Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:08, реферат
Юридическое лицо - это организация, имеющая обособленное имущество (на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления), отвечающая им по своим долгам и способная от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Такая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.
Понятие и признаки банкротства
Понятие процедуры банкротства
Заключение
Список используемой литературы
Пути (способы)
достижения этой цели задаются направленностью
национального
Основными
критериями оценки всякого правового
регулирования
в какой
степени та или иная система законодательства
при регулировании
насколько легко должник может добиться введения подобных реабилитационных процедур;
доверяет
ли законодательство прежней администрации
должника (в первую очередь руководителю
организации) осуществлять меры по реабилитации
должника, либо для этих целей требуется
назначение арбитражного управляющего.
Понятие процедуры банкротства
Законодатель, реализуя попытку придать адекватную правовую форму отношениям, складывающимся между должником и его кредиторами в связи с несостоятельностью первого, структурировал нормы, помещенные в Закон о несостоятельности, на основе выделения процедур банкротства. Закон содержит отдельные главы, посвященные наблюдению, финансовому оздоровлению и другим процедурам. Вместе с тем, используя понятие "процедура (процедуры) банкротства", основной нормативно-правовой акт в рассматриваемой сфере не определяет его, ограничиваясь простым перечислением этих процедур.
Пункт 1 ст.27 Закона о несостоятельности, которая так и именуется - "Процедуры банкротства", закрепляет, что при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Пункт 2 этой же статьи содержит перечисление процедур, но только применяемых в отношении должника-гражданина: конкурсное производство, мировое соглашение и иные процедуры, предусмотренные данным Законом.
Процедура банкротства - это в первую очередь порядок осуществления, применения чего-либо в отношении неисправного должника, воздействия на него. Можно утверждать, что практически все дозволенные законом варианты воздействия на должника укладываются в понятие "меры (мероприятия), применяемые к должнику". Все многообразие отношений в сфере банкротства можно свести к трем группам:
а) определение того, имеются ли основания для "помещения" субъекта в сферу действия законодательства о несостоятельности, или, другими словами, имеются ли у него признаки банкротства;
б) при наличии последних - применение к нему определенных, предусмотренных правовыми актами мер (охрана его имущества, оказание финансовой помощи, прощение части долга, продажа и раздел его активов и т.д.);
в) решение вопросов организационного характера (подготовка арбитражных управляющих, координация деятельности государственных органов, уполномоченных представлять публично-правовые образования в конкурсных процессах, и т.п.).
Воздействие на должника на разных этапах производства, по делу о его банкротстве связано с применением определенных, строго установленных (допускаемых) законом мер.
При принятии решения о признании должника банкротом начинаются ликвидационные меры (выявление кредиторов и предоставление им возможности заявить свои требования в конкурс, меры по формированию, реализации и разделу конкурсной массы, прекращение юридического лица - банкрота как субъекта права и др.). Реализация этих и других мер в отношении должника происходит во взаимодействии участников конкурсного процесса: кредиторов, должника, его контрагентов, суда, арбитражного управляющего и других лиц, перечень которых содержится в Законе о несостоятельности.
Цель введения той или иной процедуры банкротства - упорядочить, организовать применение тех или иных мер к неисправному должнику. Закон четко указывает, применение каких мер к должнику возможно в рамках определенной процедуры несостоятельности (ст.67, 69, 70, 109 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"), а также определяет, на достижение какой цели они должны быть направлены (п.1 ст.84). Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ с изм., внесенными Федеральными законами от 17.07.2009 N 145-ФЗ А такая традиционная процедура, как конкурсное производство, подразумевает стандартный, исторически сложившийся набор осуществляемых мероприятий: составление актива (конкурсной массы), пассива (обязательств), погашение в определенной очередности требований кредиторов и ликвидация юридического лица - банкрота. Отсюда участники конкурсного процесса (должник, кредиторы и др.), ходатайствуя о введении той или иной процедуры, тем самым предлагают реализовать комплекс "наполняющих" ее мер. Другими словами, выражение "применить (применение) процедуру банкротства" (абз.11 - 15 ст.2 Закона о банкротстве) может восприниматься как применение сопровождающих ее открытие мероприятий. Открытие мероприятий применяются в строго определенных целях, например, перепрофилирование производства, взыскание дебиторской задолженности и уступка прав требования при проведении внешнего управления - в целях восстановления платежеспособности должника.
Говоря об основаниях введения процедур банкротства, можно выделить формальные и материальные основания. Формальным основанием для введения той или иной процедуры банкротства является решение (определение, заявление, объявление) установленного законом субъекта, а материальным основанием - факты, обстоятельства, выявление которых и позволяет принять такое решение.
В частности, для введения процедуры внешнего управления формальными основаниями являются решение первого собрания кредиторов или определение арбитражного суда (ст.75 Закона), а материальным основанием - реальная возможность восстановления платежеспособности, подтвержденная решением первого собрания кредиторов или наличием оснований полагать это, выявленных арбитражным судом самостоятельно (абз.5 п.2 ст.75 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ).
