Финансовая система ФРГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 17:53, доклад

Описание работы

Система финансовых ресурсов государства, как сфера финансовых отношений имеет приоритет перед другими, т.к. в составе потребностей расширенного воспроизводства важное место занимают те, что связаны с существованием государства. Именно ресурсы этой сферы позволяют удовлетворять общегосударственные потребности. Кроме того, государство, выступая субъектом распределения, может и активно влиять на развитие финансовых отношений. Сущность финансовой системы проявляется в двух функциях: распределительной и контрольной.

Работа содержит 1 файл

Финансовая система ФРГ.doc

— 54.50 Кб (Скачать)

  Целевое назначение любой сферы финансовой системы, в том числе и Германии, определяется ролью этой системы  в воспроизводственном процессе.

  Система финансовых ресурсов государства, как  сфера финансовых отношений имеет  приоритет перед другими, т.к. в  составе потребностей расширенного воспроизводства важное место занимают те, что связаны с существованием государства. Именно ресурсы этой сферы позволяют удовлетворять общегосударственные потребности. Кроме того, государство, выступая субъектом распределения, может и активно влиять на развитие финансовых отношений. Сущность финансовой системы проявляется в двух функциях: распределительной и контрольной. Это общепризнанный подход. И важно отметить тот факт, что эти функции тесно взаимодействуют между собой. Распределительная функция финансовой системы связана с тем, что в основе ее лежат распределительные отношения (по поводу распределения созданной на предприятии стоимости), обеспечивающие источниками средств (финансовыми ресурсами) воспроизводственный процесс к тем самым связывающим все его фазы: производство, распределение, обмен, потребление. Это позволяет активно воздействовать на все стадии данного процесса. С помощью этой функции также происходит формирование уставного капитала, выделение основных и оборотных фондов, распределение выручки, рефинансирование производственной деятельности, расчет с контрагентами, формирование ресурсов государства. Контрольная функция финансовой системы государства является производной от распределительной. Она становится возможной благодаря денежному выражению распределяемой стоимости. Эта функция осуществляется с помощью системы финансовых показателей, позволяющих прямо количественно (посредством слежения за финансовыми потоками), либо косвенно (посредством относительных показателей) оценить пропорции распределения ресурсов и результаты деятельности хозяйствующего субъекта, что в конечном счете, позволяет своевременно заметить возникающие отклонения и исправить возможные диспропорции. Таким образом, следует отметить тот факт, что от эффективности финансовой системы государства зависит функционирование и экономическое положение всего государства в целом.

  Германия - страна, пережившая различные исторические эпохи. Страна, которая претерпела не только большие политические потрясения, но и экономические изменения. В настоящее мира ФРГ - одна из лидирующих стран по экспорту различных товаров и услуг не только на территории Европы, но и во всем мире. Российские экономисты и финансисты проявляют большой интерес к изучению финансовой системы данной страны, с целью перенять и использовать некоторые возможности для развития структуры своей страны. Финансовая система ФРГ включает в себя федеральный бюджет, бюджеты 16 земель, общин, специальные правительственные и внебюджетные фонды, финансы Федеральной железной дороги и Федеральной почты, государственных предприятий, органов социального страхования, федерального ведомства по труду. Германия разбита на финансовые округа.

  Следует отметить то, что самой низкой по уровню и одновременно самой маленькой административной единицей является община. В основном к задачам общины относится все, что непосредственно касается ее самой, отдельных ее членов, в частности снабжение водой жилищные пункты, очистка сточных вод и уничтожение отходов. Сюда же следует отнести содержание дорог в пределах населенных пунктов, услуги в сфере местного социального обеспечения и здравоохранения, а также строительство и содержание основных и начальных школ, детских садиков и мест культурного отдыха.

  На  Земли возложено выполнение всех государственных задач, если в Основном законе прямо не предусмотрена или не допускается иная регламентация. Важнейшие задачи земель распространяются преимущественно на область культуры, на систему образования. В их компетенцию также можно отнести правосудие, полицию и государственное здравоохранение. На долю Федерации приходятся основные задачи, а значит и финансирование, то есть Федерация поддерживает существование государства в целом. Интересно то, что связующим звеном между бюджетом федерации и бюджетами земель являются высшие финансовые дирекции, которые объединяют несколько финансовых округов. Формально все звенья бюджетной системы автономны, т. е. самостоятельно составляют бюджет, взимают налоги, сборы, расходуют средства на выполнение различных функций.

  Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный  бюджет. Бюджетный год в ФРГ  совпадает с календарным. Важно  отметить тот факт, что Федеральный  бюджет утверждается в этой стране парламентом. Бюджетная политика является важнейшим инструментом государственной экономической политики, оказывающим влияние на общее состояние экономики и макроэкономическое равновесие. Бюджетная политика в среднесрочной перспективе, реализуемая в координации c денежно-кредитной и внешнеэкономической политикой, должна стать основой формирования единой финансовой политики государства. Стратегической целью бюджетной политики является обеспечение устойчивого экономического роста, повышение эффективности участия государства в распределении и перераспределении ресурсов в экономике по мере повышения уровня социально-экономического развития.

  На  стадии составления центрального бюджета  министерства и ведомства направляют в министерство финансов предполагаемые сметы расходов на следующий год, примерно за 9 месяцев. Министерство финансов на основе прогнозируемых доходов уточняет расходную часть бюджета и передает проект бюджеты на утверждение федеральному правительству .

  Таким образом, государственный бюджет, являясь  для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. Высшим контрольным органом ФРГ в области государственных финансов является федеральная счетная палата. Отчет об исполнении бюджета составляется министерством финансов и направляется в парламент и счетную палату. После заключения счетной палаты парламент утверждает закон об исполнении бюджета. Важно отметить тот факт, что Германия аккумулирует в бюджете существенную часть денежного капитала страны. Он идет прежде всего на финансирование собственных капиталовложений государства, остальная часть сбережений, в виде кредитов и субсидий, идет на поощрение капиталовложений в частном секторе. Одновременно государство с помощью налоговой и амортизационной политики оказывает массированное влияние на накопление капитала в частном секторе. Нельзя не сказать о том, что государственный долг ФРГ, как и в других индустриально развитых государствах, стал одним из движущих факторов функционирования финансовой системы. Как говорят ученые, особенностью развития государственного долга ФРГ является тенденция к сокращению доли федерального правительства и земель при росте задолженности общин. Наряду с ростом государственной задолженности увеличивается и кредитная деятельность государства. На протяжении нескольких последних лет сумма предоставленных кредитов превышает сумму полученных займов. ФРГ размещает займы внутри страны и за границей. В финансовую систему Федеративной Республики Германии входят внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении центрального правительства: Фонд выравнивания бремени войны, Фонд развития европейской экономики и другие целевые фонды.                                                               

  Фонд  выравнивания бремени войны был  создан с целью «оказания помощи населению, пострадавшему от войны». Средства фонда состоят из взносов  предпринимателей в размере 2-3% оценочной стоимости имущества. Взносы предпринимателей включаются в цену выпускаемой ими продукции и перелагаются на ее потребителей. Фонд также пополняется дотациями из Федерального и местных бюджетов, а также выручкой от эмиссии займов.

  Фонд  развития европейской экономики создан в связи с действием после второй мировой войны американского «плана Маршалла». В фонд отчислялись средства из эквивалентных счетов, образующихся при реализации товаров, поставляемых в ФРГ по этому плану. Средства из этого фонда направляются на выдачу среднесрочных и долгосрочных кредитов по льготному проценту. Из него выдаются гарантии по займам частному сектору в ФРГ, а часть его предоставляется в виде помощи развивающимся странам. Нельзя не упомянуть налоговую систему Германии, так как она включает прямые и косвенные налоги. Основными плательщиками налогов являются рабочие и служащие. На их долю приходится около 70% всех налоговых поступлений в стране. Налоговое обложение не ограничивается только федеральными налогами. Оно дополняется взносами на социальное страхование и местными налогами. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем. При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком. При косвенном - субъектом налога становится продавец товара (услуг), выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара). К косвенным налогам ФРГ относят налог на добавленную стоимость, земельный налог с оборота, индивидуальные акцизы (на нефтепродукты, табак, кофе), налог с оборота импорта, фискальная монополия и таможенные пошлины. НДС занимает главное место среди косвенных налогов. На его долю приходится около 43% всех косвенных налоговых поступлений в стране. К числу важных косвенных налогов так же относят и таможенные пошлины. Ими облагаются как импортные, так и экспортные товары. Удельный вес таможенных пошлин в общей сумме налоговых поступлений составляет около 3%. Итак, финансовая система Германии базируется на многих факторах, учитывая и анализируя которые можно принять правильное решение при дальнейшем управлении финансовой системой данной страны.

