Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:28, курсовая работа
Цель работы проанализировать темп инфляции в Республике Беларусь и определить возможности разработки мероприятий антиинфляционной политики.
В соответствии с целью определены следующие задачи работы:
- рассмотреть сущность инфляции, ее виды и способы измерения;
- проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь;
-выявить направления антиинфляционного регулирования и методы, которые могут при этом применяться.
1. Инфляция: понятие, сущность, виды
1.1. Понятие и факторы инфляции………………………………………………….5
1.2. Виды инфляции и способы ее измерения……………………………….…….8
2. Социально-экономические последствия инфляции………………………..….12
3. Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь
3.1. Анализ инфляционных процессов в Республике Беларусь……………...….15
3.2. Антиинфляционные меры……………………………………………………..17
3.3. Направления антиинфляционной политики в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………….………..26
Источник: [10]
Однако
вследствие проводимой правительством
Республики Беларусь политики, направленной
на снижение темпов инфляционных процессов
в стране, в 2009 г. Индекс потребительских
цен снизился до 110,1 %. В 2010г. также пока
наблюдаются умеренные темпы инфляции.
Так, в марте 2010 г. по сравнению с февралем
2010 г. составил 101,1%, с декабрем 2009 г. – 102,5%.
3.2.Антиинфляционные меры
Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией в виде главных составляющих ее воздействия – инфляции спроса и инфляции издержек. [2, c.307]
Принято различать три блока антиинфляционной политики:
- дефляционная политика (регулирование спроса) – в виде методов ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы: снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы;
- политика
доходов – в виде
- политика
валютного курса –
Основными инструментами воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение являются налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика, контроль над заработной платой и ценами, индексация долгосрочных контрактов.
При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. Однако такая политика может привести к возникновению инфляции, сопряженной со спадом.
В условиях спада налогово-бюджетная политика ориентирована на повышение совокупного спроса путем наращивания государственных капитальных вложений, снижения налогов. Недостатками стимулирования совокупного спроса является опасность возникновения инфляционного спроса и ограниченная возможность маневрирования налогами и расходами вследствие большого бюджетного дефицита.
Денежно-кредитное регулирование отличается более гибким косвенным воздействием на совокупный спрос путем изменения ставки ссудного процента и количества денег в обращении. С помощью денежно-кредитного регулирования можно добиться замедления инфляционных процессов, однако ему присущи те же издержки, что и налогово-бюджетной политике.
Довольно эффективной временной мерой по преодолению инфляции, сопряженной со спадом, является контроль над заработной платой и ценами. Такой контроль при наличии доверия к правительственным мерам должен сократить уровень ожидаемой инфляции. Не ожидая повышения цен на привлекаемые факторы производства, фирмы не станут сокращать объем производства и повышать цены.
Проблема практического применения контроля над заработной платой и ценами состоит в том, что им часто подменяют управление спросом, вместо того чтобы его дополнять.
Существует мнение, которое поддерживает и такой известный экономист, как М. Фридмен, что инфляция, связанная с избыточным спросом, может сдерживаться индексацией. Индексация предполагает, что все долгосрочные контракты-договоры с профсоюзами о заработной плате, контракты на поставку промышленной продукции и предоставление ссуд должны синхронно корректироваться вместе с изменением цен. В этом случае существует вероятность более быстрой реакции темпа инфляции на замедление роста совокупного спроса и ответное его замедление. [7, c.458]
В целом при разработке антиинфляционной политики можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долговременного характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой очевидны уже в краткосрочном периоде.
Антиинфляционная стратегия включает четыре основных компонента:
а) преодоление инфляционных ожиданий, страха перед обесцениванием сбережений, путем укрепления механизмов рыночной системы и повышением доверия большинства населения. Необходимо создание конкурентной среды и условий для развития предпринимательства, стимулирование диверсификации производства, проведение антимонопольной политики, ослабление таможенных и импортных ограничений;
б) долгосрочную денежно-финансовую политику, направленную на введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы;
в) сокращение бюджетного дефицита путем увеличения доходов и снижения расходов государства;
г) увеличение
совокупного предложения
Также можно выделить политику ограничения импорта инфляции (защиту национальной экономики от внешних инфляционных воздействий). Основными методами решения этой задачи является регулирование платежного баланса и валютного курса.
Меры антиинфляционной тактики в зависимости от цели условно можно разделить на две группы:
- льготное
налогообложение, приватизация
- повышение
процентных ставок по вкладам и депозитам,
развитие акционерных форм собственности,
стимулирование приобретения недвижимости,
проведение денежных реформ, используемые
для снижения текущего спроса без соответствующего
падения предложения.
