Финансовая система Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:59, реферат

Описание работы

В стране нет единства бюджетной системы. Все бюджеты формально обособлены. Бюджет каждой административной единицы утверждается органом ее исполнительной власти. В действительности же существует известная централизация: бюджеты нижестоящих административных единиц утверждаются исполнительной властью вышестоящего звена.

Содержание

1. Структура финансовой системы Франции
2. Бюджетный процесс во Франции

Работа содержит 1 файл

Financial system France.docx

— 23.25 Кб (Скачать)

Финансовая  система Франции

Содержание

1. Структура финансовой  системы Франции

2. Бюджетный процесс  во Франции

1. Структура финансовой  системы Франции

В отличие от США  и Германии Франция является унитарным  государством и ее бюджетная система включает только два звена:

- государственный  бюджет

- местные бюджеты.

В стране нет единства бюджетной системы. Все бюджеты  формально обособлены. Бюджет каждой административной единицы утверждается органом ее исполнительной власти. В действительности же существует известная  централизация: бюджеты нижестоящих  административных единиц утверждаются исполнительной властью вышестоящего звена. Финансовое подчинение местных  органов обеспечивается системой государственных  субсидий и займов, а также надбавками к центральным налогам. Средства местных органов власти хранятся на счетах органов казначейства. Это  дает возможность центральному правительству  контролировать финансовую деятельность мест. Выпуск местных займов также  требует одобрения государства.

Кроме этого, в финансовую систему входят:

  • внебюджетные фонды;
  • финансы государственных предприятий.

С 1959 бюджетные отношения  регулируют 2 закона: «Закон о финансах» (определяет размеры и назначение ресурсов и затрат государства с  учетом экономического и финансового  равновесия) и «Закон о бюджете» (детализирует и расшифровывает общие  положения закона о финансах).

Государственный бюджет

Государственный бюджет Франции является основным звеном финансовой системы, на его долю приходится половина всех финансовых ресурсов государства. Через бюджетную систему распределяется 20 % ВВП и 50% НД. На долю государственного бюджета приходится 80 % всех доходов  и расходов французской финансовой системы.

Центральный бюджет делится на 2 раздела:

1. 90 % - операции окончательного  характера (безвозвратное финансирование).

Подразделяются на:

  • Текущие расходы (содержание военнослужащих, социальные нужды и т.д. )
  • капитальные расходы (военные - строительство военных объектов, закупка военной техники, расходы на иностранные дела - создание посольств, консульств за границей, взносы в международные финансово- кредитные учреждения)

2. 10 % - операции временного  характера (кредиты).

Наибольшую долю в расходах государственного бюджета  составляют расходы на социальную сферу - 60%.

Доходы государственного бюджета формируются на 90% за счет налогов. При этом:

  • прямые налоги составляют 36%
  • косвенные налоги - 59,2%
  • неналоговые поступления - 4,8% (выручка от продажи оружия, средства государственных предприятий, займы и др.).

Местные бюджеты

Местные бюджеты  находятся в ведении местных  органов управления. Их деятельность регламентируется Конституцией и текущим  законодательством. Каждая административная единица имеет свой бюджет. Всего  насчитывается около 39 тыс. местных  бюджетов. Административно - территориальная  структура страны трехзвенная. Это: 22 региона; 96 департаментов; 36 000 округов (коммун).

Советы (региональные, департаментов, округов) составляют бюджет и распоряжаются местными ресурсами. Однако вся полнота власти на местах принадлежит префектам.

Система местных  бюджетов Франции включает в себя несколько звеньев:

  • бюджеты различных местных организаций
  • бюджеты территориальных организаций (бюджеты регионов,  департаментов,  округов), а также их объединений, городских сообществ, районов, синдикатов.

