Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:46, реферат
Общая цель работы – изучить особенности проведения финансовой политики РБ на современном этапе. В ходе работы необходимо решить целый ряд задач: раскрыть сущность и содержание финансовой политики, показать этапы развития финансовой политики как особой сферы деятельности государства, охарактеризовать тенденции налоговой, бюджетной и денежно-кредитной политики, обозначить недостатки финансовой политики РБ, обобщить предложения по реформированию финансовой политики и определить пути ее совершенствования.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Финансовая политика как составная часть экономической политики государства………………………………………………………….……….…4
2. Содержание финансовой политики на современном этапе……………….11
3. Пути совершенствования финансовой политики Республики Беларусь…19
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………...28
Открытость экономики
Беларуси вызвала необходимость
либерализации цен в республике
в ответ на аналогичные процессы
в России, что привело к росту
темпов инфляции и потребительских
цен. Ситуация усугублялась проведением
мягкой денежно-кредитной политики.
Месячные темпы инфляции преодолели
50 % рубеж и инфляция стала носить
галопирующий характер. Одной из причин
длительной нестабильности в нашей
республике стало игнорирование
объективных закономерностей
В конце 1994 г. наметился переход
к жёсткой денежно-кредитной
Самостоятельная бюджетно-налоговая политика республики начала формироваться сразу же после распада СССР (1991г.). Значительно изменилась структура бюджета и функции, привязанные к потребностям нового времени, изменилось количество источников дохода республиканского бюджета, впервые был запланирован дефицит государственного бюджета в размере 11,4%. [7, с.10]
С 1992г. была введена новая налоговая система, изменения коснулись перечня объектов налогообложения и видов налогов. Были введены подоходный налог, НДС, экологический налог, налог на недвижимость и др. Наиболее значимым стал налог на добавленную стоимость (28%). В 1993г. его ставка была понижена да размера 25%, в 1994 - до 20%. Были созданы внебюджетный фонд регулирования розничных цен (3% от выручки), введён чистый налог на доходы от экспорта (10%). В 1994г. были уменьшены отчисления от ФЗП в фонд Чернобыля с 18 до 12%. [7, с.12]
С середины 1992 года в обращение был введен белорусский рубль. Официальное закрепление его в качестве единственного платежного средства произошло в 1994 году. Ввод в обращение национальной денежной единицы сопровождался дополнительными расходами. На первых этапах его роль в качестве платежного средства значительно приуменьшалась.
Молодая республика в условиях
дезинтеграции с другими
Второй этап, период стабилизации, начался в 1996 году. Несмотря на значительное снижение темпов инфляции, которое имело место в 1995 году, ситуацию в республике нельзя было назвать стабильной. На всплеск инфляции в 1998 году повлияли 2 основные фактора: рост денежной массы (внутренний фактор) и девальвация российского рубля (внешний фактор). Рост денежной массы был вызван главным образом кредитной эмиссией: рост чистого рублёвого кредита был запланирован в размере 11,6 трлн. руб., фактически достиг 19,2 трлн. руб. Как результат, рублёвая денежная масса выросла в 2,3 раза. В 1998г. уровень инфляции превысил значение, обеспечивающие финансовую стабильность: ИПЦ составил 281,7%, или 9,0% в среднем за месяц. [7, с.9]
Что касается проведения бюджетно-налоговой политики, то в период с 1996 по 2000гг. наблюдался процесс усиления налогового давления на экономику при постепенном сокращении количества льгот. В результате этого доходы по отношению к ВВП государства увеличились с 47,2 до 48,8%. [7, с. 13]
Наибольший удельный вес
в структуре доходов занимали
косвенные налоги (НДС, акцизы, отчисления
в дорожный фонд), налог на прибыль,
подоходный налог, отчисления в ФСЗН
и др. Характерным для данного
периода было последовательное повышение
доли местных налогов в
В 1997- 1999 гг. НБ РБ проводил экспансионистскую
денежно-кредитную политику, обусловленную
чрезмерным кредитованием государственных
программ (жилищное строительство, развитие
отраслей АПК). Это привело к новому
витку инфляции, вызвало деформации
на внутреннем валютном рынке, проявившиеся
в отрицательных значениях
2000г. характеризуется
некоторой активизацией
Ученые в качестве основных
недостатков финансовой политики предшествующих
лет называют: неспособность финансовой
политики быстро реагировать на изменяющиеся
условия развития государства; отсутствие
стратегических разработок; проведение
частичных тактических
О проведении неэффективной
финансовой политики в предыдущие годы
свидетельствуют такие
Согласно основным нормативным
документам перед бюджетно-налоговой
политикой в период 2006 – 2010 гг. стоят
цели обеспечения устойчивого
Бюджетная политика в 2006-2010 гг. направлена на инвестирование бюджетных средств в развитие экономики и социальной сферы. Наблюдается общая тенденция роста доходов и расходов. Большое значение имеет работа по увеличению государственных доходов и изысканию дополнительных источников финансирования государственных расходов.
