде надбавки к цене товара, с  оборота от реализации товаров, услуг.

     Налоговым кодексом определено, что в зависимости  от установления налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные.

     Федеральными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. К  федеральным налогам и сборам относятся:

     1) налог на добавленную стоимость;

     2) акцизы;

     3) налог на доходы физических  лиц;

     4) единый социальный налог;

     5) налог на прибыль организаций;

     6) налог на добычу полезных ископаемых;

     7) водный налог;

    8) сборы  за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов;

    9) государственная  пошлина.

Перечень  региональных налогов значительно  короче и включает:

     1)налог  на имущество организаций;

     2)транспортный  налог;

     3)налог  на игорный бизнес;

Перечень  местных налогов еще короче и  включает:

     1)земельный  налог;

     2)налог  на имущество физических лиц;

  Неналоговые доходы

В соответствии с  Бюджетным кодексом к неналоговым  доходам бюджетов относятся:

доходы от использования имущества находящегося в государственной или муниципальной  собственности доходы, получаемые от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти, а также  бюджетными учреждениями, находящимися в федеральной собственности, собственности  субъектов РФ или муниципальной  собственности;

доходов в  виде финансовой помощи и бюджетных  ссуд, полученных от бюджетов других уровней  бюджетной системы.

   Доходы  от использования имущества находящегося в государственной или муниципальной  собственности имущества могут  поступать в виде арендной платы при сдаче имущества в аренду.

   В государственной собственности  находится значительная часть пакетов  акций негосударственных предприятий. Доход в этом случае может поступать  в виде части прибыли (дивидендов), распределяемой по итогам года.

   В соответствии с Гражданским кодексом и Федеральным законом «О государственных  и муниципальных унитарных предприятиях»  собственник имущества имеет  право на часть прибыли от деятельности государственных и муниципальных  предприятий. Доходы в виде финансовой помощи из бюджетов других уровней устанавливаются по каждому субъекту РФ и каждому муниципальному образованию ежегодно в законе (нормативном акте) о бюджете на очередной год.

   Объемы  неналоговых доходов, за исключением  финансовой помощи, составляют 3-5% в  объеме доходов бюджетов и зависят  от объема сдаваемой в аренду собственности, от объема собственности планируемой  к продаже, от развития государственного или муниципального сектора экономики.

   Резервы пополнения неналоговых доходов  связаны в основном с повышением эффективности использования собственности  через эффективное регулирование  ставок арендной платы, стимулирование наращивания прибыльности муниципальных  предприятий. Продажа неэффективной  муниципальной собственности инвесторам будет способствовать снижению затрат на содержание объектов. Прежде всего, учреждений, финансируемых за счет бюджетов. 

  Доходы бюджетов  разных уровней

К регулирующим доходам бюджета относятся федеральные  и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы  отчислений (в процентах) в бюджеты  субъектов РФ или местные бюджеты  на очередной финансовый год, а также  на долговременной основе (не менее  чем 3 года) по разным видам таких  доходов.

   Нормативы отчислений определяются законом о  бюджете того уровня бюджетной системы  РФ, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете  того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему  регулирующие доходы из бюджета другого  уровня.

   Как правило, использование собственных  и регулирующих доходов не позволяет  в полной мере решить проблему сбалансированности нижестоящих бюджетов. В таких  случаях вышестоящий бюджет предоставляет  нижестоящему финансовую помощь в виде дотаций, субвенций, субсидий или бюджетных  ссуд.

   Дотации - бюджетные средства, выделяемые бюджету  другого уровня на безвозмездной  и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Эта форма была основной до 1994 года.

   Трансферт (нормативно-долевая дотация) – сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмездной  основе в порядке бюджетного регулирования  из Фонда финансовой поддержки регионов или Фонда финансовой поддержки  муниципальных образований, создаваемых  соответственно в Федеральном бюджете  или в бюджетах субъектов Федерации. Методика расчета нормативно-долевой  дотации направлена на осуществление  горизонтального выравнивания бюджетных  доходов территорий на душу населения и оказание им финансовой помощи по единым для всех правилам.

   Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов. Субвенция выдается на определенный срок, в случае неизрасходования ее в установленный срок или расходования не по назначению, суммы субвенции подлежат возврату в бюджет, из которого она была получена.

   Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

   Эти методы несовершенны, лишены стимулирующих  свойств и создают у административно-территориальных  образований иждивенческое настроение. Как способ наделения территориальных  бюджетов необходимыми средствами их исключить нельзя, т.к. это приведет к многократным кассовым разрывам и  необходимости обращения за ссудой в вышестоящий бюджет.

Информация о работе Финансовая система РФ