Финансовая политика и ее эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Финансовая политика - это целенаправленная деятельность государства по использованию финансовой системы или совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Работа содержит 1 файл

Курсрвая работа.doc

— 1.54 Мб (Скачать)

1 Теоритические основы государственной финансовой политики

1.1 Сущность финансовой  политики

 

     Финансовая  политика - это целенаправленная деятельность государства по использованию финансовой системы или совокупность государственных  мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Воздействие финансовой политики на экономику и  социальное развитие общества требует, чтобы финансовая политика осуществлялась на основе научно обоснованной теории. Опыт экономического развития показал, что отрыв финансовой политики от Главная задача финансовой политики экономики сдерживает реализацию тех задач, которые требуется решать для развития общества. [Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д., Финансовое право: Учебное пособие. 2005г.]

     Научный подход предполагает:

1. Соответствие  финансовой политики объективно  закономерному развитию производства, поэтому важное значение имеет  наличие достоверной информации.

Такая информация должна нести сведения о  процессах происходящих в экономике, в социальной сфере и отражать результаты проводимых мероприятий. Информация составляет базу для выработки эффективной финансовой политики. Необходимость соблюдения принципов обратной связи - основа правильности финансовой политики.

Общее направление финансовой политики должно ориентироваться на повышение экономической  эффективности и иметь своей  целью рост объема и эффективности  использования финансовых ресурсов. Рост показателя финансоотдачи свидетельствует  о действенности финансовой политики. При выработке финансовой политики учитывают условия и мероприятия, которые проводились с учетом специфики каждого конкретного этапа развития экономики страны. Если не учитывать финансовые ресурсы, то это приведет к бюджетному дефициту. При разработке финансовой политики необходимо учитывать опыт и использовать условия конкретные для данной ситуации, поскольку копирование чужого опыта не дает действенных результатов в каждой конкретной ситуации.

2. Решения  должны приниматься на основе  расчета и четкого предвидения последствий проводимых мероприятий.

3. Важным  требованием является соблюдение  комплексного подхода к проведению  и выработке финансовой политики. Координация должна быть направлена  на решение основных задач.  Важно учитывать ценовую, заработную и кредитную политику. Если нет согласованности, то нельзя достигнуть и положительных результатов. Финансовая политика, являясь составной частью экономической политики, имеет специфические для нее способы и методы решения поставленных задач. Могут использоваться разные пути достижения результатов: прогнозирование и изучение результатов мероприятий. [Карасева М.В., Финансовое право. Общая часть: Учебник. – М.: Юристъ, 2007.]

     Содержание  финансовой политики определяется её основными звеньями:

1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов. На основании изучения требований экономических законов, анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения формируются финансы, то есть создается концепция развития финансов на определенное время;

2. Определение  основных направлений использования  финансов на перспективу и  текущий период: определяют путем  достижения поставленных целей,  учитывают международные факторы,  предполагают возможности роста финансовых ресурсов;

3. Осуществление  практических действий, направленных  на достижение поставленных целей. [Булатова А.С. Экономика. Учебник. М.: Бек.2006.]

     В зависимости от длительности периода  и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

     Финансовая  стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу  и предусматривающий решение  крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В этот период прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы ограничения финансовых отношений (налоговая политика), решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях экономики, которые разработаны и приняты экономической политикой. Следовательно, финансовая политика, как составная часть экономической политики, решает задачи изыскания, концентрации и аккумуляции финансовых ресурсов и их распределения по направления развития, которые вырабатываются экономической политикой.

     Финансовая  тактика - направлена на решение задач  конкретного этапа развития общества, путем своевременного изменения  способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна быть более гибкой, так как она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. [Живалов В.Н. Финансовая система России, Экономика, 2005г.]

     Результативность  финансовой политики тем выше, чем  больше она учитывает потребности  общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно - исторические условия и особенности жизни.

     Финансовое  положение страны характеризуется  рядом показателей:

- валовой  национальный продукт (ВВП) или  национальный доход (НД) - главные  источники финансовых ресурсов;

- объем  инвестирования;

- темпы  обновления основных фондов;

- рост  производительности труда;

- жизненный  уровень населения;

- дефицит  государственного бюджета (должен  быть не более 3%).

     Финансовые  стимулы - это экономические рычаги, действие которых связано с материальными интересами субъектов хозяйствования.

     Группы  финансовых стимулов:

1. Финансовые  стимулы, которые позволяют обеспечить  выбор наиболее эффективных направлений  инвестирования ресурсов в общественное  производство. В этой связи важно  правильно разработать целевые программы и обеспечить их достаточными ресурсами (с помощью бюджета).

