Финансовая политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:25, реферат

Описание работы

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.
Финансовая политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций. Главным субъектом проводимой политики является государство. Оно проводит: разработку научно обоснованной концепции развития финансов; определяет основные направления их использования; разрабатывает меры, направленные на достижение поставленных целей.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы. 4
1.1 Сущность и задачи финансовой политики 4
1.2. Составные части финансовой политики. 6
1.3. Виды и условия эффективности финансовой политики. 7
Глава 2. Характеристика и анализ финансовой политики России. 9
2.1. Налоговая политика России. 10
2.2. Бюджетная политика России. 12
2.3 Денежно-кредитная политика России. 13
2.4. Таможенная политика РФ. 17
2.5. Инвестиционная политика РФ. 18
Заключение. 23
Список используемой литературы: 24

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 564.50 Кб (Скачать)

Из таблицы  2 следует, что объем предоставленных внутренних кредитов в период с 2008 по 2009 годы уменьшился на 7%, объем предоставленных кредитов овернайт уменьшился на 0,06%, объем предоставленных ломбардных кредитов увеличился на 0,03%, объем предоставленных других кредитов увеличилась на 12%.

С начала 2010 г. в российской экономике наблюдалось восстановление производства после спада в 2009 году.

В условиях низкого потребительского спроса, укрепления рубля во II квартале 2010 г. продолжилось замедление инфляции, наблюдаемое со II квартала 2009 года. По оценкам, в целом за год инфляция будет ниже целевого уровня, установленного основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики для 2010 года.

2.4. Таможенная политика  РФ.

Таможенная политика - Часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров.

Таможня РФ входит в  единую систему таможенных органов  РФ и осуществляет свою деятельность под общим руководством ГТК России и непосредственным руководством РТУ РФ, которому она подчинена. Решением ГТК отдельные таможни могут быть подчинены непосредственно ГТК России.С точки зрения местонахождения региона деятельности, таможни РФ подразделяются на пограничные и внутренние. Пограничные таможни РФ располагаются на таможенной границе, как правило, совпадающей с государственной границей, и связаны с крупными транспортными узлами (порты, аэропорты, приграничные железнодорожные станции). Примером пограничных таможен могут служить Балтийская, Благовещенская, Уссурийская и др. примером внутренних таможен являются: Брянская, Нижегородская, Ростовская и др. Правовой статус таможни РФ определяется Общим положением о таможне РФ, утверждённым приказом ГТК России от 10 января 1996 г. №12 . Специальными нормативными актами ГТК России может определять деятельность специализированных таможен РФ. Специализированные таможни РФ выполняют специальные таможенные операции либо осуществляют таможенный контроль за перемещением через таможенную границу отдельных специфических грузов. Приме Энергетическая таможня РФ в Москве.

В функции таможенных органов РФ входит:

1.Непосредственное  осуществление таможенного дела;

2.Осуществление мер  по реализации таможенной политики;

3.Реализация в  пределах своей компетенции мер,  направленных на обеспечение  единства таможенной территории РФ, в части относящейся к таможенному делу;

4.Обеспечение защиты  экономических интересов РФ;

5.Применение средств  таможенного регулирования экономической  деятельности;

6.Обеспечение соблюдения  и единообразного применения  таможенного законодательства и других правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы;

7.Осуществление таможенного  оформления и таможенного контроля; применение таможенно-тарифного  механизма и налогового механизма  в части налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ; взимание таможенных платежей и осуществления валютного контроля;

8.Осуществление борьбы  с контрабандой и иными преступлениями  в сфере таможенного дела, с нарушениями таможенных правил.

9.Кадровое, финансовое, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение своей деятельности. Таможня РФ в соответствии с возложенными на неё задачами выполняет многообразные функции. В общем положении перечислено 65 её основных функций.

Организационная структура  ГТК России. Задачи и функции, т.е. основные направления деятельности таможенных органов, определяют внутреннюю структуру ГТК России. Организационная структура ГТК России состоит из следующих элементов: руководство ГТК России, аппарат ГТК России, состоящий из управлений и отделов. Среди структурных элементов ведущая роль принадлежит руководству, в состав которого входят: председатель, его заместители, коллегия ГТК России.

2.5. Инвестиционная политика  РФ.

На современном  этапе развития российской экономики  многие экономисты ставят вопросы о продуманной экономической политике государства.

Правильная  экономическая политика государства  является залогом успешного развития страны в целом, немаловажной её составляющей является и инвестиционная политика. Государство здесь выступает во многих ролях: кредитора, гаранта, законодателя, регулятора и многих других. 

Основными задачами инвестиционной политики являются:

• формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора,

• привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий,

• также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.

Инвестиции  в России происходят за счет внутреннего и внешнего притока средств. На уровень внутреннего притока оказывают влияние коммерческая прибыль, амортизационные отчисления, бюджетное финансирование, банковские кредиты и собственные средства населения. На уровень внешнего притока существенное влияние оказывают иностранные инвестиции в России.

Общие инвестиции в России в 2009 году показали явную тенденцию к снижению. На снижение уровня инвестиций оказало  значительное воздействие последствия  финансового кризиса, а также внешнеполитическое положение России: конфликт между Грузией и Южной Осетией. Среди внутренних факторов, которые привели к снижению роста инвестиционного притока, наиболее существенными оказались увеличенные процентные ставки по кредитам и отрицательная динамика экспорта – импорта продукции обрабатывающих отраслей. Например, доля общего объема экспорта продукции машиностроения снизилась до 4,7%, в то время как в 2008г она составляла 5,1%. А доля импорта машиностроительной продукции в общем объеме увеличилась до 52,8%, что выше предыдущего года на 4,6%.

