Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:53, доклад
В России процесс сбережений имеет свою, особую специфику, связанную с малым среднестатистическим доходом и с непредсказуемой социально-экономической ситуацией в стране. Играет свою роль и отсутствие привычки делать накопления в современных формах, обусловленных рыночным типом экономики, - страхование, покупка ценных бумаг не заняли еще должного места в практике сбережений. Большую роль в появлении недоверия к ним сыграли различные «пирамиды», в том числе и государственные.
ГОУ ВПО Хабаровская Государственная Академия Экономики и Права
Финансовая грамотность: как научить школьника считать деньги.
Выполнил: студент второго курса
факультета Финансист
специальности Банковское дело
Мхитарян
А. А.
Хабаровск
2010
Деньги нужны даже для того, чтобы без них обходиться.
Бальзак.
В современном мире деньги – это инструмент, благодаря которому человек может осуществлять свои потребности. Деньги нужны всем и всегда. Их можно презирать, ненавидеть, но прожить без них нельзя.
В развитых странах основные финансовые затраты приходятся на текущие, потребительские цели, на хобби, отдых, путешествия. Сбережения в основном ориентируются на поддержание достигнутого стандарта жизни.
В России процесс сбережений имеет свою, особую специфику, связанную с малым среднестатистическим доходом и с непредсказуемой социально-экономической ситуацией в стране. Играет свою роль и отсутствие привычки делать накопления в современных формах, обусловленных рыночным типом экономики, - страхование, покупка ценных бумаг не заняли еще должного места в практике сбережений. Большую роль в появлении недоверия к ним сыграли различные «пирамиды», в том числе и государственные.
Для решения этих проблем надо улучшать финансовую грамотность населения страны, особенно молодежи, так как именно она является основой будущей экономической системы России.
Понятие «финансовая грамотность» выходит за пределы политических, географических и социально – экономических границ, а потребность в финансовом просвещении населения возрастает в геометрической прогрессии. Финансовая грамотность помогает молодежи изменить свое отношение к деньгам, управлению ими, заставляет думать о будущем, планировать потребности своего жизненного цикла.
Хорошо информированные и грамотные потребители предъявляют высокие требования к качеству товаров и услуг, тем самым не только способствуют повышению их качества, но и стимулируют здоровую конкуренцию среди их поставщиков, благоприятно влияют на политику цен, создают условия эффективному регулированию рынка, росту здоровой конкуренции среди продавцов финансовых продуктов и услуг. В перспективе все это приводит к снижению цен и контролю над уровнем инфляции.
Чем раньше молодежь узнает о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее сформируются полезные финансовые привычки, которые помогут избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Финансовая грамотность воспитывается в течение продолжительного периода времени.
Высказывание вице-президента Совета по финансовой грамотности при Президенте США Джона Брайанта очень хорошо демонстрирует важность финансовой грамотности для личности и общества:
«Финансовая культура в современном развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым элементом в системе навыков и правил поведения. Финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для дальнейшего развития общества».
Финансовая грамотность неразрывно связана с государством, так как именно оно внедряет финансовые правовые нормы и правила, которые носят императивный характер. Участники финансовых отношений не вправе изменять их предписания и вынуждены им следовать, в этом заключается национальная идентичность финансовой грамотности.
Причины значимости финансового просвещения молодежи, подтвержденные мировой практикой1:
Важно
помнить, что сегодняшние дети –
это будущие участники
Во многих странах мира
В настоящее время, основы финансовой грамотности в нашей стране преподают только в ВУЗах. Но начинать надо гораздо раньше – с момента появления собственных, пока еще карманных, денег у ребенка.
Люди испытывают финансовые трудности, потому что в детстве им не объяснили, что такое деньги. В результате они всю жизнь учатся работать за деньги вместо того, чтобы заставить деньги работать на себя. Доказательством данного тезиса может служить тот факт, что половина мирового богатства (недвижимость и финансовые активы) сосредоточена в руках 2% населения Земли. Искусству быть богатым не учат в школе, об этом сыну рассказывает отец – и так из поколения в поколение. Но если родители бедны и финансово неграмотны, получается замкнутый круг. Единственный способ его разорвать – популярно объяснить широким слоям населения правила поведения на финансовом рынке.
