Финансовая политика России на разных этапах ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:02, реферат

Описание работы

Важной составной частью экономической политики Петра I явилась финансовая политика того времени. Северная война постоянно требовала больших финансовых расходов. Государство увеличивало налоги. Государство буквально изощрялось в поисках новых объектов налогообложения. Налогами были обложены дубовые гробы, бани, улья, рыбные ловли, бороды и т.д. В 1718 - 1724 гг. Пётр I ввёл новый налог - подушную подать (См. в хрестоматии статью «Указ о всеобщей переписи податных людей в связи с введением подушной подати»).

Работа содержит 1 файл

домашка по финансам.docx

— 35.56 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Тихоокеанский  государственный университет»

Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 

Финансовая  политика России на разных этапах ее развития 
 
 
 
 

Выполнила: ст. гр. ФК-91

Каткова Валерия

Проверила: Бурик О.В. 
 
 
 
 
 
 
 

Хабаровск, 2011

Финансовая  политика России на разных этапах ее развития

Петр  I

     Важной  составной частью экономической  политики Петра I явилась финансовая политика того времени. Северная война  постоянно требовала больших  финансовых расходов. Государство увеличивало  налоги. Государство буквально изощрялось в поисках новых объектов налогообложения. Налогами были обложены дубовые гробы, бани, улья, рыбные ловли, бороды и т.д. В 1718 - 1724 гг. Пётр I ввёл новый налог - подушную подать (См. в хрестоматии  статью «Указ о всеобщей переписи податных людей в связи с введением  подушной подати»). Теперь налогом стали  облагать каждую душу мужского населения: и стариков, и младенцев.

     Осуществление податной реформы имело не только финансовое, но также и серьёзные  социальные последствия, распространив  податную повинность на ранее свободные  от податей категории населения («гулящие люди», вольные холопы) и одновременно образовав новый социальный слой внутри крестьянства (государственные крестьяне). Тяжесть подушной подати была и в том, что она никогда не была податью, взимаемой, так сказать, с живой души. Душа была счётной – между ревизиями умершие не исключались из податных списков, а новорождённые не включались.

       В 1703-1706 годах за Ратушей стали появляться недоимки: это грозило существованию армии и флота. Чтобы как-то получить средства, необходимые для содержания армии и флота, Пётр I начал перечеканку монет. Однако простой перечеканкой иностранной монеты, которая появлялась в России от продажи иностранным государствам казённых товаров, решить проблему не удалось (хотя доход от этого составлял 86 000 рублей), поэтому Пётр ввёл новые монеты. До того времени в России были в ходу только копейки, равнявшиеся двум деньгам (1 деньга = 1/2 копейки). Копейка при этом не считалась основной денежной единицей, а слово "копейка", бывшее лишь разговорным, не чеканилось на монетах. Отныне рубль стал равняться 100 копейкам или 200 деньгам. Пётр I ввёл разменную медную монету — денежки, полушки и полуполушки — и велел начеканить серебряные рубли, полтины, полуполтины, гривенники, пятачки, трёхкопеечники, причём вес этих монет уменьшился. Все наличные деньги из приказов было велено доставить на Денежный двор, откуда деньги вернули приказам новыми монетами, добавив 10% - «по гривне на рубль». В результате проведенной реформы основной денежной единицей стала не деньга, а копейка, а её название впервые появилось на монетах. Тогда же был отменен и неразменный рубль, бывший с XV века условной денежной единицей, использовавшейся в качестве эталона при обменных операциях.

     Прибыль от монетной реформы сначала была огромной, но постепенно снижалась. Эта  денежная перечеканка немного облегчила  положение финансов в стране, но вскоре появилось множество проблем: цена русской монеты упала почти  на половину, а цены всех товаров  поднялись вверх в два раза; затем упали в два раза все окладные платежи. 

