Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 17:01, курсовая работа
Объектом исследования в данной работе является финансовая политика Российской Федерации, предметом же выступает - особенности современной финансовой политики в РФ.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей современной финансовой политики России и путей повышения ее эффективности. Поставленная цель курсовой работы предполагает решение следующих задач:
· Изучение литературы и нормативно-правовых актов по выбранной теме
· Рассмотрение финансовой политики России;
· Охарактеризовать основные направления финансовой политики;
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3
Глава 1. Экономическое содержание финансовой политики государства и её направления .................................................................................................5
1.1 Финансовая политика: сущность и цели..................................................5
1.2 Направления финансовой политики............................................................................................................6
Глава 2. Современная финансовая политика государства в России..........13
2.1 Налоговая политика..................................................................................13
2.2 Таможенная политика...............................................................................15
2.3 Бюджетная политика................................................................................. 20
2.4 Денежно-кредитная политика...................................................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.
Денежно-кредитное регулирование -- это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть -- денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.
Инвестиционная политика - система мер, направленных на установление структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования и источников получения в сферах и отраслях экономики.
Вывод: В данной главе были рассмотрены:
1) финансовая политика: сущность и цели,
2) направления финансовой политики.
Исходя из представленного материала можно сделать следующие выводы:
1) Финансовая
политика - совокупность государственных
мероприятий по использованию
финансовых отношений для
Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:
· Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
· Создание
адекватного финансового
· Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Цели финансовой политики:
§ политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики
§ экономические цели, т.е. достижение целей в области экономики на различном уровне
§ социальные цели, т.е. достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).
2) В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:
§ бюджетная политика
§ налоговая политика
§ таможенная политика
§ денежно-кредитная политика
§ инвестиционная
политика
Глава 2.Современная финансовая политика государства в России
2.1 Налоговая политика
К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма.
Следует, однако, отметить, что переходный характер российской экономики характеризуется наличием множества специфических для данного этапа проблем, среди которых можно выделить недостаточный уровень развития базовых институтов (включая институты правоприменения (инфорсмента), обеспечения исполнения контрактов, уровень развития судебной системы, защиты прав собственности). В этих условиях проведенная в последние годы налоговая реформа является лишь первым шагом на пути формирования конкурентоспособной налоговой системы, определившим базу для ее построения. На среднесрочную перспективу не запланировано реализации мер в области налоговой политики, которые по своему масштабу будут сопоставимы с глобальной перестройкой налоговой системы, произошедшей с принятием Налогового кодекса в первой половине 2000-х годов или налоговой реформой начала 1990-х годов. Однако проведение институциональных реформ, направленных на повышение конкурентоспособности российской экономики и повышение качества институтов, интеграция России в глобальные процессы, происходящие в мировой экономике, неизбежно требуют внесения изменений в налоговое законодательство. Поэтому эта отрасль законодательства не может считаться окончательно сформированной, а будет вынуждена динамично изменяться вместе с дальнейшим проведением социально-экономических преобразований, включения России в мировые экономические процессы.
С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, необходимо отметить следующие цели налоговой политики:
1) Отказ
от увеличения номинального
2) Унификация
налоговых ставок, повышение эффективности
и нейтральности налоговой
Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью систем применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом. В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация с социально экономическими преобразованиями в иных областях.
2.2 Таможенная политика
Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. И хотя действующий Таможенный кодекс РФ не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.
Совокупность институтов, участвующих в формировании и осуществлении таможенной политики, а также набор форм и методов ее осуществления, порядок использования компетентными государственными органами инструментов таможенного регулирования образуют понятие механизма таможенной политики.
Основной целью таможенной политики любого государства является обеспечение его экономических интересов. И Россия в этом плане не исключение.
Цели таможенной политики России сформулированы в ст. 2 ТК РФ ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 30.12.2001 N 197-ФЗ:
1) Обеспечение
наиболее эффективного
2) Участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка.
3) Стимулирование
развития национальной
4) Содействие
проведению структурной
5) Иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.
Основные
начала таможенной политики тесно связаны
с принципами государственного регулирования
внешнеторговой деятельности, к которым
в соответствии с Федеральным
законом "О государственном
· Единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации.
· Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением.
· Единство политики экспортного контроля.
· Единство таможенной территории Российской Федерации.
· Приоритет
экономических мер
· Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация.
· Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности.
· Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.
Таможенная
политика должна содействовать обеспечению
экономической безопасности, под
которой понимается состояние экономики,
гарантирующее достаточный
Статья 2 ТК ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 30.12.2001 N 197-ФЗзакрепляет, что в Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики России. Ее цели определяются Федеральным Собранием, Правительством РФ и Президентом РФ в соответствии с ТК и другими источниками таможенного права и сводятся к обеспечению наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на российской таможенной территории, участию в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию реализации основных задач экономической политики России.
Направленность целей таможенной политики на защиту российского рынка товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как составная часть внешней политики государства, таможенная политика России призвана таким образом реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема.