Финансовая политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Система управления финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей государства строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики.

Финансовая политика — это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.
Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства. Финансовая политика государства является лишь средством осуществления его социально- экономической политики и выполняет вспомогательную роль. Именно в рамках социально-экономической политики может разрабатываться и проводиться в жизнь эффективная финансовая политика.

Работа содержит 1 файл

Сущность финансовой политики.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

    Смещение  акцентов, однако, не означает прекращения реализации собственно антикризисных мер - в течение всего 2010 года принятые Правительством Российской Федерации решения будут реализовываться. Более того, поддержка оживления экономики, обеспечение устойчивости наметившегося экономического роста в краткосрочном периоде являются важнейшим приоритетом. При необходимости будут приниматься новые меры в рамках выделенного в федеральном бюджете антикризисного резерва в размере 195 млрд. рублей. Особое внимание будет уделяться и вопросам безработицы, социальной поддержки населения, пенсионного обеспечения, решению проблем моногородов.

      Кризис высветил главную проблему, делающую российскую экономику   уязвимой к  колебаниям на  мировых рынках, вообще к изменениям  мировой экономической конъюнктуры.  Экономика страны по-прежнему зависима от конъюнктуры сырьевых рынков. Пока не созданы достаточные условия и стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергетической и экологической  эффективности экономики и производительности труда, для развития отраслей экономики и производств, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости, для реализации инновационных проектов, и в целом – для  модернизации социально-экономической системы страны.15

    Эти особенности российской экономики  обусловливают широкий спектр вызовов и рисков для ее дальнейшего развития. Важнейшие из них связаны с опасностью, что ставшее привычным непродолжительное улучшение ситуации в экономике в результате действия  преимущественно экстенсивных и временных факторов (рост цены на нефть и т.п.)  приведет, как это неоднократно случалось в прошлом, к неоправданному успокоению и не позволит использовать шанс на обновление и модернизацию экономики страны. Сегодня, когда российской экономике в определенной степени удалось преодолеть кризисные тенденции, необходимо сконцентрироваться на новых задачах.

 

  1. Пути  развития финансовой политики в после кризисных условиях.

    В середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными  системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.

    Вызовы  предстоящего долгосрочного периода:

    Первый  вызов - усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы  национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.

    Основными характеристиками развития мировой  экономики, оказывающими серьезное  влияние на социально-экономические  процессы в России, в ближайшие 10 - 15 лет будут:

  1. вероятное возобновление в 2010 году, после преодоления кризиса, динамичного роста мировой экономики (в среднем около 4 процентов в год). Это предъявляет высокие требования к темпам и качеству роста российской экономики, необходимым для увеличения ее экономического веса в мире, обеспечения регионального лидерства и сокращения отставания от развитых стран;
  2. превращение Китая и Индии в основные локомотивы мирового экономического роста, появление новых мировых центров экономического развития в Азии и Латинской Америке, рост их влияния в результате финансового кризиса;
  3. преодоление энергетических барьеров роста, в том числе за счет повышения энергоэффективности и расширения использования альтернативных видов энергии при сохранении тенденции к удорожанию энергоносителей;
  4. усиление влияния экологических факторов, рост дефицита пресной воды и изменение климата, что создает дополнительные возможности для России, имеющей огромные запасы пресной воды и экологически благополучные территории;
  5. сохранение и возможное усиление дисбалансов в области мировой торговли, движении капиталов, что будет способствовать изменению курсов мировых валют и перестройке институтов мировой экономики (мирового экономического порядка), мировой финансовой архитектуры;
  6. старение населения в развитых странах на фоне быстрого роста населения в развивающихся странах, что будет интенсифицировать мировые миграционные процессы и увеличивать нагрузку на социальные системы развитых стран.16

    Предстоящий период характеризуется структурной  перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением баланса между ее экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов. Дальнейшее развитие мировой экономики будет определяться балансом между сложившейся тенденцией поступательной глобализации мировой экономики и тенденциями регионализации как реакции на рост напряженности между мировыми центрами силы и накопление диспропорций в мировой торговле и финансовой системе.

    Следствием  мирового финансового кризиса стало развитие кризиса производства, сопровождаемого снижением сырьевых цен и замедлением темпов роста мировой экономики в 2009 - 2010 годах. Сочетание кризисных процессов с высокими темпами роста инфляции  привело к развитию стагфляции, которая наблюдалась в мировой экономике в 80-е годы. Кризисные явления в мировой экономике обусловливают необходимость повышения устойчивости экономики России и ее способности нейтрализовать негативные воздействия мировых рынков. Динамика курсов акций и цен на сырьевые товары повышают актуальность перехода России на инновационный тип экономического развития, а также формирования в стране самостоятельной мощной финансовой системы. Развитие глобальной экономической конкуренции сопровождается усилением геополитического соперничества, в том числе за контроль над сырьевыми, энергетическими, водными и продовольственными ресурсами.

