Финансовая система Германии

Автор: c**************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 12:58, реферат

Описание работы

ФРГ – одна из трех ведущих и наиболее развитых держав мира. Обладая значительным экономическим и научно-техническим потенциалом, она занимает третье место, после США и Японии, по объёму промышленного производства является главным экспортёром товаров и услуг.

Работа содержит 1 файл

Особенности финансовой системы Германии.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

ФГБОУ «Ивановский государственный университет» 
 

Кафедра экономики и организации предпринимательства 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Финансы и кредит».

Тема: «Финансовая система Германии». 
 
 
 
 
 

                                                                                Выполнили

                                                                                студентки 1 группы 3 курса

                                                                                экономического факультета

                                                                                Барашкова А.

                                                                                Юдина Н.

                                                                                Проверила:

                                                                                Смольницкая Н.Ю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Иваново, 2011 г.

 

Введение.

     ФРГ – одна из трех ведущих и наиболее развитых держав мира. Обладая значительным  экономическим  и  научно-техническим потенциалом, она занимает третье место, после США и Японии, по объёму промышленного производства  является главным экспортёром товаров и услуг.  В последние годы Германия значительно увеличила своё участие в международной миграции капиталов и превратилась в одного из крупнейших импортёров и экспортёров капитала. Устройство государственных финансов имеет особо важное значение в федеративном государстве, поскольку оно не только определяет материальную основу экономического регулирования и социальной политики, но и обеспечивает сбалансированное разделение властных полномочий и ответственности разных уровней государственного управления и, тем самым устройство самой Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Финансовый бюджет как главное звено финансовой системы.

     Финансовая  система - это совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной общественно-экономической формации; в узком смысле система финансовых учреждений государства.

     Административно ФРГ состоит из Федерации, Земель и общин. Для них Основным законом установлены четко определенные задачи, соответствующие их сферам деятельности.  Для их выполнения они должны нести расходы.

     На  долю Федерации приходятся основные задачи, а значит и финансирование. Основным законом на нее возложены все те задачи, выполнение которых непосредственно обеспечивает существование государства в целом. 

      Формально все звенья бюджетной системы  автономны, т. е. самостоятельно составляют бюджет, взимают налоги, сборы, расходуют  средства на выполнение функций, подпадающих под их юрисдикцию.

     Связующим звеном между бюджетом федерации  и бюджетами земель являются высшие финансовые дирекции. Они объединяют несколько финансовых округов.

1.1. Бюджетный процесс и финансовый  контроль.

     Бюджет выступает главным звеном финансовой системы ФРГ, его структура и бюджетный процесс соответствуют федеративному характеру государственного строя. В госбюджет включаются доходы и расходы трех уровней административного управления - федерации (центральный бюджет), земель (региональные бюджеты), и общин (местные бюджеты). Сводный (консолидированный) госбюджет получается путем сложения доходов и расходов бюджетов всех трех уровней за вычетом межбюджетных трансфертов (субсидий, дотаций).

     Бюджетный год в ФРГ совпадает с календарным. Федеральный бюджет утверждается бундестагом (парламентом). Составление, утверждение и исполнение федерального бюджета предусматривает определение ожидаемых доходов и расходов в бюджетном плане и ведение бюджетного учета, фактическое отражение исполнения бюджета.

     На  стадии составления центрального бюджета  министерства и ведомства направляют в министерство финансов предполагаемые сметы расходов на следующий год, примерно за 9 месяцев. Министерство финансов на основе прогнозируемых доходов уточняет расходную часть бюджета и передает проект бюджеты на утверждение федеральному правительству. Одобренный кабинетом министров проект бюджета направляется на утверждение в законодательные органы. Сначала бюджет направляется в  верхнюю палату парламента (бундесрат), где рассматривается в течение трех недель. Из бундесрата законопроект о бюджете направляется в нижнюю палату парламента (бундестаг). В случае внесения одной из палат парламента поправок в бюджет, он возвращается на повторное рассмотрение. После принятия законопроекта бундестагом законопроект подписывается главой правительства и становится законом.

     В те же сроки в такой же последовательности составляются проекты бюджетов земель  и общин. Бюджеты земель утверждаются  ландтагами на один год, но в отдельных случаях могут быть рассчитаны на более длительный период. Для покрытия кассового разрыва в связи с тем, что налоги поступают неравномерно, земли имеют право выпускать краткосрочные займы. Во всех других случаях к займам прибегают с особого разрешения.

     Высшим  контрольным органом ФРГ в  области государственных финансов является федеральная счетная палата. Отчет об исполнении бюджета составляется министерством финансов и направляется в парламент и счетную палату. После заключения счетной палаты парламент утверждает закон об исполнении бюджета.

     Бюджетная политика ФРГ подчиняется общим  целям экономической политики и  опирается на отлаженный в послевоенный период механизм ее реализации, на богатый  арсенал средств и методов  формирования доходных и расходных статей госбюджета.

1.2. Доходы федерального бюджета.

     Формирование  доходов госбюджета - это мощный регулирующий процесс, он определяет такой  важный для экономики показатель как "квота государства" (его  доля в ВНП).

     Формирование  доходов определят целую систему финансовых каналов, по которым в казну стекаются средства от физических и юридических лиц. Здесь особую роль играет налоговая политика как важнейшая подсистема бюджетной политики. Налоговые поступления составляют 4/5 всех доход бюджета, причем на 2/3 налоговые поступления формируются за счет прямых налогов (подоходного или налога на зарплату, корпорационного, промыслового). Однако их доля в бюджетах различных уровней разная. В бюджетных доходах федерации, земель и общин она составляет соответственно:  9/10; 7/10  и 1/3.

     В ФРГ налоги используются как средство воздействия на накопление частного капитала во имя стимулирования темпов  экономического  роста. Налоговое  регламентирование условий накопления общественного капитала является в настоящее время одним из  основных  инструментов  государственного  регулирования экономики.  К числу главных методов налогового регулирования относятся:    

1) понижение  или  повышение общего уровня налогообложения (ставки прямого индивидуального подоходного налога, налога на прибыль корпораций, косвенных налогов);    

2) система  ускоренной амортизации капитала  предприятий;    

3) налоговые  скидки на инвестиции ("налоговый  кредит");    

4) разнообразные  специальные налоговые льготы, поощряющие  деловую активность в отдельных сферах или регионах.

     Федерация получает полностью налог на спиртоводочные изделия, все налоги на потребление (кроме налога на пиво) и страховую  пошлину, равно как и все таможенные пошлины.

     Налоговая система ФРГ включает прямые и  косвенные налоги. Основными плательщиками налогов являются рабочие и служащие. На их долю приходится около 70% всех налоговых поступлений в стране.

     Налоговая система ФРГ опирается, прежде всего, на подоходный налог. Доля подоходного  налога превышает 1/3 общей суммы  налоговых поступлений. Данным налогом облагаются все граждане имеющие доход. Подоходный налог включает два вида налога: налог на заработную плату и налог с капитала. Минимальная ставка подоходного налога -22,9%, максимальная - 51%.

     Поимущественным налогом или налогом на собственность облагается имущество физических и юридических лиц. Налог взимается с суммарной оценки всех элементов движимого и недвижимого имущества, приносящего прибыль. Ставка для физических лиц - 0,5%, для юридических лиц - 0,6%.

Обложение юридических лиц производится посредством налога на корпорации. Ставка налог на корпорации для нераспределенной прибыли - 50%, для распределенной прибыли -36%. В настоящее время с началом функционирования единого европейского внутреннего рынка во всех странах - членах Европейского Союза вводится единообразная ставка: минимальная - в размере 30%, максимальная - 40%.

     Промысловым налогом облагаются не результаты деятельности физических и юридических лиц, а  капитал и доходы предприятия  как хозяйствующего субъекта. Промысловый налог взимается при распределении прибыли до уплаты корпорационного налога. Взимание налога осуществляется по двум ставкам: 5% суммы промыслового налога и 0,2% балансовой стоимости основного капитала.

     Поземельным налогом облагаются земельные участки предприятий, лесное хозяйство, сельскохозяйственные угодья. Диапазон ставок этого налога колеблется от 0,6 % до 3,1%. Ставка состоит из двух частей: основной ставки, устанавливаемой финансовым ведомством, и надбавки соответствующей общины, которая определяется состоянием местных финансов.

     Налог на транспортные средства уплачивают владельцы мотоциклов, легковых и  грузовых автомобилей. Принцип взимания налога: объем двигателя для мотоциклов и легковых автомобилей, общий вес  автомобилей - для грузовых. 

     К косвенным налогам ФРГ относят  налог на добавленную стоимость, земельный налог с оборота, индивидуальные акцизы (на нефтепродукты, табак, кофе), налог с оборота импорта, фискальная монополия и таможенные пошлины. НДС занимает главное место среди  косвенных налогов. На его долю приходится около 43% всех косвенных налоговых поступлений в стране.

     НДС облагается конечный потребитель в  частной и государственной сфере  потребления товаров и услуг. Применяются две ставки НДС: общая (14%) и льготная (7%).

     К числу важных косвенных налогов относятся и таможенные пошлины. Ими облагаются как импортные, так и экспортные товары. Удельный вес таможенных пошлин в общей сумме налоговых поступлений составляет около 3%. ФРГ относится к числу стран, применяющих адвалорные (процентные пошлины). Действующий в ФРГ таможенный тариф подразделяется в зависимости от страны происхождения товара.

     Кроме того, в ФРГ существует так называемый импортный налог. Им облагаются ввозимые товары, которые получают экспортные льготы в странах их производства.

     Обязательным  общегосударственным налогом является церковный налог. Устанавливая церковный  налог в качестве обязательного, Центральное Правительство хотело заручится поддержкой католической церкви.

     Забота  о сохранении естественной среды  обитания повлекла за собой введение "экологического налога", который, в сущности, является добавкой к поземельному налогу.

     Политические  события последних лет не обошли стороной налоговое законодательство страны: в марте 1991 года была введена  надбавка на солидарность, поступления от которой направляются на финансирование крупномасштабных проектов в бывшей ГДР. Ставка "надбавки на солидарность" корректируется ежегодно.

     Кроме налоговых поступлений доходы центрального бюджета складываются из прибыли  от экономической деятельности государственных предприятий и рентных платежей. В эту статью доходов регулярно включаются многомиллиардная прибыль центрального банка ФРГ. Несколько меньшее значение имеют поступления процентных выплат за предоставленные межгосударственные кредиты, доходы от участия в капитале, а также средства от реализации этих участий.

     В глобальном аспекте достижению цели выравнивания доходов служит ступенчатая  структура налоговой системы. Большую  роль в формировании бюджетных доходов  играет поступление от "общих" (совместных) налогов - подоходного, корпорационного, НДС - распределяются в соответствующей пропорции между бюджетами трех уровней власти (вертикальное выравнивание). Затем земельная доля в НДС перераспределяется от благополучных в финансовом плане земель к бедным (горизонтальное выравнивание). Кроме того, из бюджета федерации слабые земли получают "дополнительные федеральные дотации" (вертикальное выравнивание).

Информация о работе Финансовая система Германии