Финансовая система государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы проанализировать темп инфляции в Республике Беларусь и определить возможности разработки мероприятий антиинфляционной политики.
В соответствии с целью определены следующие задачи работы:
- рассмотреть сущность инфляции, ее виды и способы измерения;
- проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь;
-выявить направления антиинфляционного регулирования и методы, которые могут при этом применяться.

Содержание

1. Инфляция: понятие, сущность, виды
1.1. Понятие и факторы инфляции………………………………………………….5
1.2. Виды инфляции и способы ее измерения……………………………….…….8
2. Социально-экономические последствия инфляции………………………..….12
3. Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь
3.1. Анализ инфляционных процессов в Республике Беларусь……………...….15
3.2. Антиинфляционные меры……………………………………………………..17
3.3. Направления антиинфляционной политики в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………….………..26

Работа содержит 1 файл

Инфляция КУРСАЧ титульник.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

    Источник: [10]

    Однако  вследствие проводимой правительством Республики Беларусь политики, направленной на снижение темпов инфляционных процессов в стране, в 2009 г. Индекс потребительских цен снизился до 110,1 %. В 2010г. также пока наблюдаются умеренные темпы инфляции. Так, в марте 2010 г. по сравнению с февралем 2010 г. составил 101,1%, с декабрем 2009 г. – 102,5%. 

3.2.Антиинфляционные  меры

     Антиинфляционная  политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию  экономики, направленных на борьбу с инфляцией в виде главных составляющих ее воздействия – инфляции спроса и инфляции издержек. [2, c.307]

     Принято различать три  блока  антиинфляционной политики:

-  дефляционная  политика (регулирование спроса) –  в виде методов ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы: снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы;

-  политика  доходов – в виде параллельного  контроля над ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления пределов их роста;[2, c.308]

- политика  валютного курса – представляет  собой комплекс мер, направленных  на стабилизацию обменного курса  национальной валюты.

     Основными инструментами воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение являются налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика, контроль над заработной платой и ценами, индексация долгосрочных контрактов.

     При инфляционном, избыточном спросе государство  ограничивает свои расходы и повышает налоги. Однако такая политика может привести к возникновению инфляции, сопряженной со спадом.

     В условиях спада налогово-бюджетная  политика ориентирована на повышение  совокупного спроса путем наращивания  государственных капитальных вложений, снижения налогов. Недостатками стимулирования совокупного спроса является опасность возникновения инфляционного спроса и ограниченная возможность маневрирования налогами и расходами вследствие большого бюджетного дефицита.

     Денежно-кредитное регулирование отличается более гибким косвенным воздействием на совокупный спрос путем изменения ставки ссудного процента и количества денег в обращении. С помощью денежно-кредитного регулирования можно добиться замедления инфляционных процессов, однако ему присущи те же издержки, что и налогово-бюджетной политике.

     Довольно  эффективной временной мерой  по преодолению инфляции, сопряженной со спадом, является контроль над заработной платой и ценами. Такой контроль при наличии доверия к правительственным мерам должен сократить уровень ожидаемой инфляции. Не ожидая повышения цен на привлекаемые факторы производства, фирмы не станут сокращать объем производства и повышать цены.

     Проблема  практического применения контроля над заработной платой и ценами состоит в том, что им часто подменяют управление спросом, вместо того чтобы его дополнять.              

     Существует  мнение, которое поддерживает и такой  известный экономист, как М. Фридмен, что инфляция, связанная с избыточным спросом, может сдерживаться индексацией. Индексация предполагает, что все долгосрочные контракты-договоры с профсоюзами о заработной плате, контракты на поставку промышленной продукции и предоставление ссуд должны синхронно корректироваться вместе с изменением цен. В этом   случае существует вероятность более быстрой реакции темпа инфляции на замедление роста совокупного спроса и ответное его замедление. [7, c.458]           

     В целом при разработке антиинфляционной политики  можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долговременного характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой очевидны уже в краткосрочном периоде.

     Антиинфляционная  стратегия включает четыре основных компонента:

    а) преодоление  инфляционных ожиданий, страха перед  обесцениванием сбережений, путем укрепления механизмов рыночной системы и повышением доверия большинства населения. Необходимо создание конкурентной среды и условий для развития предпринимательства, стимулирование диверсификации производства, проведение антимонопольной политики, ослабление таможенных и импортных ограничений;

    б) долгосрочную денежно-финансовую политику, направленную на введение жестких лимитов на ежегодные  приросты денежной массы; 

    в) сокращение бюджетного дефицита путем увеличения доходов и снижения расходов государства;

    г) увеличение совокупного предложения посредством  структурного преобразования народного хозяйства, государственное стимулирование научно-технического прогресса, мотивации инвестиционных процессов, конверсии.[7, c.459]

     Также можно выделить политику ограничения импорта инфляции (защиту национальной экономики от внешних инфляционных воздействий). Основными методами решения этой задачи является регулирование платежного баланса и валютного курса.

     Меры  антиинфляционной тактики в зависимости  от цели условно можно разделить на две группы:

    - льготное  налогообложение, приватизация государственной  собственности, применяемые при необходимости увеличения совокупного предложения без адекватного увеличения совокупного спроса;

    - повышение  процентных ставок по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ, используемые для снижения текущего спроса без соответствующего падения предложения.  

3.3. Направления  антиинфляционной политики в Республике Беларусь 

     В соответствии с программой социально-экономического развития РБ на 2006 – 2010 гг., денежно-кредитная политика направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики.

     Снижение  темпов инфляции должно осуществляться одновременно с повышением эффективности  и конкурентоспособности предприятий  реального сектора экономики. Такой  подход позволит минимизировать издержки, поддерживая высокий уровень  занятости, загрузку производственных мощностей и социальную защиту населения.

