Содержание
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
ГОСУДАРСТВА.
Введение
1.Понятие финансовой политики.
Ее цели и задачи.
2.Изменение финансовой
политики на различных этапах
развития экономики страны.
3.Анализ финансовой политики
Российской Федерации на современном
этапе.
Литература
ВВЕДЕНИЕ
В формировании и развитии
экономической структуры любого
современного общества ведущую, определяющую
роль играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной
властью экономической политики,
составной частью которой является
финансовая политика.
Финансовая политика как
часть экономической политики представляет
собой совокупность бюджетно-налоговых,
иных финансовых инструментов и институтов
государственной финансовой власти,
обладающих в соответствии с законодательством
полномочиями по формированию и использованию
финансовых ресурсов государства в
соответствии со стратегическими и
тактическими целями государственной
экономической политики. Вне зависимости
от уровня развития страны главными стратегическими
целями государственной финансовой
политики являются создание финансовых
условий для социально-экономического
развития общества, повышения уровня
и качества жизни населения.
Финансовая политика состоит
из разработки методов, средств и
конкретных форм организации финансовых
отношений, а также реализации конкретных
действий для достижения намеченных
целей и задач. От эффективности
проведения финансовой политики зависят
темпы спада или роста промышленного
производства, уровни безработицы, инфляции
и доходов населения, а значит,
и уровень развития страны в целом.
1.Понятие финансовой
политики. Ее цели и задачи
Финансовая политика - это комплекс мероприятий государства
по мобилизации финансовых ресурсов, их
распределению и использованию на основе
финансового законодательства.
Основной целью финансовой
политики является создание финансовых
условий для социально-экономического
развития общества, повышения уровня и
качества жизни населения. Для достижения
этой цели финансовая политика решает
следующие задачи: обеспечение условий
для роста объема финансовых ресурсов;
обеспечение рационального распределения
и эффективного использования финансовых
ресурсов; разработка финансового механизма,
способствующего достижению поставленной
цели.
Основными задачами финансовой
политики, а следовательно, и управления
финансами, являются:
обеспечение условий
для формирования максимально
возможного объема финансовых
ресурсов;
установление
рационального с точки зрения
государства распределения и
использования финансовых ресурсов;
организация регулирования
и стимулирования экономических
и социальных процессов финансовыми
методами;
выработка финансового
механизма и его развитие
в соответствии с изменяющимися
целями и задачами.
Финансовая политика включает
три основных звена:
В разработке государственной финансовой
политики в России участвуют все
ветви государственной власти, но
приоритет в ее разработке принадлежит
Президенту РФ, который в ежегодных посланиях
Федеральному Собранию определяет основные
направления финансовой политики на текущий
год и перспективу.
В зависимости от длительности
периода решения поставленных задач
финансовая политика подразделяется на
финансовую стратегию и финансовую
тактику. В качестве важнейших направлений
финансовой политики выступают бюджетная,
налоговая, денежно-кредитная, валютная
и инвестиционная политика.
2. Изменение финансовой
политики на различных этапах
развития экономики страны
Развитие государства
связано с изменением финансовой
политики. Использование того или
иного типа финансовой политики
определяется особенностями текущего
этапа развития экономики и
социальной сферы, интересами правящих
партий и социальных групп и господствующими
теоретическими концепциями, влияющими
на экономический и политический курс
государства. Все это обеспечивает сохранение
и развитие существующей в данном государстве
системы общественных отношений.
Анализ применявшейся
различными государствами финансовой
политики позволяет выделить
ее 4 основных типа:
1.Классическая
финансовая политика.
До конца 20-х
годов прошлого столетия основным
типом финансовой политики большинства
стран был классический ее
вариант. Такая финансовая политика
была основана на трудах классиков
политэкономии А.Смита (1723 – 1790
гг.) и Д. Рикардо (1772 – 1823 гг.)
и их последователей. Основное
ее направление - невмешательство
государства в экономику, сохранение
свободной конкуренции, использование
рыночного механизма как главного
регулятора хозяйственных процессов.
Следствием этого было ограничение
государственных расходов и налогов,
обеспечение условий для формирования
и исполнения равновесного (сбалансированного)
бюджета.
Финансовый механизм
строился исходя из этих целей
финансовой политики. Государство
стремилось к уменьшению расходов
бюджета, сводившихся, в основном,
к расходам на военные цели,
выплате процентов по государственному
долгу и его погашению и
управлению. Система налогообложения
должна была создать необходимое
поступление средств для обеспечения
сбалансированного бюджета государства.
Причем система налогов строилась,
в основном, на косвенных и
имущественных налогах, которые
были достаточно простыми и
эффективны с точки зрения
механизма их взимания. Система
управления финансовой деятельностью
была проста и сосредотачивалась,
как правило, в одном органе
управления – Министерстве финансов
(казначействе).
2. Регулирующая
финансовая политика.
Бурное развитие
производительных сил поставило
перед государствами еще в
XIX в. вопрос об изменении подходов
к финансовой политике. Особенно
остро встал вопрос об этом
в конце 20-х годов прошлого
столетия, когда обострился весь
комплекс экономических, политических
и социальных проблем большинства
государств. В этот период в
западных странах осуществлялся
переход к регулирующей финансовой
политике. В ее основу вначале
была положена экономическая
теория английского ученого экономиста
Дж. Кейнса (1883 – 1946 гг.) и его последователей.
Они исходили из необходимости
вмешательства и регулирования
государством циклического развития
экономики. Финансовая политика
наряду с ее традиционными
задачами стала преследовать
цель использовать финансовый
механизм для регулирования экономики
и социальных отношений в целях
обеспечения полной занятости
населения.