Расходы местных  бюджетов состоят из двух основных частей:

  1. Текущие расходы:
  • 1/3- содержание административно-полицейского аппарата (полиция, гражданская оборона, пожарная охрана, управление)
  • 1/3 - образование, просвещение, культура
  • ост - расходы на экономическую инфраструктуру.
  1. Инвестиционные расходы - на новое строительство

Местные органы власти осуществляют большие капиталовложения - свыше 52% всех капитальных расходов государства.

Доходами местных  органов власти являются:

  • собственные (налоги и неналоговые поступления)
  • привлеченные (государственные субсидии и займы) средства.

Структура доходов  местных органов власти следующая:

  • налоги - 40 %;
  • субсидии и займы - 30 %;
  • собственные поступления и займы - 30 %.

Местные бюджеты, как  правило, дефицитны и нуждаются  в дополнительных ресурсах для финансирования собственных программ. Государство  предоставляет местным органам  власти субсидии.

Субсидии бывают 2 видов:

  • на текущие расходы, главным образом на социальную помощь (около 60 % всех субсидий);
  • на капитальное строительство.

Кроме субсидий местные  органы используют заемные средства, получаемые на денежном рынке.

Местное управление имеет ограничения. Степень свободы  в принятии решений регулируется законодательными актами по налогообложению  и директивами республиканских  региональных органов. Перераспределение  средств между коммунами осуществляется департаментами, из госбюджета выделяются целевые субсидии для выравнивания экономического положения отдельных  территорий.

Финансы местных  предприятий отделены от местных  бюджетов. Обычно к ним относятся: предприятия обеспечивающие водоснабжение  и канализацию, мастерские, типография, жилищное хозяйство.

Особую группу составляют финансы местных общественных организаций (палаты сельского хозяйства, торгово-промышленные палаты, профессиональные объединения), а также службы, дополняющие местные  органы власти (различные бухгалтерские  службы)

В целом, в системе  общественных финансов местные финансы  занимают исключительно важное положение. Общий объем расходов местных  бюджетов составляет 44,5% государственных  расходов. Доля общей суммы отчислений в пользу государства - 43,9% (24,6% за счет налогов, 29.3% за счет отчислений на социальное страхование).

Специальные фонды

Специальные фонды - совокупность денежных ресурсов, находящихся  в распоряжении государства или  местных органов власти и имеющих  целевое назначение. К ним относятся:

  • специальные счета казначейства;
  • присоединенные бюджеты,
  • различные фонды финансово-кредитных учреждений
  • социальный бюджет.

Организационно они  отделены от бюджетов и относительно самостоятельны.

Специальные фонды  делятся на 2 группы:

  • фонды доходов и расходов, которые включаются в бюджет (фонд экономического и социального развития страны)
  • внебюджетные фонды, юридически независимые. Крупнейшие из них связаны с социальной сферой. Совокупность таких фондов называют социальным бюджетом.

Средства специальных  социальных фондов складываются из:

  • взносов предпринимателей 60 %
  • взносов по страхованию - 18 %
  • поступления государства -20 %
  • прочие доходы 2 %

К таким фондам относят: пенсионный фонд, фонд страхования  по болезни, инвалидности, материнству, фонд помощи семьям, национальный фонд помощи безработным

Наиболее важные специальные фонды находятся  в распоряжении центрального правительства. Среди специальных фондов, создаваемых  местными органами власти, наибольшее значение имеют заемные фонды, средства которых используются для инвестиций, а в отдельных случаях для  покрытия кассовых разрывов в местных  бюджетах. Это специальные счета  казначейства, присоединенные бюджеты, фонды финансово-кредитных учреждений и социальный бюджет.

Счета казначейства открываются государственным организациям, не пользующимся правами юридических  лиц и финансовой автономией. Утверждаются парламентом. Средства спецсчетов проходят по двум разделам бюджета в его доходной и расходной части. Самый крупный - Фонд социального и экономического развития, который выдает кредиты от 3-5 лет национализированным и частным предприятиям, осуществляющим инвестиции в соответствии с общегосударственной программой развития. Значительная часть счетов казначейства используется на военные цели.

