Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 19:20, реферат
Целью реферата является изучение особенностей финансовой политики государства.
В рамках цели реферата, сформулируем задачи исследования в реферате:
базой для раскрытия темы реферата является необходимость изучить понятие финансовой политики; изучить цели и задачи финансовой политики государства;
рассмотреть значение законодательных и исполнительных органов власти в сфере финансовой политики государства
Введение
Актуальность темы реферата. Финансовая политика государства является базой, на которой строится вся система управления финансами в стране. Я считаю тему реферата очень актуальной в настоящее время, так как в любом обществе государство использует финансы для осуществления стоящих перед ним задач.
Поэтому в своем реферате я постараюсь раскрыть какую важную роль в реализации поставленных задач играет финансовая политика. Для раскрытия темы реферата, рассмотрим понятие финансовой политики государства, ее цели, а также элементы, являющиеся частью финансовой политики государства.
Целью реферата является изучение особенностей финансовой политики государства.
В рамках цели реферата, сформулируем задачи исследования в реферате:
базой для раскрытия темы реферата является необходимость изучить понятие финансовой политики; изучить цели и задачи финансовой политики государства;
рассмотреть
значение законодательных и
Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций.
Финансовая политика государства является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
В то же время финансовая политика государства выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.
Выделяют следующие основные составляющие финансовой политики государства:
денежно-кредитная политика;
налоговая политика;
бюджетная политика;
политика
в области международных
Содержание финансовой политики государства включает в себя широкий комплекс мероприятий:
разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;
создание
адекватного финансового
управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Основу
финансовой политики государства составляет
выбор стратегических направлений,
которые определяют долгосрочную и
среднесрочную перспективу
Важной составной часть финансовой политики государства является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов.
Финансовый
механизм представляет собой систему
установленных государством форм, видов
и методов организации
К
элементам финансового
Финансовый
механизм – это наиболее динамичная
часть финансовой политики государства.
Его изменения происходят в связи
с решением различных тактических
задач, и поэтому финансовый механизм
чутко реагирует на все особенности
социальной и экономической ситуации
в стране. Одно и тоже финансовое отношение
в стране может быть организовано по-разному.
По-разному может использоваться один
и тот же инструмент финансового регулирования.
1.2. Цели и задачи финансовой политики государства
Основной целью финансовой политики государства является управление финансами на уровне страны. Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в стратегической и текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.
Цели и содержание финансовой политики государства определяют ее основные задачи:
обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;
организация регулирования и стимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов в стране;
выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися социально-экономическими целями.
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.
Результативность
финансовой политики во многом зависит
от качественной разработки механизма
согласования и реализации интересов
различных слоев общества и имеющихся
у государства объективных
2. Институты законодательной власти и их функции в сфере финансовой политики государства в РФ
Управление финансами в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные органы власти – это Федеральное собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Ими рассматриваются и утверждаются федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.
Основным органом государственного финансового контроля со стороны законодательной власти выступает Счетная палата Российской Федерации. Она образована Федеральным Собранием и подотчетна только ему.
Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и другие функции.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на государственные органы и учреждения в Российской Федерации, федеральные внебюджетные фонды. Деятельность органов местного самоуправления, предприятий (том числе некоммерческих и общественных), финансово-кредитных организаций, их объединений контролируется Счетной палатой только, если вышеперечисленные органы и учреждения получают средства из федерального бюджета, используют федеральную собственность или управляют ею, а также в случае предоставления им налоговых, таможенных и других льгот и преимуществ.
Наряду со Счетной палатой РФ созданы аналогичные по выполняемым функциям контрольно-счетные органы в субъектах федерации. Их деятельность регламентируется законодательством субъектов РФ.
Еще одним органом, реализующим финансовую политику государства и подотчетным законодательной власти (Государственной Думе), является Центральный банк Российской Федерации. Банк России совместно с правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение и утверждение Государственной Думе основные направления денежно-кредитной политики. Он также обслуживает счета бюджетов и реализует функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.
Особую, ведущую роль в реализации финансовой политики государства играет Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах. Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, политики в стране и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.
К основным задачам Минфина в сфере финансовой политики государства относятся:
-совершенствование бюджетной системы и развитие бюджетного федерализма;
-разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;
-концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально--экономического развития;
-осуществление государственного финансового контроля;
-разработка программ государственных заимствований и управление государственным внутренним и внешним долгом;
-обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также аудитом.
Министерство финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
-подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;
-участвует в разработке и осуществлении мер по финасовому оздоровлению и структурной перестройке экономике, поддержки отечественных производителей товаров и исполнителей работ и услуг;
-участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;
-разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ, исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
-участвует в разработке мер и осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;
-контролирует рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
-осуществляет по поручению правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;
-регистрирует выпуск ценных бумаг в пределах своих полномочий;
-осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством.
В настоящее время в центральном аппарате Министерства функционируют следующие подразделения: департамент бюджетной политики, департамент отраслевого финансирования, департамент межбюджетных отношений, департамент управления государственным внутренним долгом, департамент управления внешним государственным долгом, департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов и др.
Важным
подразделением Министерства финансов
выступает Главное управление Федерального
Казначейства, отвечающее за кассовое
исполнение бюджета. В РФ функционирует
единая централизованная система органов
федерального казначейства, включающая
Главное управление федерального казначейства
Министерства финансов РФ и подчиненные
ему территориальные органы федерального
казначейства по субъектам РФ, городам
(кроме городов районного подчинения),
районам и районам в городах.
3. Функции исполнительных органов власти в сфере финансовой политики государства
Важным элементом финансовой политики государства и финансовой системы страны являются органы, обеспечивающие проведение налоговой политики в стране. К таким органам относятся налоговые органы, таможенные органы, федеральные органы налоговой полиции, а также органы, контролирующие уплату государственной пошлины и других сборов.
В
систему налоговых органов