     Екатерина II

     Правительство Екатерины II в поисках выхода из создавшегося положения в 1769 году приступает к выпуску ассигнаций. Ассигнации были выпущены как платежные обязательства, которые правительство обязывалось  разменивать по предъявлении на медную монету. Для размена в том же году был открыт Ассигнационный банк с двумя отделениями в Москве и Петербурге. Выпущенные ассигнации крупного достоинства (25, 50, 75, 100 рублей), курс которых почти не отклонялся от курса серебряного рубля, при  отсутствии перевода вексельных обязательств, оказались весьма удобны. Пересылка  денег представляла определенные трудности: 100 рублей серебром весили полтора пуда, а медными деньгами - 100 пудов, что  требовало ни одной подводы и  было сопряжено с немалым риском. Поэтому ассигнации быстро разошлись. Но вскоре правительство приступило к выпуску ассигнаций номиналом  в 5 и 10 рублей, их курс по отношению  к серебряному рублю не был  стабилен из-за увеличения количества ассигнаций. Это приводит к нарушению баланса между массой ассигнаций, которая превысила 20 млн. руб., и имеющимся в казне серебром. В результате денежное обращение в стране испытывает определенную напряженность. Однако, невзирая на превышение лимита в выпуске ассигнаций, Государственный Совет разрешает Ассигнационному банку передать в Дворянский банк 1,5 млн. руб. для оказания кредита дворянству, пострадавшему от Пугачевщины в 1773-75 годах. В результате к 80 -м годам серебро уходит из обращения, а вся денежная система страны при неустойчивости курса ассигнаций была дезорганизована. Поэтому в 1786 году создается комиссия, в состав которой входят директор Ассигнационного банка Шувалов, секретари Екатерины Вяземский и Безбородко и ряд крупных государственных деятелей того времени, "для изыскания средств против финансовых затруднений и источников умножения богатств". 

     Александр I

     По  смете 1810 года всех выпущенных в обращение  ассигнаций (первых российских бумажных денег) считалось 577 млн; внешнего долга — 100 млн. Смета доходов на 1810 год обещала сумму в 127 млн; смета расходов требовала 193 млн. Предвиделся дефицит — 66 млн ассигнаций.

     Планировалось прекратить выпуск новых ассигнаций и изымать постепенно старые; далее  — повышать все налоги (прямые и  косвенные). 

     В.И. Ленин

     До 1930 г. финансовая политика Советского Союза имела ряд особенностей. Она формировалась под воздействием теоретических концепций К. Маркса и В. И. Ленина. В марксистско-ленинской  теории о сущности социалистического  государства предопределялся главный  принцип финансовой политики социалистического  государства — концентрация финансовых ресурсов в руках государства. Финансовые ресурсы нужны были для финансирования мероприятий индустриализации, строительства  предприятий оборонной промышленности. Финансовая политика учитывала происходящие преобразования в сельском хозяйстве. Колхозный строй — новый общественный строй в деревне, а каждый общественный строй, по выражению В. И. Ленина, возникает лишь при финансовой поддержке определенного класса.

       Для целей развития экономики  в СССР были созданы три  основных общегосударственных фонда  денежных средств и, следовательно,  три группы финансовых отношений,  связанных с их формированием  и использованием. Основным общегосударственным  фондом финансовых ресурсов был  государственный бюджет, а главным  источником поступлений средств в бюджет — налоги. Ставки налогов были дифференцированы. Дифференциация ставок налога была принята с учетом укрепления позиций социалистического сектора экономики (пониженные ставки для государственных и кооперативных организаций).

       Вторым по значению общегосударственным  фондом денежных средств был  фонд государственного имущественного  и личного страхования. Он формировался  за счет обязательных и добровольных  взносов страхователей. В 20—30-е  годы обязательному страхованию  подлежало имущество предприятий  и организаций всех форм собственности,  в том числе и государственных  предприятий. На добровольных  принципах страховалось имущество,  здоровье и жизнь граждан.

       Третьим общегосударственным фондом  был фонд государственного социального  страхования. Он формировался  за счет взносов предприятий,  организаций и отдельных лиц,  использующих наемную рабочую  силу.

       Государственная финансовая политика  того периода обеспечила выполнение  поставленных государством задач  по досрочному выполнению первого  плана развития экономики (1928—1932 гг.) и упрочению государственного  и кооперативного секторов.