Снижение  темпов и объемов производства и  увеличение импорта наблюдается  также в других отраслях. Повсеместная отрицательная динамика, прежде всего, связана с низким технологическим  уровнем производства и конкурентоспособности. Происходит инфляция издержек, снижается процентная кредитная ставка, а также катастрофически не хватает ресурсов для проведения модернизации производства и, как следствия, снижения его эффективности.

Планы правительства России по развитию инвестиционной деятельности во многом были нарушены финансово-экономическим кризисом, и в начале 2009 г. падение промышленного производства продолжилось - на 16% в январе и на 13% в феврале по сравнению с соответствующими периодами предыдущего года. Сокращение кредитных ресурсов, сокращение глобального спроса, чрезвычайная неопределенность в мировой экономике и рост безработицы оказали отрицательное воздействие на рост инвестиций и потребления в России.

Рис. 7. Динамика инвестиций в основной капитал. 

Согласно данным Росстата (см. рис.7), рост совокупных инвестиций в основной капитал составил 9,8% в 2009 г. по сравнению с 21,1% в 2008 г. Большую тревогу вызывает снижение инвестиций в четвертом квартале 2008 года на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, что, в основном, было обусловлено усиливающимися проблемами с ликвидностью в банковском секторе и, как следствие, кредитным сжатием. В тоже время, рост потребления замедлился с 7.2% в четвертом квартале 2008 г. до 1.9% в третьем квартале 2009 г. в связи с ростом безработицы и негативным влиянием кризиса на доходы населения.

Темпы инвестиций в промышленность, в прошлом  году сохранились в области положительных значений (в том числе прирост инвестиций в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых составил 4,6%, в обрабатывающие производства - 7,8%, производство и распределении электроэнергии, газа и воды - 11,3%). Несмотря на экономический кризис, серьезные инвестиционные планы на ближайшие годы сохраняют энергетики. В феврале правительство РФ рассмотрело вопрос о проектах инвестиционных программ в области электроэнергетики на 2010 год и даже на период 2011 и 2012 годов.

Как отмечают аналитики, характерной особенностью предстоящего 15-летия должно стать  формирование «инвестиционного барьера» в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт) и нефтегазовом комплексе. Речь идет о всплеске поддерживающих инвестиций, обеспечивающих: устойчивое функционирование инфраструктурных отраслей в соответствии с перспективными потребностями экономики и компенсацию ухудшающихся условий добычи углеводородов и сохранение ее объемов, по меньшей мере, на достигнутом уровне. На рисунке 8 показан график динамики вложения инвестиций по отраслям экономики.

Расчеты показывают, что взятие «инвестиционного барьера» потребует поддержания высокого уровня инвестиционной активности. Минимально необходимые темпы роста инвестиций, обеспечивающие лишь отмеченные потребности инфраструктуры и нефтегазового комплекса, составляют в 2006-2015 гг. – 4-5% в год, в 2016-2020 гг. – более 3%. Это означает, что динамика общего объема инвестиций в экономику России не должна быть ниже 6-7% в год на протяжении всего прогнозного периода.

Рис. 8. Инфраструктурные инвестиции по отраслям. 

В электроэнергетике  при сохранении инерционного тренда высока вероятность появления дефицита генерирующих мощностей уже к концу текущего десятилетия.

Иностранные инвестиции поступают в Россию в  виде долгосрочных капиталовложений, осуществляемые зарубежными собственниками в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли экономики нашей страны. В настоящее время в России происходит увеличение притока иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребности российской экономики. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности.

Итоги 2008 года показывают, что иностранные  инвестиции по-прежнему сконцентрированы в промышленности и сфере торговли. В промышленности иностранные инвесторы в большей степени проявляли интерес к обрабатывающим отраслям. Кипр, Великобритания и Нидерланды – вот география самых значительных объемов инвестиций в РФ. Эти страны обеспечили почти половину всех иностранных вложений в российскую экономику в прошлом году.

Сравним с результатами в 2009 году. В экономику  России в первом полугодии 2009 года поступило 32,2 млрд долларов иностранных инвестиций, что на 30,9% меньше прошлогоднего  показателя. В первом квартале года в страну было инвестировано 12 млрд долларов (снижение на 30,3%), во втором - 20,2 млрд долларов (минус 31,2%), сообщает Росстат.

По состоянию  на конец сентября 2009г. накопленный  иностранный капитал в экономике России составил 262,4 млрд.долларов США, что на 4,4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 55,7% (на конец сентября 2008г. - 50,7%), доля прямых инвестиций составила 39,7% (46,9%), портфельных - 4,6% (2,4%).

Основными странами-инвесторами в январе-сентябре 2009г. стали Люксембург, Нидерланды, Германия, Китай, Кипр, Соединенное Королевство (Великобритания), Швейцария, Япония. На долю этих стран приходилось 75,1% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 73,0% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций. На рисунке 9 показано процентное соотношение объема накопленных иностранных инвестиций различных стран.

Рис. 9. Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России за 2009год 

Тем не менее, интерес все равно присутствует. В ожидании улучшения инвестиционного климата, потенциальные инвесторы приезжают на уже действующие предприятия. Реальных инвестиций не предлагают, но предлагают участие в проработке маркетинговой политики и реализации готовой продукции, если предприятия самостоятельно найдут инвестиции для создания нового или расширения уже существующего производства.

В январе-сентябре 2009г. в экономику России поступило 54,7 млрд.долларов США иностранных инвестиций, что на 27,8% меньше, чем в январе-сентябре 2008г. в I квартале 2009г. - 12,0 млрд.долларов США (на 30,3% меньше), во II квартале - 20,2 млрд.долларов США (на 31,2% меньше), в III квартале 2009г. - 22,5 млрд.долларов США (на 22,9% меньше).

Информация о работе Финансовая политика РФ