     Стратегической  целью должно стать обеспечение  устойчивости белорусского рубля, в  том числе его покупательной  способности и обменного курса  по отношению к иностранным валютам, как одной из мер поддержания экономической стабильности и снижения уровня инфляции. Темпы наращивания денежного предложения в национальной валюте будут выдерживаться в соответствии со спросом экономики на деньги и целевым параметром инфляции. Основными каналами наращивания денежного предложения со стороны Национального банка будут покупка иностранной валюты, операции рефинансирования банков на рыночных принципах. В инструментах рефинансирования банков предпочтение будет отдаваться операциям Национального банка на аукционной основе. [9]

     Такая стратегия будет способствовать повышению покупательной способности национальной валюты, стимулировать трансформацию валютных сбережений населения и хозяйствующих субъектов в рублевые вклады и их вовлечение в хозяйственный оборот.

     Еще одной целью государственной ценовой политики является достижение и поддержание динамически сбалансированных внутренних и внешнеторговых цен. Область ценового регулирования по мере насыщения рынков товарами и создания конкурентной рыночной среды должна постепенно сужаться.  На первом этапе (до 2010 г.) ценовая политика направлена на достижение рациональных с точки зрения эффективной экономической структуры ценовых пропорций. Ценовой механизм должен стимулировать реструктуризацию и модернизацию отраслей реального сектора экономики, переход на технологии с более высокой производительностью труда, переориентацию с трудоемких на капиталоемкие технологии. Во внешнеторговой ценовой политике предусматривается переориентация производителя на сложную наукоемкую продукцию, повышение качества экспортируемой продукции, и  на этой основе обеспечить повышение среднего уровня цен экспорта.

     Для решения задач первого этапа  предусматривается:

    -  обеспечение уровня цен на  внутреннем рынке, соответствующего  уровню экономического развития страны, для чего необходимо повысить стоимость труда;

    -  повышение уровня экспортных  цен посредством смещения структуры  экспорта в сторону преобладания  в нем сложных наукоемких изделий,  повышения конкурентоспособности  отечественной продукции;

    -  согласование ценовой политики с другими аспектами государственной экономической политики, прежде всего, это касается институциональных преобразований, создания высокотехнологичных производств, занятости, экспорта-импорта продукции.

   На  втором этапе (2011–2020 гг.) приоритетными направлениями ценовой политики должны стать: ограничение и пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, содействие конкуренции, совершенствование регулирования деятельности естественных монополий.[9]

     Работа  в области регулируемого ценообразования будет направлена на поэтапное сокращение перекрестного и бюджетного субсидирования в отдельных отраслях экономики, где на протяжении ряда лет сложились определенные перекосы и диспропорции. Сокращение перекрестного и бюджетного субсидирования в жилищно-коммунальном хозяйстве, на пассажирском транспорте предполагается осуществлять за счет проведения комплекса мер по снижению себестоимости предоставления данных видов услуг, уменьшению числа льготных категорий граждан, повышения уровня возмещения населением затрат в увязке с решением вопросов роста доходов и адресной поддержки малообеспеченных слоев населения.

     Регулирование ценообразования на сельскохозяйственную продукцию будет направлено на сокращение диспаритетного обмена между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, улучшение финансового состояния сельскохозяйственных и перерабатывающих отраслей, недопущение ценовых перекосов на различные группы продуктов.

     Конкурентная  политика и антимонопольное регулирование  будут направлены на создание условий для свободной добросовестной конкуренции производителей на национальном рынке посредством предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и государственных органов управления; пресечения недобросовестной конкуренции; контроля за экономической концентрацией на товарных рынках; совершенствования государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

     Одним из основных методов антиинфляционной политики для Беларуси является прямое инфляционное таргетирование. Инфляционное таргетирование состоит в установлении центральным банком целевого параметра инфляции и использовании всех инструментов денежно-кредитной политики для его достижения. Практическое применение инфляционного таргетирования требует выполнения нескольких условий. Первое из них - это достаточная степень независимости центрального банка. Независимость центрального банка гарантирует, что денежно-кредитное регулирование будет нацелено на выполнение только одного целевого ориентира - достижение определенного уровня инфляции. Вторым условием является отказ от установления целевых ориентиров (таргетирования) в отношении других экономических показателей, таких как заработная плата, уровень занятости или валютный курс.

     Схема политики таргетирования инфляции предполагает:

    - обоснование  и установление целевого параметра  инфляции на прогнозный период  с учетом необходимости решения  задач социально-экономического  развития;

    - прогноз  помесячной траектории инфляции с учетом ее сезонных особенностей;

    - оперативный  мониторинг инфляции и сопоставительный  анализ с ее прогнозной динамикой;

    - корректировку  денежно-кредитной и валютной  политики с целью выхода на  целевой параметр инфляции.[6, c.142]

     Таким образом, денежно-кредитная политика будет направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики. Антиинфляционные мероприятия находят отражение также в Основных направлениях денежно-кредитной политики РБ, других программных документах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

     Таким образом, можно сделать следующие  выводы:

     1. Инфляция – это социально–экономическое  явление, порождаемое диспропорциями  воспроизводства в различных  сферах рыночного хозяйства, которое  выражается в непрерывном, устойчивом  и общем росте цен и оказывает воздействие на все стороны экономических отношений. Для измерения инфляции необходимо использовать индекс потребительских цен, который определяется как отношение цены потребительской корзины текущего периода к базисному периоду, выраженный в процентах, а также индекс цен производителей промышленной продукции и дефлятор валового внутреннего продукта. Факторы инфляции можно разделить на внутренние и внешние. Факторы обеих групп следует учитывать при разработке прогнозов и определении мер антиинфляционной политики.

Информация о работе Финансовая система государства