       Уже в 1930 г. в промышленности  государственный сектор становится  господствующим. На государственных  предприятиях производилось 94,4% валовой продукции. Главными производителями сельскохозяйственной продукции становятся колхозы и совхозы. Оптовая и розничная торговля почти полностью сосредоточилась в руках государства и потребительской кооперации.

       В 1930 г. на долю государственного  сектора в розничной торговле  приходилось 22,3%, потребительской  кооперации — 65,7, частного сектора  — 5,5%1. В 1931 г. потребительская  кооперация в розничном товарообороте  занимала 69,9%. 

     Н.С. Горбачев

     Ускорение — этот лозунг был связан с обещаниями резко поднять промышленность и благосостояние народа за короткие сроки; кампания привела к ускоренному выбыванию производственных мощностей, способствовала началу кооперативного движения и подготовила перестройку.

     Перевод предприятий на хозрасчет, самоокупаемость, самофинансирование — введение первых элементов рыночной экономики в  СССР, повсеместное внедрение кооперативов — предвестников частных предприятий, снятие ограничений с валютных операций.

     Перестройка с чередованием нерешительных и  резких мер и контрмер по введению или по ограничению рыночной экономики  и демократии.

     Исчезновение  продуктов из магазинов, скрытая  инфляция, введение карточной системы  на многие виды продовольствия в 1989 году. Для периода правления Горбачёва  характерно вымывание товаров из магазинов, в результате накачивания  экономики безналичными рублями, а  впоследствии — гиперинфляция.

     При Горбачёве внешний долг Советского Союза продолжил расти. Примерные  данные такие: 1985 год, внешний долг — 31,3 млрд долларов; 1991 год, внешний долг — 70,3 млрд долларов (для сравнения, общая сумма российского внешнего долга на 1 октября 2008 г. — 540,5 млрд долларов, в том числе государственный внешний долг в иностранной валюте — около 40 млрд долларов, или 8 % от ВВП. Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП).

       

     Б.Н. Ельцин

     Одно  из первых серьёзных экономических  решений, принятых Б. Н. Ельциным, —  указ о свободе торговли. После  распада СССР Борис Ельцин приступил  к осуществлению в стране радикальной  экономической реформы, часто именуемой  «шоковой терапией». 2 января 1992 года вступил  в силу указ о либерализации цен  в России. Однако на смену проблемам  с обеспечением населения продовольствием  и товарами народного потребления  пришли проблемы, связанные с гиперинфляцией. Денежные сбережения граждан обесценились, а цены и курсы валют увеличились  за несколько месяцев в несколько  раз; остановить гиперинфляцию удалось  только в 1993 году. Другими указами  Ельцина были инициированы ваучерная приватизация и залоговые аукционы, приведшие к сосредоточению бо́льшей части бывшей государственной собственности в руках немногих людей (т. н. «олигархов»). Помимо гиперинфляции страна столкнулась с такими проблемами, как спад производства и неплатежи. Так, широкие масштабы приняли невыплаты заработной платы, а также пенсий и других социальных пособий. Страна находилась в глубоком экономическом кризисе. Значительно возросла коррупция во всех эшелонах государственной власти

     Бюджет  за время правления Ельцина сократился в 13 раз. С 25 места в 1990 году по уровню жизни Россия переместилась на 68 место в 2000 году.

     В результате приватизации, проведённой  в 1992—1994 годах, значительная часть  государственного имущества перешла  в руки узкого круга людей, так  как многие не понимали, что делать с ваучерами. По бросовым ценам продавались  предприятия стратегического значения: например, завод ЗИЛ был продан за 250 млн долларов, в то время как его цена, по исследованиям экспертов, составляла не менее миллиарда долларов.

     Резко возрос внешний долг России. В 1998 году он составил 146,4 % ВВП, что стало одной  из причин дефолта. Дефолт привёл к  обнищанию большей части населения, потере доверия населения к государству, падению уровня жизни. По оценкам  экспертов дефолт наиболее сильно ударил по среднему классу.

Информация о работе Финансовая политика России на разных этапах ее развития