    Для России трансформация мировой экономики  создает новые возможности для  развития внешнеэкономической интеграции, укрепления и расширения позиций  на мировых рынках, импорта технологий и капитала.

    Второй  вызов - ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста.

    В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении и других сферах.

    Для России наличие научно-исследовательского потенциала и высокотехнологичных производств создает условия для:

  • обеспечения технологического лидерства по ряду важнейших направлений;
  • формирования комплекса высокотехнологичных отраслей и расширения позиций на мировых рынках наукоемкой продукции;
  • увеличения стратегического присутствия России на рынках высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг;
  • модернизации традиционных отраслей экономики, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств.

    Третий  вызов - возрастание роли человеческого  капитала как основного фактора экономического развития.

    Уровень конкурентоспособности современной  инновационной экономики в значительной степени определяется качеством  профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения. Для России ответ на  этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые характеризуются:

  • сокращением численности населения и уровня занятости в экономике;
  • растущей конкуренцией с европейскими и азиатскими рынками в отношении квалифицированных кадров;
  • низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования.

    Четвертый вызов - исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске  товаров для внутреннего потребления  за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов - рабочей силы, топлива, электроэнергии.17

    Обозначились  новые внутренние ограничения роста, обусловленные недостаточным развитием  транспортной и энергетической инфраструктуры и дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров. При сохранении сложившихся тенденций действие данного фактора может привести к резкому замедлению темпов экономического роста.

    Стратегической  целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В  
2015 - 2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности).

    Достижение  этой цели означает формирование качественно  нового образа будущей России к концу следующего десятилетия, путем установления семи целевых ориентиров.

  1. Высокие стандарты благосостояния человека.

    Уровень доходов и качество жизни россиян  к 2020 году достигнет показателей, характерных  для развитых экономик. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности.

    Обобщающий  показатель уровня жизни - валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности - увеличится с 13,9 тыс. долларов США в 2007 году (42 % от среднего уровня государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития) до более чем 30 тыс. долларов США в 2020 году (70 %).

    Охват высшим и средним профессиональным образованием населения составит 60 - 70 % (2007 год - около 50 %), средний уровень обеспеченности жильем достигнет к 2020 году около 30 кв. м на человека (или около 100 кв. м на среднестатистическую семью).

    Доля  населения, проживающего в местах с  неблагоприятной экологической  обстановкой, снизится с 43 % в 2007 году до 14 процентов в 2020 году.

    Уровень смертности от насильственных причин снизится примерно вдвое.

  1. Социальное благополучие и согласие.

    В России сформируется общество, основанное на доверии и ответственности, включая  доверие населения к государственным  и частным экономическим институтам. Значительно снизится социальная поляризация. Это будет достигнуто за счет обеспечения  равных возможностей для социальной мобильности талантливых представителей всех слоев общества, реализации социальной политики по поддержке уязвимых слоев населения и проведения политики, направленной на интеграцию мигрантов. Доля среднего класса составит более половины населения, при этом значительную часть среднего класса образуют люди, занятые созданием новой экономики знаний, технологий и обеспечением развития самого человека.

  1. Экономика лидерства и инноваций.

    Российская  экономика не только останется мировым  лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создаст конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. К 2020 году Россия может занять значимое место (5 - 10 %) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5 - 7 и более секторах. Будут сформированы условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний.

  1. Сбалансированное пространственное развитие.

    Сформируются  новые территориальные центры роста, как в районах освоения новых сырьевых ресурсов, так и в традиционных регионах концентрации инновационного, промышленного и аграрного потенциала России, снизятся масштабы регионального неравенства. Будет создана разветвленная транспортная сеть, обеспечивающая высокий уровень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения.

  1. Экономика, конкурентоспособная на мировом уровне.

    Россия  укрепит свое лидерство в интеграционных процессах на евразийском пространстве, постепенно становясь одним из глобальных центров мирохозяйственных связей (в том числе в качестве международного финансового центра) и поддерживая сбалансированные многовекторные экономические отношения с европейскими, азиатскими, американскими и африканскими экономическими партнерами.

  1. Институты экономической свободы и справедливости.

    Будет обеспечена гарантированная реализация конституционных прав граждан, включая  развитую систему демократических  институтов и создание эффективных  механизмов правоприменения. Политика государства будет ориентирована на расширение свободы предпринимательства, обеспечение эффективности системы государственного управления, поддержание социальной справедливости.

  1. Безопасность граждан и общества.

    Будет обеспечено поддержание высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая экономическую и продовольственную безопасность, безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что создаст благоприятные условия для высвобождения инновационного потенциала населения и динамичного развития бизнеса. Будет достигнут высокий уровень боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации (соответствующий уровню ведущих в военном отношении стран), позволяющий эффективно осуществлять политику сдерживания, в том числе на основе экономического и социального развития военной организации государства.18

Информация о работе Финансовая политика РФ