Финансовая система Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 05:38, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач: - раскрытие основных звеньев финансовой системы; - рассмотрение главного звена финансовой системы государственного бюджета на примере Республики Казахстан; - выявить основной принцип формирования финансовой политики государства; - раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики. Использованная информация.

Содержание

Введение
1.Глава Понятие финансовой системы
1.1Сущность и структура финансовой системы
1.2Финансы и их роль в экономике
2.Глава Финансовая система РК
2.1. Законодательные основы развития финансовой системы РК
2.2. Состояние и проблемы финансовой системы РК
2.3. Пути совершенствования финансовой системы РК
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Финансовая система РК.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки Республики Казахстан

     Казахский экономический университет

     Им.Т.Рыскулова.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Курсовая  работа

     тема: «Финансовая система Республики Казахстан» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Алматы, 2010

 

     План  работы 

Введение

1.Глава Понятие финансовой системы

1.1Сущность и структура финансовой системы

1.2Финансы и их роль в экономике

2.Глава Финансовая система РК

2.1. Законодательные  основы развития финансовой системы РК

2.2. Состояние  и проблемы финансовой системы  РК

2.3. Пути совершенствования  финансовой системы РК

Заключение

Список литературы

 

     Введение 

     Актуальность  темы исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики  в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг. Степень разработанности проблемы. В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто. Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта. Марксисты, видят под финансовой политикой в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны. Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач: - раскрытие основных звеньев финансовой системы; - рассмотрение главного звена финансовой системы государственного бюджета на примере Республики Казахстан; - выявить основной принцип формирования финансовой политики государства; - раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики. Использованная информация.

 

     I глава. Теоретические аспекты функционирования финансовой системы 

     1.1 Понятие финансовой системы 

     Финансовая  система государства представляет собой совокупность финансово-экономических  институтов, каждый из которых опосредует фонд денежных средств, это определение  в экономическом смысле.

     В юридическом смысле под финансовой системой понимается совокупность финансовых учреждения государства (финансовое ведомство и его подразделения, налоговые органы, государственные банки, государственные страховые компании). Финансовая система РК носит рыночный характер и обычно состоит из пяти звеньев: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных банков, финансы государственных предприятий и корпораций.

     Финансовая  система может быть построена  на принципе единства, либо на принципе относительной автономности институтов финансовой системы.

     Общественные  отношения, выступающие предметом  финансового права в целом, так  и отдельных его институтов, в  частности, являются финансово-экономическими отношениями. Определенные группы этих отношении образуют институты финансовой системы (финансово-экономические институты).

     Финансовая  система предполагает:

     1. финансовое устройство;

     2. правовые основы денежной системы;

     3. управление в области финансов;

     4. финансовое планирование;

     5. финансовый контроль

     Принципы  организации финансовой системы  можно определить так:

     1 ) финансы любой страны носят организованный характер, они подразделены на определенные фонды денежных средств, опосредованные финансово-экономическими институтами.

     2) институт, посвященный организации денежной системы в cтране касается всех существующих в государстве денежных отношений (финансовых. товарно-денежных, отношений по оплате труда).

     3) управление в области финансов всегда носит организационный характер, ведь сами финансы вне его организационных усилий ни возникнуть, не функционировать не могут.

     4) финансовое планирование роста дается на бюджетное планирование, банковское планирование, планирование финансов гос.предприятий и организаций.

     5) финансовый контроль принимает виды бюджетного, банковского, ведомственного контроля.

     Финансовая  система государства представляет собой совокупность различных финансовых звеньев и финансовых отношений. В экономическом литературе финансовая система исследуется в трех аспектах:

     1. Совокупность финансовых отношений.

     2. Совокупность фондов денежных средств.

     3. Финансовый аппарат управления.

     Финансовые  отношения представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих  между государством, предприятиями. организациями, отраслями, отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов.

     Например:

     финансовые  отношения между государством и  предприятием - это взнос платежей в бюджет (налоги, прибыль), а также дотации и кредиты.

     финансовые  отношения между предприятиями - это долевое участие в создании совместных предприятий; взаимное кредитование: купля-продажа ценных бумаг.

     финансовые  отношения между предприятием и  его работниками -это движение фонда материального труда (зарплата, дивиденды, премии).

     финансовые  отношения между предприятием и  кредитной системой осуществляют при оплате процентов за предоставление кредитов.

     финансовые  отношения между государством и  населением - это уплата подоходного налога; откладывание средств на лицевые счета, получение ссуд.

     Финансовая  система представлена централизованными финансами с децентрализованными финансами.

     Централизованные (общегосударственные) финансы:

     бюджет (республиканский и местный);

     специальные внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд содействия занятости населения, дорожный фонд, инвестиционный и др.).

     Децентрализованные  финансы:

     - финансы предприятий и организаций народного хозяйства, которые подразделяются на финансы сферы материального производства и финансы непроизводственной сферы;

     - финансы населения (уплата подоходного налога, получение материальных и нематериальных благ, оплачиваемые услуги, оплата труда за исключение товаров в кооперативах и других рынках).

     Финансовая  система РК носит рыночный характер, обычно состоит из пяти звеньев: государственный  бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных банков, финансы государственных предприятий и корпораций.

     По  определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распредeлительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и opганизаций; страхование; государственные финансы.

     Внутри  каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости  от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах: финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

     Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

     Разные  звенья финансовой системы обслуживают  разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий. внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

     Каждое  звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья  в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости oт формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают cсущественное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования. 

     1.2 Структура финансовой системы 

     На  современном этапе государственная  финансовая система в развитых зарубежных странах включает четыре звена: государственный бюджет; местные финансы; специальные внебюджетные фонды и финансы государственных предприятий. Ведущим звеном государственных финансов выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию - это главный централизованный фонд денежных средств государства.  
Государственный бюджет - основное средство перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. В госбюджете сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты - налоги, внутренние займы, расходы.

     Основными доходами государственного бюджета  выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. За государственным бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги - подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины. Из государственного бюджета производятся и основные расходы на: военные цели, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.  
Государственный бюджет в силу своего положения тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром, оказывающим в условиях рыночной экономики необходимую им помощь. Эта помощь в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий обеспечивает нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы, решение ими возложенных на них задач.

Информация о работе Финансовая система Республики Казахстан