  Кроме налоговых поступлений доходы центрального бюджета складываются из прибыли от экономической деятельности государственных предприятий и рентных платежей. В эту статью доходов регулярно включаются многомиллиардная прибыль центрального банка Германии. Несколько меньшее значение имеют поступления процентных выплат за предоставленные межгосударственные кредиты, доходы от участия в капитале, а также средства от реализации этих участий. Финансы предприятий имеют исключительно важное значение в структуре финансовой системы, ибо без преувеличения именно они составляют основу финансовой системы. Государственный бюджет и финансы фондов аккумулируют и перераспределяют громадные ресурсы, однако они все же меньше финансов предприятий. Это следует уже хотя бы из того, что бюджеты государства и фондов на девять десятых формируются за счет части средств предприятий, а целое всегда больше частного. Финансы предприятия можно определить как фонды ресурсов, которые аккумулируются отдельным хозяйствующим субъектом для последующего распределения - государству, работникам, инвесторам (акционерам), контрагентам (в том числе участникам страхового рынка).

  Финансы государственных предприятий - составная  часть финансовой системы страны. ФРГ имеет развитый сектор государственной  собственности. В руках властей  земель, общин и федерального правительства полностью находится транспорт и связь, горная промышленность, черная и цветная металлургия, все производство электроэнергии, алюминия, около 50% производства автомобилей и судов, добыча нефти и газа. Государство сосредотачивает в своих руках отрасли, недостаточно рентабельные для монополистического капитала, в том числе дорожное хозяйство, строительство автострад, аэродромов, жилищное хозяйство. Большие средства из бюджета направляются на строительство объектов военного назначения и научные исследования военного характера. Государственные капиталовложения направляются также в инфраструктуру. Деятельность государственных предприятий в ФРГ в целом убыточна, ибо на их продукцию, реализуемую частным монополиям, установлены низкие цены. Убытки покрываются за счет краткосрочных и среднесрочных кредитов, в результате чего растут долги государственных предприятий. Финансовая система Германии обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, эмержентность, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость.

  Таким образом, мы можем сделать вывод  о том, что бюджетная политика ФРГ подчиняется общим целям  экономической политики и опирается  на отлаженный механизм ее реализации, на богатый арсенал средств и методов формирования доходных и расходных статей госбюджета, анализируя и учитывая которые можно придти к правильным решениям повышения экономической ситуации в стране.

ВЫВОД: В финансовых системах обоих государств можно выделить как сходства, так и различия.

Обеим странам присуще то, что принятие бюджета в обеих странах происходит ежегодно, проходя несколько стадий. Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными  министерствами и ведомствами. Интересно отметить, что структура доходной и расходной части бюджетов как России, так и Германии претерпевает определенные ежегодные изменения, расходная часть в значительной степени зависит от политики государства на данный период. За последние годы в целом она имела социальную направленность, как в ФРГ, так и в России.

 Важно отметить и тот факт, что в последние  годы Германия значительно увеличила  своё участие в международной  миграции капиталов и превратилась в одного из крупнейших импортёров и экспортёров капитала на мировом  экономическом рынке.      Усиление процессов концентрации и централизации капитала ФРГ происходит при поддержке государства, которое само выступает как крупнейший предприниматель, которому полностью или частично принадлежат мощные концерны, в отличие от России, где большинство концернов переходят в частные руки.   Местные бюджеты России и ФРГ имеют различный состав налоговых доходов. Кроме того, в Германии основными налогами, образующим федеральный бюджет, являются прямые налоги, к которым относятся подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на имущество, на наследство, на доходы от операций с ценными бумагами и некоторые другие. В РФ налог на доходы физических лиц является главной составляющей доходной статьи местных бюджетов (50-70%). Федеральный бюджет пополняется в основном за счет НДС (косвенного налога), что характеризует экономическое состояние России не лучшим образом. Как в России, так и в Германии финансы играют различную роль в деятельности организационно-производственных систем, работающих на товарном рынке в рамках сбытовой стратегии или маркетинговой стратегии; Здесь наблюдается все более тесная связь финансовых отношений и отношений собственности, что находит отражение, в частности, в развитии процедур приватизации, финансового лизинга, франчайзинга, залога, конвертации долговых ценных бумаг в долевые и др.

Таким образом, в структуре финансовых систем этих двух держав мы можем видеть как сходства, так и отличия, изучая и анализируя которые, можно позаимствовать все лучшее для развития финансовой системы нашей страны.

Информация о работе Финансовая система ФРГ