Присоединенные бюджеты  составляются организациями, пользующимися  финансовой автономией. Они включаются в государственный бюджет. Введены  для организаций, не являющихся физическими  лицами, осуществляют торгово-промышленные операции, пользуются финансовой автономией. Всего насчитывается 7 присоединенных бюджетов - 1 военный (производство горючего), остальные 6 гражданские (бюджеты почты, телеграфа, телефона; национальной типографии, монетного двора; ордена Почетного легиона и пр. Расходы каждого бюджета покрываются его доходами.

Финансы государственных  предприятий

Франция занимает одно из первых мест по величине государственного сектора, получившего развитие в  послевоенные годы в результате буржуазной национализации. Государственные предприятия  сосредоточены в энергетике (угольной, нефтяной, газовой и энергетической), почти все виды транспорта, аэронавтика, электроника, химия. Предприятия этих отраслей, являясь юридическими лицами, имеют определенную финансовую самостоятельность. Они составляют автономные бюджеты  или финансовые сметы. Контроль со стороны  парламента за ними незначительный. Государственные  предприятии правомочны заключать контракты, отвечать по своим обязательствам, распределять прибыль, принимать решения по инвестированию.

Ресурсы государственного сектора:

  • из собственных средств - 25 %;
  • безвозвратных дотаций и субсидий из госбюджета - 18 %
  • долгосрочных кредитов, внутренних и внешних займов, полученных на денежном рынке - 57 %.

Дефицит государственных  предприятий покрывается безвозвратными субсидиями и дотациями, а также  кредитами из бюджета и специальных  фондов.

2. Бюджетный процесс  во Франции

Бюджетный процесс включает 4 стадии и продолжается более 3-х лет.

  • составление проекта бюджета
  • приятие бюджета
  • исполнение
  • отчет об исполнении

1. Составление проекта  бюджета - контролируется главным  финансовым органом страны Министерством  экономики и финансов. Подготовка  бюджета идет с использованием  программно-целевого метода, который  носит название «рационализация  выбора бюджетных решений». В  течение 9 месяцев каждое министерство  и ведомство составляет свою  смету, руководствуясь контрольными  цифрами и инструкциями. После  свода всех смет, составляется  проект бюджета, который после  одобрения правительством направляется  в парламент.

2. Принятие бюджета  - длится около 3 месяцев. Проект  рассматривается в финансовой  комиссии каждой палаты парламента. Сначала проходит обсуждение  в нижней палате - национальном  собрании, а затем передают в  верхнюю палату - сенат. Если после  двух совместных обсуждений обеими  палатами парламента проект не  получает одобрения, президент  имеет право своим указом объявить  бюджет законом.

3. Исполнение бюджета.  Исполнение бюджета называется  финансовым годом, и во Франции  совпадает с календарным. Доходная часть исполняется через разветвленную сеть финансовых агентов. Исполнению расходной части бюджета предшествует процедура распределения средств.

Кассовое исполнение осуществляется через систему казначейских касс, которые имеют счета в  Банке Франции и производят расчетно-кассовые бюджетные операции. По всей территории Франции действует сеть специальных  агентств казначейства (бухгалтерий), в том числе центральные бухгалтерии, обобщающие ежедневные данные учета  всех субъектов. На их основе составляются еженедельные и ежемесячные аналитические  материалы. Так, в еженедельных сводках  представлены данные об операциях по исполнению бюджета по крупным рубрикам годового корректирующего финансового  закона (что дает возможность контролировать выдачу разрешение на распределение  бюджетных средств), а также об изменениях государственного долга, остатках на корреспондентских счетах казначейства. Обобщающие данные об исполнении бюджета  за год представляются в Счетную  палату для анализа и составления  декларации о соответствии данных центрального учета в организациях.

Информация о работе Финансовая система Франции