Цели и основания введения внешнего управления
Внешнее управление - это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности (ст.2 Закона о несостоятельности). Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен, но по общему правилу не более чем на шесть месяцев ст.93 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Цель введения процедуры внешнего управления прямо обозначена в самом законодательном определении - организовать применение к неисправному должнику тех мер, которые привели бы к "излечению" финансовой составляющей его деятельности, восстановили бы его положение на рынке и привели бы к погашению требований всех кредиторов.
Внешнее управление, как и процедура финансового оздоровления, представляет собой разновидность реабилитационных (реорганизационных) процедур банкротства, направленных на спасение бизнеса должника, а не на его ликвидацию. Принципиальное отличие между ними выражается в ответе на вопрос, кто, какой субъект будет выступать организующим финансовую реабилитацию предприятия должника: в случае с финансовым оздоровлением, как уже указывалось, им будет выступать сам должник, его менеджмент; в случае с рассматриваемой процедурой это будут "внешние" субъекты: кредиторы и, главным образом, внешний управляющий.
Наряду с отстранением действующего руководства должника от ведения делами, о котором говорилось выше, еще одним, наиболее принципиальным последствием введения внешнего управления является мораторий на удовлетворение требований кредиторов. По своей правовой природе мораторий - один из типичных и в то же время наиболее остро проявляющихся выразителей публично-правового вмешательства в частноправовые отношения, каковое (вмешательство), буквально "напитывает" институт несостоятельности, включая и стадию внешнего управления. Последняя, к слову сказать, сама по себе вмешательство государства в гражданско-правовые связи.
В соответствии со ст.95 Закона о несостоятельности мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. При этом неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей не начисляются. Определенной компенсацией кредиторам в этом смысле служит предписание закона о начислении на "мораторные" суммы процентов по ставке рефинансирования, установленной Центральным банком РФ. С точки зрения кредиторов по гражданско-правовым обязательствам такое начисление менее привлекательно, так как указанная ставка уже долгий период находится на уровне ниже 15% годовых, а вот с позиций бюджета это шаг вполне равноценный, ибо пеня за просрочку уплаты налогов составляет '/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки (п.4 ст.75 НК РФ). Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда.
В итоге
внешний управляющий
Конкурсное производство
Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Так законодатель определяет эту процедуру в ст.2 Закона о несостоятельности.
В текстах правовых актов и юридической литературе словосочетание "конкурсное производство" употребляется в двух значениях.
В широком значении конкурсное производство отождествляется с процессом урегулирования обязательств несостоятельного должника в целом, в какой бы форме, с применением какой бы процедуры он ни проходил. В этом смысле обсуждаемый термин является аналогом конкурсного (банкротного) процесса.
В узком значении конкурсным производством именуется только одна из процедур банкротства.
Причина различия в подходах к пониманию этого термина кроется, во-первых, в особом понимании термина "конкурс" в рамках института несостоятельности, а во-вторых, в тенденции к увеличению числа процедур, допустимых к введению в отношении должников, свойственной как российскому, так и зарубежному праву. Исходя из того, что в теории конкурсного права и процесса конкурс традиционно означал стечение (схождение) кредиторов, имеющих имущественные требования к общему должнику, производство по делу о несостоятельности, на какой бы стадии оно ни осуществлялось, всегда будет конкурсным, т.е. сопровождающимся стечением кредиторов. Но поскольку процесс урегулирования долгов несостоятельного субъекта до появления процессуального (процедурного) плюрализма, повлекшего включение в законодательные акты о несостоятельности положений о процедурах реабилитационного (восстановительного) характера, имел сугубо ликвидационную направленность, торговая и юридическая практика перестала допускать употребление термина "конкурсное производство" в значении ином, нежели связанном с ликвидацией имущества должника.
Формированию конкурсной массы, под которой понимается имущество должника, предназначенное с момента объявления о несостоятельности к удовлетворению всех его кредиторов, заявивших свои претензии, служат следующие действия, на совершение которых законодатель уполномочивает (обязывает) конкурсного управляющего:
инвентаризация и оценка имеющихся активов (абз.2, 3 п.2 ст.129 Закона о несостоятельности); Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ с изм., внесенными Федеральными законами от 17.07.2009 N 145-ФЗ
предъявление к третьим лицам требований о взыскании задолженности перед должником (абз.7 того же пункта);
заявление отказов от исполнения договоров должника (абз.4 п.3 этой же статьи);
поиск, выявление и возврат имущества банкрота, находящегося у третьих лиц (абз.10 п.2 ст.129);
предъявление
исков о признании
уведомление собственника имущества, изъятого из оборота, но находящегося при открытии конкурсного производства у должника, о необходимости его принятия или закрепления за другими лицами (п.1, 2 ст.132 Закона о несостоятельности);