По результатам первого полугодия 2008 года уровень выполнения плана доходов оказался на 5,6 процентных пункта выше, чем за аналогичный период прошлого года. За этот период в республиканский бюджет поступило 6016,4 млрд. руб. доходов (без учета средств ФСЗН), или 101,7% к плану первого полугодия и 51,1% годового плана. [10, с.2] Но существует парадокс, который проявляется в том, что в цифрах жизнь улучшается, а действительность этого не демонстрирует.[11, с.3]
Одной из главных экономических задач современного этапа является поиск резервов увеличения доходной части бюджета за счет привлечения дополнительных неналоговых доходов, так как традиционные налоговые источники нельзя увеличивать бесконечно. Такими источниками в 2008 году стали: часть прибыли НБ РБ; доходы за пользование банками средств республиканского бюджета; доходы по бюджетным займам; доходы на доли акций, находящихся в республиканской собственности; часть прибыли республиканских унитарных предприятий; доходы от конфискованного имущества; доходы СЭЗ. [12, с.3]
Большое значение имеет повышение эффективности государственных расходов и сокращение уровня расходов по отношению к ВВП. Расходы на оборону у нас запланированы на уровне Японии и Швейцарии -- 1,0--1,1% ВВП, но мы пока мало похожи на эти страны, причем не только внешне. Тем более, бюджетные деньги идут просто на содержание армии, питание, но не на покупку вооружений и соответствующей современной техники.
Существенным источником экономии бюджетных средств называется сокращение расходов на государственное управление. Оптимизация структуры государственных расходов также призвана повысить эффективность использования бюджетных средств. Предполагается формирование специальной формы поддержки инвестиционных программ и проектов.
В бюджете на 2008 год сохраняется социальная направленность расходов бюджета. Доля расходов на образование составляет 20,5%, на здравоохранение и социальную политику соответственно 14,8 и 7,6%. Практически не изменился удельный вес расходов на культуру и искусство, кинематографию, на СМИ, физическую культуру и спорт. [13, с.23]
Если сравнивать с серединой 90-х годов, то удельный вес расходов на образование в ВВП увеличился с 5 до 7%, а расходы на пенсионное обеспечение в ВВП составляли 5,8% при сегодняшнем уровне в 8%. Уровень расходов на здравоохранение достиг почти 5%. [14, с. 1]
В области социальной политики
намечен ряд приоритетов, на реализацию
которых придется задействовать
средства республиканского бюджета. Это
ограничение роста тарифов на
жилищно-коммунальные услуги до 4-5 долларов
в год; рост заработной платы работников
бюджетной сферы; рост пенсий; рост
стипендий; удешевление питания
школьников; поддержка детей-сирот,
для которых в целях развития
семейных форм устройства детей выплаты
семьям, взявшим их на воспитание, увеличены
на 20%. Большое значение в условиях
сложной демографической
Бюджетная политика также направлена на сокращение бюджетного дефицита. Его уровень в текущем году запланирован в размере 910 млрд. руб., или 1,5% к ВВП. Источниками покрытия дефицита будут выступать на 386,3 млрд. BYR выпуск ценных бумаг и реализация государственного имущества, а на остальные 527,7 млрд. BYR – внешние источники. [15, с.6]
Основной причиной возникновения дефицита государственного бюджета становится недостаточность объема финансовых ресурсов для покрытия многочисленных расходов. Особенностью финансового планирования РБ является приоритет в определении расходов. Это означает определение сначала размера необходимых финансовых расходов по предметно-целевому назначению, а затем изыскание финансовых ресурсов, способных их обеспечить
В бюджетной политике нашего
государства реализуется
Актуальной остается проблема по снижению задолженности перед бюджетом, а также весь комплекс мер по ее принудительному взысканию. Самое пристальное внимание работники налоговых органов обращают на выявление теневых оборотов и незарегистрированной предпринимательской деятельности, а также на улучшение качества исковой работы.
Основной целью ДКП
РБ в течение ряда является защита
и обеспечение устойчивости национальной
валюты. Это осуществляется посредством
поддержания плавной и
Финансовая политика на современном этапе прошла длительный и тернистый путь развития. С момента приобретения Республикой Беларусь суверенитета пришлось формировать собственную бюджетную, налоговую денежно-кредитную систему. Это было сопряжено с определенными трудностями, проявившимися в высоких темпах инфляции, наличии бюджетного дефицита, в росте внешнего государственного долга, падении темпов производства и снижении уровня жизни. Причины возникших трудностей были многообразны. Одной из них специалисты называют игнорирование объективных закономерностей экономического развития республики. За последние годы в области финансовой политики произошли серьезные изменения. Тем не менее, проблема совершенствования финансовой политики с целью наиболее полного удовлетворения существующих потребностей государства по-прежнему стоит очень остро.
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
Информация о работе Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе развития экономики