3.3. Направления
антиинфляционной политики в Республике
Беларусь
В соответствии с программой социально-экономического развития РБ на 2006 – 2010 гг., денежно-кредитная политика направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики.
Снижение
темпов инфляции должно осуществляться
одновременно с повышением эффективности
и конкурентоспособности
Стратегической целью должно стать обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам, как одной из мер поддержания экономической стабильности и снижения уровня инфляции. Темпы наращивания денежного предложения в национальной валюте будут выдерживаться в соответствии со спросом экономики на деньги и целевым параметром инфляции. Основными каналами наращивания денежного предложения со стороны Национального банка будут покупка иностранной валюты, операции рефинансирования банков на рыночных принципах. В инструментах рефинансирования банков предпочтение будет отдаваться операциям Национального банка на аукционной основе. [9]
Такая стратегия будет способствовать повышению покупательной способности национальной валюты, стимулировать трансформацию валютных сбережений населения и хозяйствующих субъектов в рублевые вклады и их вовлечение в хозяйственный оборот.
Еще одной целью государственной ценовой политики является достижение и поддержание динамически сбалансированных внутренних и внешнеторговых цен. Область ценового регулирования по мере насыщения рынков товарами и создания конкурентной рыночной среды должна постепенно сужаться. На первом этапе (до 2010 г.) ценовая политика направлена на достижение рациональных с точки зрения эффективной экономической структуры ценовых пропорций. Ценовой механизм должен стимулировать реструктуризацию и модернизацию отраслей реального сектора экономики, переход на технологии с более высокой производительностью труда, переориентацию с трудоемких на капиталоемкие технологии. Во внешнеторговой ценовой политике предусматривается переориентация производителя на сложную наукоемкую продукцию, повышение качества экспортируемой продукции, и на этой основе обеспечить повышение среднего уровня цен экспорта.
Для решения задач первого этапа предусматривается:
-
обеспечение уровня цен на
внутреннем рынке,
-
повышение уровня экспортных
цен посредством смещения
- согласование ценовой политики с другими аспектами государственной экономической политики, прежде всего, это касается институциональных преобразований, создания высокотехнологичных производств, занятости, экспорта-импорта продукции.
На втором этапе (2011–2020 гг.) приоритетными направлениями ценовой политики должны стать: ограничение и пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, содействие конкуренции, совершенствование регулирования деятельности естественных монополий.[9]
Работа в области регулируемого ценообразования будет направлена на поэтапное сокращение перекрестного и бюджетного субсидирования в отдельных отраслях экономики, где на протяжении ряда лет сложились определенные перекосы и диспропорции. Сокращение перекрестного и бюджетного субсидирования в жилищно-коммунальном хозяйстве, на пассажирском транспорте предполагается осуществлять за счет проведения комплекса мер по снижению себестоимости предоставления данных видов услуг, уменьшению числа льготных категорий граждан, повышения уровня возмещения населением затрат в увязке с решением вопросов роста доходов и адресной поддержки малообеспеченных слоев населения.
Регулирование ценообразования на сельскохозяйственную продукцию будет направлено на сокращение диспаритетного обмена между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, улучшение финансового состояния сельскохозяйственных и перерабатывающих отраслей, недопущение ценовых перекосов на различные группы продуктов.
Конкурентная
политика и антимонопольное
Одним из основных методов антиинфляционной политики для Беларуси является прямое инфляционное таргетирование. Инфляционное таргетирование состоит в установлении центральным банком целевого параметра инфляции и использовании всех инструментов денежно-кредитной политики для его достижения. Практическое применение инфляционного таргетирования требует выполнения нескольких условий. Первое из них - это достаточная степень независимости центрального банка. Независимость центрального банка гарантирует, что денежно-кредитное регулирование будет нацелено на выполнение только одного целевого ориентира - достижение определенного уровня инфляции. Вторым условием является отказ от установления целевых ориентиров (таргетирования) в отношении других экономических показателей, таких как заработная плата, уровень занятости или валютный курс.
Схема политики таргетирования инфляции предполагает:
- обоснование
и установление целевого
- прогноз помесячной траектории инфляции с учетом ее сезонных особенностей;
- оперативный
мониторинг инфляции и
- корректировку денежно-кредитной и валютной политики с целью выхода на целевой параметр инфляции.[6, c.142]
Таким
образом, денежно-кредитная политика
будет направлена на снижение уровня инфляции
с помощью монетарных инструментов наряду
с мерами общей экономической политики.
Антиинфляционные мероприятия находят
отражение также в Основных направлениях
денежно-кредитной политики РБ, других
программных документах.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1.
Инфляция – это социально–