Основными инструментами
вмешательства в экономику становятся
государственные расходы, за счет
которых формируется дополнительный
спрос. Поэтому государственные
расходы обеспечивают рост предпринимательской
деятельности, увеличение национального
дохода и способствуют ликвидации
безработицы путем финансирования
создания новых рабочих мест.
Система налогов
в условиях регулирующей финансовой
политики кардинально изменяется.
Главным механизмом регулирования
становится подоходный налог,
использующий прогрессивные ставки.
Этот налог обеспечивает изъятие
у экономических субъектов доходов,
используемых в виде сбережений,
что позволяет обеспечить сбалансированность
бюджета государства при высоком
уровне расходов. Большое внимание
в финансовом механизме уделяется
системе государственного кредита,
на основе которого проводится
политика дефицитного финансирования.
Государство активно развивает
применение долгосрочных и среднесрочных
займов. Рынок ссудных капиталов
становится вторым по значению
источником доходов бюджета, а дефицит
бюджета используется для регулирования
экономики. В целом, кейнсианская регулирующая
финансовая политика показала свою сравнительную
эффективность в западных странах. Она
обеспечила в 30-60-х годах стабильный экономический
рост, высокий уровень занятости и эффективную
систему финансирования социальных нужд
в большинстве этих стран.
3. Неоконсервативная
стратегия.
В 70-х годах
XX века в основу финансовой
политики была положена неоконсервативная
стратегия, связанная с неоклассическим
направлением экономической теории.
Эта разновидность финансовой
политики не связана с отказом
от регулирования, но ограничивает
вмешательство государства в
экономику и социальную область.
Регулирование экономики становится
многоцелевым. Кроме экономического
роста и занятости, государство
регулирует денежное обращение,
валютный курс, социальные факторы
экономики, структурную перестройку
хозяйства.
Финансовый механизм
в этих условиях исходит из
необходимости сокращения объема
перераспределения национального
дохода через финансовую систему,
снижения бюджетного дефицита, стимулирования
роста сбережений как источника
производственного инвестирования.
Важная роль отводится налогам.
Ставится задача их сокращения
и уменьшения степени прогрессивности
обложения.
Следует отметить,
что различные разновидности
регулирующей финансовой политики
тесно взаимосвязаны. Поэтому
одинаковые или похожие инструменты
финансового механизма применяются
в различных странах, использующих
как кейнсианскую, так и неоконсервативную
систему регулирования, что приводит
к их конвергенции.
4. Планово - директивная
финансовая политика.
Планово - директивная
финансовая политика применяется
в странах, использующих административно-командную
систему управления экономикой.
Основанная на государственной
собственности на средства
производства, плановая система управления
позволяет осуществлять прямое директивное
руководство всеми сферами экономики
и социальной жизни, в том числе
и финансами. Цель финансовой политики
в этих условиях - обеспечение максимальной
концентрации финансовых ресурсов у
государства для их последующего перераспределения
в соответствии с основными направлениями
государственного плана.
Управление финансами
осуществляется из единого
центра - Министерства финансов, которое
занимается всеми вопросами использования
финансового механизма в народном
хозяйстве. Других управленческих
органов в области финансов
не существовало.
Планово - директивная
финансовая политика проводилась
практически во всех бывших
социалистических странах. Она
показала свою достаточно высокую
эффективность в годы, когда
требовалась максимальная концентрация
финансовых ресурсов для финансирования
чрезвычайных расходов государства
( в годы Второй мировой войны,
восстановления народного хозяйства
и т.д.). В то же время использование
такой финансовой политики в
условиях нормального функционирования
экономики привело к отрицательным
последствиям: снижению эффективности
производства, замедлению развития
социальной сферы общества, резкому
ухудшению финансового положения
государства.
3. Анализ финансовой
политики Российской Федерации
на современном этапе
В России финансовая
политика является прерогативой
федеральных органов управления.
Поэтому под государственной
финансовой политикой понимается
совокупность мероприятий государства
в области финансов, проводимых
в целях мобилизации финансовых
ресурсов, их распределения и
использования для осуществления
своих функций и задач.
К федеральным
органам исполнительной власти,
вырабатывающим и обеспечивающим
проведение финансовой политики,
относятся:
- Правительство
РФ обеспечивает проведение в
России единой финансовой, кредитной
и денежной политики;
- Министерство
финансов РФ осуществляет выработку
единой государственной финансовой,
кредитной, денежной политики
в области государственной
службы и судебной системы;
- Министерство
экономического развития и торговли
РФ вырабатывает государственную
политику в сфере финансового
оздоровления организаций;
- Министерство
иностранных дел РФ участвует
в разработке и реализации
государственной политики в
области расширения финансовых
связей РФ с иностранными государствами
и международными организациями;
- Федеральное
казначейство совместно с
Центральным банком принимают
участие в разработке и реализации
согласованной кредитно-денежной политики.
Бюджетная политика
определяется Конституцией РФ, Бюджетным
кодексом РФ, сводом других законов,
устанавливающих функции отдельных
органов власти в бюджетном
процессе и законотворчестве.
Стратегическими
целями бюджетной политики являются:
снижение налоговой нагрузки
на экономику; упорядочение государственных
обязательств; концентрация финансовых
ресурсов на решение приоритетных
задач; снижение зависимости бюджетных
доходов от конъюнктуры мировых
цен; создание эффективной системы
межбюджетных отношений и управления
государственными финансами.
Налоговая политика
представляет собой систему мероприятий
государства в области налогов.
Финансовая наука четко определила
основные принципы налогообложения,
т.е. базовые идеи и положения,
применяемые в налоговой сфере
и использующиеся при формировании
налоговой политики.