Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:44, курсовая работа
Учитывая сказанное, в задачи представленной работы входит:
— Характеристика экономической сущности финансов и выявление закономерностей их функционирования на современном этапе развития общества;
— Характеристика основных звеньев финансовой системы Российской Федерации;
— Выявление основных направлений финансовой деятельности государства;
— Анализ основных экономических показателей уровня благосостояния российского населения: ситуации на рынке труда, динамики доходов и уровня реальных доходов экономически активного населения России;
|
По данным таблицы 1 видно, что по сравнению с 2001г в 2003г наблюдался рост доходов федерального бюджета, но не по всем статьям, например налог на прибыль в 2003 г уменьшился на 6,3 п.п., а налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции уменьшился на 3,6 п.п.
В последнее время в Российской Федерации возник и новый метод использования денежных средств — бюджетное кредитование. Так, в соответствии со ст. 62 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год» Правительство РФ вправе осуществлять в 2000 г. расходы федерального бюджета на условиях возвратности на агропромышленный комплекс, а также на условиях возвратности и платности расходов на целый ряд мероприятий, предусмотренных этой статьей Закона. Однако законы о федеральных бюджетах, например, на 2002 и 2003 годы подобных статей расходов не предусматривали.
Государство использует фонды денежных средств также для погашения своих задолженностей как внутри страны, так и за рубежом.
Остановимся на функции финансового контроля.
Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти — Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, за расходованием государственных средств. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.
Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы проводят проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.
В соответствии с Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» функции государственного контроля с учетом распределения полномочий возложены на Счетную палату РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ (Главное управление Федерального казначейства и контрольно-ревизионное управление), Государственную налоговую службу РФ, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также на иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и внебюджетных фондов.
Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке и иных финансово-кредитных учреждениях РФ. В ее задачу входит определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов. Осуществляя контроль в процессе исполнения федерального бюджета, Счетная палата проводит анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и подготовку предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.
В обязанности Счетной палаты входит регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Контрольные положения Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды.
На региональном уровне финансовый контроль производится как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами.
Контроль за состоянием республиканского бюджета в Российской Федерации и его исполнением осуществляет созданный при высшем законодательном органе Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы РФ. В его задачу входит проведение экспертно-аналитической работы и подготовка заключений по материалам бюджетных посланий, вносимых в Государственную Думу Президентом Российской Федерации.
Важную роль в осуществлении финансового контроля играют Министерство финансов РФ и его органы на местах.
В
структуре аппарата Министерства финансов
функционирует контрольно-
Министерством финансов и его органами осуществляется контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета финансовыми ресурсами, рациональным их использованием на развитие народного хозяйства, социально-культурные и иные мероприятия.
Финансовые
органы разрабатывают проекты
Задача контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств возложена на органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ.
Главное управление Федерального Казначейства и его территориальные органы призваны организовывать, осуществлять и контролировать исполнение республиканского бюджета, управлять доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства в банках.
Финансовый контроль со стороны кредитных учреждений производится при выдаче, проверке обеспеченности и возврате ссуд. Весьма эффективным является контроль, осуществляемый налоговой службой. Главной задачей налоговой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты.
Налоговые инспекции — это органы оперативного финансового контроля. Они осуществляют проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, в различных министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и, организациях с разными формами собственности. Одновременно налоговые инспекции могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну); обследовать любые помещения предприятий (производственные, складские, торговые), используемые для извлечения доходов.
В случаях непредставления (или отказа представить) бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей, налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях; могут изымать документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; применять финансовые санкции и штрафы. В случае несогласия предприятий или граждан с принятым решением действия должностных лиц государственных налоговых инспекций могут быть обжалованы в арбитражном или гражданском суде.
Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю призвана обеспечить координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по осуществлению единой государственной политики в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций; организацию единой системы контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции; выполнение резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, включая обязательства по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке; обоснованность платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала за границу; осуществление операций с ценными бумагами в иностранной валюте, а также другие операции, относящиеся к сфере внешнеэкономической деятельности.
В
рамках своей компетенции Федеральная
служба организует проверки полноты
и объективности учета и
Итак,
в целом можно заключить, что
финансовая деятельность государства
сводится к выполнению трех основных
функций: это, во-первых, формирование
в том или ином виде денежных фондов
государства, во-вторых, использование
этих фондов для реализации своих задач
и, в-третьих, регулирование финансовых
взаимоотношений между различными звеньями
финансовой системы РФ. При этом основная
роль государственных финансов заключается
в перераспределении и контроле финансовых
потоков.
2.3 Перспективы финансового благосостояния
населения
России
При разработке
планов реформирования финансово-кредитной
политики Российской Федерации не учитываются
интересы населения, в частности
— перспективы роста его
Высказанная точка зрения находит свое подтверждение и в ходе анализа основного финансового документа страны — бюджета (причем любого уровня власти), которые ни в какой форме не нацелены на удовлетворение потребностей населения. В качестве аргумента можно назвать тот факт, что ни в одном законе о бюджете нет прямой и безусловной связи между расходованием бюджетных средств и ростом благосостояния граждан, укреплением их здоровья, улучшением экологии, усилением правопорядка. Более того, у органов власти не существует единого и объективного понимания того, что же это такое, например, благосостояние граждан и в чем заключается его рост. Для одних благосостояние — это зарплата, для других — пенсия, для третьих — бизнес. Для одних рост благосостояния — это лишние сто рублей, для других — тысяча долларов. Фактически единственными формами «заботы о населении» в современной России остаются повышение зарплаты бюджетникам и снижение подоходного налога. Кроме того, ни в одном регионе нет прямой и безусловной зависимости между, например, ухудшением экологической обстановки, определяемой на основе набора объективных показателей, и кадровой ответственностью первых лиц органа власти. Точно также не существует взаимосвязи между здоровьем граждан и, предположим, размерами бюджетного финансирования здравоохранения в данном регионе.
Другая
проблема, о которой сегодня говорят
аналитики, — извращенный характер
самой финансово-кредитной
Кстати говоря, анализ федеральных бюджетов нескольких последних лет позволяет говорить об «узаконивании» в них множества нетрадиционных форм расчетов с бюджетом для погашения задолженностей по налогам и сборам, возвращению кредитных средств и т.п. со стороны юридических лиц и региональных бюджетов. В частности, к таким нетрадиционным формам относятся: реструктуризация долгов по времени погашения (отсрочка и рассрочка платежей), взаимозачеты под гарантии органов исполнительной власти субъектов РФ, погашение части задолженности по налоговым платежам, начисленным пени и штрафам, кредитным выплатам, организация особой системы расчетов по некоторым статьям федерального бюджета, погашение задолженностей в обмен на приобретение ценных бумаг предприятий-должников, погашение долговых обязательств в обмен на приобретение государственных ценных бумаг и т.д..