Но многие родители все еще склоняются к мнению, что давать детям деньги – зло. Дескать, деньги способны только развратить ребенка. А уж если давать, то обязательно контролировать на что они тратятся. Психологи считают, что основная причина такого поведения – они не хотят потерять власть над детьми. Через деньги они контролируют поведение ребенка. Логика проста: пока чадо зависимо материально от родителей, он зависим и морально, им можно манипулировать, диктовать любые условия.
Но в то же время известно, что большинство успешных людей заработали свои первые большие деньги именно в раннем детстве. Таким образом, родители сами, добровольно не дают своим детям получить азы финансового образования.
Только от родителей зависит, в каком возрасте ребенок получит свои первые карманные деньги. Необходимо «почувствовать», что ребенок уже достаточно самостоятелен, чтобы распоряжаться некоторой суммой денег. Чтобы дать ребенку достаточно свободы психологи советуют соблюдать некоторые правила:
Почти в каждом крупном американском банке есть специальные обучающие программы для детей. Более того, в Америке даже школьник может получить кредит на развитие малого бизнеса.
"В
России детский банкинг
Сейчас забота о детях все больше измеряется в денежном эквиваленте. И это естественно для нашей финансовой эпохи, в которой деньги решают если не все, то, как минимум, очень многое. Родители задумываются о том, как обеспечить в будущем своего малыша недвижимостью или образованием за рубежом, но далеко не многие начинают для этого предпринимать какие-то действия. И дело здесь не в безответственности, а в простом незнании механизмов создания капитала.
Как
правило, семьи с хорошим постоянным
доходом могут откладывать
Вместе
с тем у некоторых российских
банков предложения для детей
уже есть. Пожалуй, самым простым
способом популяризации банковских
услуг среди подрастающего
Вклады в пользу детей сегодня предлагают около десяти российских банков. Среди них банк "Возрождение", Международный московский банк, Оргбанк, Первый республиканский банк и другие.
В силу законодательных ограничений поучаствовать в процессе пополнения вклада или его закрытия ребенок может лишь после 14 лет, приобщить его к финансовой математике до этого возраста можно с помощью пластиковой карты. Согласно Гражданскому кодексу, получить свою первую карточку ребенок вправе уже с шести лет. Учитывая это, некоторые банки ("Возрождение", Первый объединенный банк, Первый республиканский банк) за открытие детского вклада бесплатно выдают пластиковую карту родителю и дополнительную карту, привязанную к родительскому счету, для ребенка.
По закону российский 14-летний подросток имеет право рассчитывать и на получение кредита. Правда, российские банки кредитовать подростков не спешат. Чаще всего на кредит могут рассчитывать молодые люди в возрасте от 18 или даже 21 года. Единственный вид кредита, теоретически рассчитанный на молодежь,- это кредит на учебу. Правда, получить его без поручительства родителей сегодня можно только в банке "Союз" в рамках программы "Кредо". Ставка по кредиту составит 10%, предусмотрен льготный период погашения на весь срок обучения. Остальные банки выдают кредиты студентам только под поручительство родителей.
Деньги
сами по себе не могут принести и
не принесут внутренний покой. Счастье
и удовлетворение. Однако в бедности
человек не может найти довольства,
радости и смысла жизни. Мудрость
подсказывает, что решение этой дилеммы,
с которой столь часто сталкивается человек,
состоит в стремлении стать таким, который
уважает и в то же время притягивает к
себе деньги. Ведь истинное богатство
состоит в наличии целого комплекса условий,
включающих в себя и здоровье, и финансовое
благополучие, и знание, и нравственность,
и добросердечие, и веру, и любовь, и внутренний
покой, и духовность. Какой бы ни была конкретная
цель, выигрышем от финансовой грамотности
будет повышение уровня жизни и уверенность
в будущем, стабильность и процветание
экономики и общества в целом.
Данные взяты:
Информация о работе Финансовая грамотность: как научить школьника считать деньги