|
Лекция 2. Финансовая
система и управление финансами.
Финансовая
система – определенным
образом упорядоченная совокупность финансовых
отношений, включающая блоки:
- централизованные
финансы – используются в качестве инструмента
регулирования национальной экономики
в целом (госбюджет, внебюджетные фонды,
фонды страхования, госкредит, фондовый
рынок)
- децентрализованные
финансы – для регулирования социально-экономических
отношений в рамках отдельных хозяйствующих
субъектов (финансы коммерческих организаций,
финансы некоммерческих организаций).
- финансы домашних
хозяйств – экономические отношения,
возникающие при реальном обороте денег
в секторе домашних хозяйств.
Финансовая
политика – основанная
на финансовом законодательстве систематичная
деятельность органов государств и местного
самоуправления, направленная на образование,
распределение и использование их денежных
фондов для достижения поставленных задач
и целей.
Условия эффективной
финансовой политики:
- научная обоснованность
- определение основных
направлений развития на перспективу
и на текущий период
Финансовая
стратегия – долговременный
курс финансовой политики, предусматривающий
решение крупномасштабных задач.
Финансовая
тактика – направлена
на решение задач конкретного этапа развития
общества путем своевременного изменения
способов организации финансовых связей
и перегруппировки финансовых ресурсов.
- осуществление
практических мероприятий.
Виды финансовой
политики:
- налоговая
- бюджетная
- денежно-кредитная
- ценовая
- таможенная
- социальная
- инвестиционная
- в области международных
финансов.
Реализация финансовой политики осуществляется
по средствам финансового
механизма.
Элементы финансового
механизма:
- финансовое законодательство
- организованные
формы финансовых отношений
- порядок формирования
и использования публичных денежных фондов
- методология финансового
планирования и прогнозирования
- управление финансами.
Управление
финансами – совокупность
приемов и методов целенаправленного
воздействия субъекта управления на объект
для достижения определенного результата.
Субъекты – соответствующие уполномоченные
органы:
- президент – определяет
основные направления социально-экономической
политики, обладает правом законодательной
инициативы в области финансового законодательства,
подписывает федеральные законы
- Федеральное собрание
– законотворческая деятельность.
- Счетная палата
– специальный контрольно-ревизионный
орган, созданный при Федеральном Собрании.
- Правительство
– исполнительный орган власти
- Банк России –
осуществляет разработку и реализацию
единой кредитно-денежной политики.
Объекты: различные виды финансовых
отношений (бюджетные, налоговые, страховые,
денежно-кредитные).
Основные
функциональные элементы управления финансами:
- финансовое планирование
– субъект хозяйствования оценивает состояние
своих финансов и изыскивает возможности
для увеличения финансовых ресурсов.
- директивные –
имеют силу закона, содержат мероприятия
по достижению поставленной цели и предусматривает
систему ответственности за невыполнение
- индикативные
– содержат набор показателей, характеризующих
желаемое состояние финансовой системы.
- прямого счета
- нормативный
- балансовый
- экономико-математического
моделирования.
- Оперативное управление
– комплекс мероприятий, разработанных
на основе оперативного анализа складывающейся
финансовой ситуации и преследующих цель
в получении максимального результата
при минимальных затратах с помощью перераспределения
финансовых ресурсов.
- Финансовый контроль
– осуществляется как на стадии планирования,
так и на стадии оперативного управления.
Финансовый контроль – совокупность действий
и операций по проверке финансовых и связанных
с ними вопросов деятельности субъектов
хозяйствования и управления.
Виды Финансового
контроля:
1. по субъектам:
- государственные
- внутрихозяйственные
- независимый
2. по формам проведения
- предварительные – на стадии составления,
рассмотрения и утверждения финансовых
планов.
- текущий – в процессе исполнения финансовых
планов и в ходе осуществления финансово-хозяйственных
операций
- последующий – осуществляется после
завершения финансовых операций или финансового
года в целом.
3. по методам проведения:
-предпроверка – проверяются отдельные
вопросы финансово-хозяйственной деятельности
на основе отчетных и иных документов.
- обследование – охватывает более широкий
круг вопросов и показателей; дополнительно
может проводится анкетирование, опрос.
- анализ – детальное изучение бух.отчетности
для общей оценки результатов финансовой
деятельности и финансового состояния,
предполагает расчет финансовых показателей,
которые сравниваются с запланированными
или нормативными.
- ревизия – полное обследование финансово-хозяйственной
деятельности с целью проверки ее законности,
правильности, эффективности и целесообразности.
Виды ревизий:
- полные и частичные
- плановые и неплановые
- тематические
и комплексные
- документальные
и фактические.
|