Финансовая политика России в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:50, реферат

Описание работы

Цели и содержание финансовой политики определяют ее основные задачи:
- обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
- рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;
- организация регулирования и стимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов в стране;
- выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися социально-экономическими целями.

Содержание

Введение 3
1. Основные направления современной финансовой политики
Российской Федерации 6
2. Основные задачи бюджетной политики Российской Федерации 9
3. Финансовая политика России в современных условиях 11
Заключение 18
Список используемой литературы 20

Работа содержит 1 файл

Финансы кр.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: Финансы

на  тему: «Финансовая политика России в современных условиях»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение

 

Финансовая  политика государства представляет собой совокупность мероприятий  по использованию финансовых отношений  для выполнения государственных функций.

Финансовая  политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные  направления развития народного  хозяйства, определяется общий объем  финансовых ресурсов, их источники  и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов [4, c. 124].

В то же время  финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.

Выделяют следующие  основные составляющие финансовой политики государства:

-денежно-кредитная  политика;

-налоговая политика;

-бюджетная политика;

-политика в области международных финансов.

Содержание  финансовой политики включает в себя широкий комплекс мероприятий: разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач; создание адекватного финансового механизма; управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляет выбор стратегических направлений, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Одновременно государство осуществляет выбор текущих, тактических целей своей финансовой политики, направленной на адаптацию к изменяющимся условиям воспроизводства в коротком периоде. При этом текущие цели находятся под непосредственным влиянием целей стратегических.

Важной составной  часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг [4, c. 147].

Финансовый  механизм – это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения  происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране. Одно и тоже финансовое отношение в стране может быть организовано по-разному. По-разному может использоваться один и тот же инструмент финансового регулирования.

Управление  финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в стратегической и текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

Цели и содержание финансовой политики определяют ее основные задачи:

-         обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

-         рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

-         организация регулирования и стимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов в стране;

-         выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися социально-экономическими целями.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач [4, c. 121].

Результативность финансовой политики во многом зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики.

 

1. Основные направления современной финансовой политики

Российской Федерации

 

Финансовая  политика в Российской Федерации  включает следующие основные направления [8, c. 101]:

  1. Налоговую политику;
  2. Бюджетную политику;
  3. Страховую политику;
  4. Инвестиционную политику;
  5. Политику доходов (заработной платы, пенсий, стипендий и т.д.).

Налоговая политика выступает важной составной частью финансовой политики России. Налоговая  политика должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Основными задачами налоговой политики России являются:

  1. комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;
  2. пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;
  3. повышение степени собираемости налогов;
  4. ужесточение налогового администрирования;
  5. реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Актуальными задачами бюджетной политики России являются:

  1. совершенствование бюджетной системы и бюджетного процесса;
  2. обеспечение сбалансированности бюджета при полном исполнении всех расходных обязательств;
  3. уменьшение зависимости федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры;
  4. совершенствование бюджетного законодательства;
  5. разработка среднесрочных (2—3-летних) бюджетных планов;
  6. сохранение и наращивание финансового резерва;
  7. централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;
  8. проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;
  9. реструктуризация государственного долга;
  10. инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования.

Финансовая  политика государства включает политику в области страхования, которая проводится по следующим основным направлениям:

  1. разработка законопроектов по совершенствованию страховой деятельности, в том числе по государственному страховому надзору, по порядку осуществления страховой деятельности и организации страхового дела в Российской Федерации;
  2. упорядочение взаимоотношений и определение правовых условий деятельности страховых организаций различных форм собственности;
  3. активное развитие различных видов страхования, в том числе страхование рисков, включая особо крупные (космические, атомные и т.д.), страхование ответственности;
  4. широкое участие страхования в решении социальных проблем, в том числе защищенность граждан от последствий дорожно-транспортных происшествий, страхование качества продукции, страхование от несчастных случаев работников отдельных профессий, страхование от безработицы и др.;
  5. создание объединений (союзов, ассоциаций) страховщиков для решения вопросов развития страхового дела, защиты интересов страховщиков, выработки совместной программы стратегии и тактики развития страхования.

Особую важность в современных условиях имеет инвестиционная политика, которая включает в себя [4, c. 114]:

  1. наращивание финансового потенциала страны в целях повышения инвестиционной активности за счет стимулирования внутреннего спроса на отечественную продукцию, выпуска импортозамещающей продукции, оздоровления финансового сектора;
  2. повышение роли бюджета развития, являющегося составной частью федерального бюджета, формируемой в составе его капитальных вложений и используемой как источник финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;
  3. создание условий для организационного накопления и инвестирования сбережений населения;
  4. развитие ипотечного кредитования;
  5. привлечение прямых иностранных инвестиций.

В области политики доходов предусматривается:

  1. выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по этим группам населения из федерального бюджета;
  2. увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;
  3. разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированной индексации пенсий и поэтапной индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы;
  4. сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;
  5. реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительного финансирования пенсий;
  6. упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения.

2. Основные задачи бюджетной политики

Российской Федерации

 

Бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию  бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей [6, c. 128].

Бюджет не должен становиться ни источником финансовой нестабильности, ни дополнительным фактором падения деловой активности. Бюджетная  политика должна создавать источники  повышения конкурентоспособности российской экономики, ее модернизации и технологического обновления. Эти обстоятельства требуют значительной реструктуризации бюджетных расходов.

В этих целях  необходимо решение следующих основных задач:

Обеспечить  исполнения социальных обязательств. При этом надо добиться большей адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот. Деньги должны получить те, кто не имеет возможности заработать на достойную жизнь самостоятельно и нуждается в наибольшей степени.

Ограничить  размеры бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы. Следует предусмотреть последовательное снижение бюджетного дефицита, сохранив таким образом резервы, достаточные для устойчивого выполнения принятых социальных обязательств. Решение этой задачи подразумевает в том числе планирование бюджетных расходов исходя из консервативного сценария развития мировой экономики.

Перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств. Необходимо четко определить приоритеты и цели использования бюджетных средств, проведя подробную и внимательную инвентаризацию бюджетных расходов в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат. При принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение.

Целесообразно в максимальной степени реализовать  программно-целевой принцип планирования и исполнения бюджета. Основную часть  бюджета должны составлять долгосрочные государственные программы (прежде всего программы развития инфраструктуры), федеральные и ведомственные целевые программы, приоритетные национальные проекты. Контроль за целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов.

Определить  оптимальные формы поддержки  реального сектора экономики  и финансовой системы, исключающие  иждивенчество и создающие стимулы  для внедрения и развития современных  технологий, повышения энергоэффективности  экономики и производительности труда. Выполнение требований повышения эффективности должно быть обязательным условием оказания государственной поддержки.

Обеспечить  кардинальное повышение качества предоставления гражданам государственных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств [8, c. 165].

Информация о работе Финансовая политика России в современных условиях