Финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 19:20, реферат

Описание работы

Целью реферата является изучение особенностей финансовой политики государства.

В рамках цели реферата, сформулируем задачи исследования в реферате:

базой для раскрытия темы реферата является необходимость изучить понятие финансовой политики; изучить цели и задачи финансовой политики государства;

рассмотреть значение законодательных и исполнительных органов власти в сфере финансовой политики государства

Работа содержит 1 файл

Финансы.doc

— 59.00 Кб (Скачать)
 

Введение

    Актуальность  темы реферата. Финансовая политика государства  является базой, на которой строится вся система управления финансами  в стране. Я считаю тему реферата очень актуальной в настоящее  время, так как в любом обществе государство использует финансы для осуществления стоящих перед ним задач.

    Поэтому в своем реферате я постараюсь раскрыть какую важную роль в реализации поставленных задач играет финансовая политика. Для раскрытия темы реферата, рассмотрим понятие финансовой политики государства, ее цели, а также элементы, являющиеся частью финансовой политики государства.

    Целью реферата является изучение особенностей финансовой политики государства.

    В рамках цели реферата, сформулируем задачи исследования в реферате:

базой для раскрытия темы реферата является необходимость изучить понятие финансовой политики; изучить цели и задачи финансовой политики государства;

рассмотреть значение законодательных и исполнительных органов власти в сфере финансовой политики государства 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Финансовая  политика государства: понятие и содержание

    Финансовая  политика государства представляет собой совокупность мероприятий  по использованию финансовых отношений  для выполнения государственных  функций.

    Финансовая  политика государства является составной  частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

    В то же время финансовая политика государства  выступает относительно самостоятельной  сферой деятельности государства. Она  имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.

    Выделяют  следующие основные составляющие финансовой политики государства:

денежно-кредитная  политика;

налоговая политика;

бюджетная политика;

политика  в области международных финансов.

    Содержание  финансовой политики государства включает в себя широкий комплекс мероприятий:

разработку  общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;

создание  адекватного финансового механизма;

управление  финансовой деятельностью государства  и других субъектов экономики.

    Основу  финансовой политики государства составляет выбор стратегических направлений, которые определяют долгосрочную и  среднесрочную перспективу использования  финансов. Одновременно государство  осуществляет выбор текущих, тактических  целей своей финансовой политики, направленной на адаптацию к изменяющимся условиям воспроизводства в коротком периоде. При этом текущие цели находятся под непосредственным влиянием целей стратегических.

    Важной  составной часть финансовой политики государства является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов.

Финансовый  механизм представляет собой систему  установленных государством форм, видов  и методов организации финансовых отношений.

    К элементам финансового механизма  относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных  норм и нормативов, которые используются при определении доходов и  расходов государства, организации  и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

    Финансовый  механизм – это наиболее динамичная часть финансовой политики государства. Его изменения происходят в связи  с решением различных тактических  задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране. Одно и тоже финансовое отношение в стране может быть организовано по-разному. По-разному может использоваться один и тот же инструмент финансового регулирования. 

1.2. Цели и задачи финансовой политики государства

    Основной  целью финансовой политики государства  является управление финансами на уровне страны. Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в стратегической и текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

    Цели  и содержание финансовой политики государства  определяют ее основные задачи:

обеспечение условий для формирования максимально  возможных финансовых ресурсов;

рациональное  распределение и использование  финансовых ресурсов;

организация регулирования и стимулирования финансовыми методами экономических  и социальных процессов в стране;

выработка финансового механизма и его  развитие в соответствии с изменяющимися социально-экономическими целями.

    Оценка  результатов финансовой политики государства  основывается на ее соответствии интересам  общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых  результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

    Результативность  финансовой политики во многом зависит  от качественной разработки механизма  согласования и реализации интересов  различных слоев общества и имеющихся  у государства объективных возможностей использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Институты законодательной власти и их функции в сфере финансовой политики государства в РФ

    Управление  финансами в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные  органы власти – это Федеральное собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Ими рассматриваются и утверждаются федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

    Основным  органом государственного финансового  контроля со стороны законодательной  власти выступает Счетная палата Российской Федерации. Она образована Федеральным Собранием и подотчетна только ему.

    Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и другие функции.

    Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на государственные органы и учреждения в Российской Федерации, федеральные внебюджетные фонды. Деятельность органов местного самоуправления, предприятий (том числе некоммерческих и общественных), финансово-кредитных организаций, их объединений контролируется Счетной палатой только, если вышеперечисленные органы и учреждения получают средства из федерального бюджета, используют федеральную собственность или управляют ею, а также в случае предоставления им налоговых, таможенных и других льгот и преимуществ.

    Наряду  со Счетной палатой РФ созданы  аналогичные по выполняемым функциям контрольно-счетные органы в субъектах федерации. Их деятельность регламентируется законодательством субъектов РФ.

    Еще одним органом, реализующим финансовую политику государства и подотчетным  законодательной власти (Государственной Думе), является Центральный банк Российской Федерации. Банк России совместно с правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение и утверждение Государственной Думе основные направления денежно-кредитной политики. Он также обслуживает счета бюджетов и реализует функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.

    Особую, ведущую роль в реализации финансовой политики государства играет Министерство финансов Российской Федерации и  его органы на местах. Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, политики в стране и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.

    К основным задачам Минфина в сфере  финансовой политики государства относятся:

-совершенствование бюджетной системы и развитие бюджетного федерализма;

-разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;

-концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально--экономического развития;

-осуществление государственного финансового контроля;

-разработка программ государственных заимствований и управление государственным внутренним и внешним долгом;

-обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также аудитом.

    Министерство  финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие  функции:

-подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

-участвует в разработке и осуществлении мер по финасовому оздоровлению и структурной перестройке экономике, поддержки отечественных производителей товаров и исполнителей работ и услуг;

-участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

-разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ, исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

-участвует в разработке мер и осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;

-контролирует рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

-осуществляет по поручению правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;

-регистрирует выпуск ценных бумаг в пределах своих полномочий;

-осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством.

    В настоящее время в центральном  аппарате Министерства функционируют  следующие подразделения: департамент  бюджетной политики, департамент  отраслевого финансирования, департамент межбюджетных отношений, департамент управления государственным внутренним долгом, департамент управления внешним государственным долгом, департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов и др.

    Важным  подразделением Министерства финансов выступает Главное управление Федерального Казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета. В РФ функционирует единая централизованная система органов федерального казначейства, включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненные ему территориальные органы федерального казначейства по субъектам РФ, городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах.  
 
 
 
 

3. Функции исполнительных органов власти в сфере финансовой политики государства

    Важным  элементом финансовой политики государства  и финансовой системы страны являются органы, обеспечивающие проведение налоговой  политики в стране. К таким органам  относятся налоговые органы, таможенные органы, федеральные органы налоговой полиции, а также органы, контролирующие уплату государственной пошлины и других сборов.

    В систему налоговых органов входят Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам (МНС России) и его территориальные органы по субъектам РФ и муниципальным  образованиям – налоговые инспекции.

Информация о работе Финансовая политика государства