При выборе основных направлений инвестирования средств большое внимание уделяется  показателям финансоёмкость и финансоотдача. Они являются критериями для выработки  целевых программ.

Финансоёмкость - какое количество финансовых ресурсов требуется на выполнение той или  иной программы.

Финансоотдача - количество прибыли получаемой на вложенные ресурсы. Основной задачей  является снижение финансоемкости и  повышение финансоотдачи в общественном производстве. При этом необходимо помнить, что важным резервом роста финансовых ресурсов выступает улучшенная воспроизводственная структура финансовых ресурсов стоимости общественного продукта.

Так как  основным источником финансовых ресурсов является добавочный капитал (прибыль), то чем выше доля прибыли в стоимости общественного продукта, тем выше резервы роста финансовых ресурсов.

2. Использование  специальных поощрительных фондов.

3. Финансовые  стимулы, связанные с бюджетными  методами интенсификации производства.

Проводя активную финансовую политику, государство  может использовать бюджетные доходы и расходы для стимулирования производства.

Чтобы бюджетные доходы превратились в  бюджетные стимулы, нужно, чтобы  каждый вид платежа выполнял не только фискальную, но и стимулирующую функцию.

4. Специальные  финансовые льготы и санкции.

Для реализации финансовой политики и успешного  проведения её в жизнь используется финансовый механизм, который представляет собой совокупность способов организации  отношений, изменяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. [Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д., Финансовое право: Учебное пособие. 2005г.]

     Государство на основе объективных законов определяет формы и методы распределения стоимости валового национального продукта национального дохода. Государство определяет налоги, принципы к направления использования финансовых ресурсов, амортизационную политику. Государство осуществляет планирование и прогнозирование, нормативно оформляя способы организации финансовых отношений. При этом важное значение имеет контроль. [Шевлоков В.З. Финансовый контроль как функция финансового управления. // Финансы. – М., 2005г.]

 
 
 
 
 
 

Табл. 1.1 «Эффективность управления финансами»

1.2 Механизмы финансовой политики

 

     Финансовые  механизмы делится на:

- финансовый  механизм организаций;

- страховой  механизм;

 - механизм функционирования государственных органов;

 - кредитную политику.

Государство устанавливает способы организации  финансовых отношений и фиксирует эти способы в нормативных актах и финансовым правом. Финансовый механизм и финансовая политика тесно связаны с финансовым правом. Наличие юридических норм позволяет установить единые требования во всей финансовой системе. Финансовое право является инструментом формирования и проведения финансовой политики и оказывает влияние на экономическую политику. [Карасева М.В., Финансовое право. Общая часть: Учебник. – М.: Юристъ, 2007.]

     В процессе работы государство решает противоречивые задачи, следовательно финансовая политика должна быть балансирующей. Основными направлениями финансовой политики в современных условиях являются:

1. проведение  мероприятий по переводу предприятий  па рыночные отношения;

2. преодоление  кризисного состояния финансов и оздоровление денежно- кредитной системы;

3. комплекс  мер по социальной защите населения.

     В условиях перехода к рыночной экономике  основными направлениями финансовой политики являются:

- разумная  приватизация государственного  сектора;

- дальнейшее  развитие антимонопольной политики;

- совершенствование  действующей налоговой системы;

- финансовое  обеспечение конверсии;

- развитие  финансового рынка;

- ликвидация  бюджетного дефицита;

- сокращение  внутреннего и внешнего долга.

Структура финансового механизма отражает финансовую систему с позиции группировки финансовых отношений и состоит из 5 взаимосвязанных блоков. [Финансы. Учебник для вузов. Под редакцией Дробозиной Л.А.,  «Финансы», М.: 2005.]

№ блока Название блока Содержание блока
1. Финансовые  методы - способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс - планирование 

- прогнозирование 

- самофинансирование 

- инвестиционную  программу

- кредитование 

- выпуск  ценных бумаг 

- налогообложение 

2. Правовое обеспечение - правовые акты;

- законы;

- указы;

- постановления  Правительства;

- приказы,  распоряжения, письма Минфина и  т.п. 

3. Финансовые  рычаги - прибыль

- доход

- амортизационные  отчисления

- финансовые  санкции

4. Нормативное обеспечение - инструкции

- методические  указания

5. Информационное обеспечение - компьютерные  программы

- бухгалтерская  отчетность

- статистическая  отчетность

Информация о работе Финансовая политика и ее эффективность