Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 09:44, реферат
На ранних стадиях развития капитализма отсутствовало четкое разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками. Коммерческие банки широко практиковали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закреплялось за одним банком. Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем – центральным банком (ЦБ), что соответствовало его главенствующему положению в кредитной системе.
ВВЕДЕНИЕ
На ранних стадиях развития капитализма отсутствовало четкое разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками. Коммерческие банки широко практиковали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закреплялось за одним банком. Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем – центральным банком (ЦБ), что соответствовало его главенствующему положению в кредитной системе.
Первые ЦБ возникли 300 лет назад (Шведский Риксбанк в 1668 г.), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия XX в.
В
США номинально не существует центрального
банка, но его роль играет Федеральная
резервная система (ФРС), состоящая
из 12 федеральных резервных банков
(ФРБ). Несмотря на то, что возникла она
сравнительно недавно (в 1913 г.), ФРС является
важнейшим институтом, играющим главенствующую
роль в формировании мировой денежно-кредитной
политики.
Федеральная резервная
система США
В начале XX в. в США работали не менее 5000 эмиссионных (национальных) банков, каждый из которых обладал правом выпускать в обращение банкноты на сумму своего основного капитала. При этом каждый из национальных банков был обязан принимать в уплату билеты всех остальных банков (несмотря на то, что они не являлись законными платежными средствами). Банки находились под контролем особого департамента Казначейства, во главе которого стоял назначаемый Президентом США Контролер денежного обращения.
В настоящее время кредитная система США состоит из следующих основных элементов:
1) банковской системы (Федеральной резервной системы – ФРС, выполняющей функции центрального банка страны;
2) коммерческих банков;
3) инвестиционных банков;
4) сберегательных банков;
5)
ссудо-сберегательных
6) финансовых компаний;
7) кредитных кооперативов;
8) страховых компаний;
9) пенсионных фондов;
10) фондов социального страхования;
11) обществ взаимного кредита;
12) институтов страхования депозитов и пр.
Американская банковская система имеет ряд особенностей. Функции центрального банка в США выполняет Федеральная резервная система (ФРС). Она была создана в 1913 году (несмотря на оппозицию крупных банков и банковских корпораций) и затем дважды реформировалась (в 30 и 80-е годы).
Целями образования ФРС были создание здорового экономического климата в стране, поддержка и контроль за деятельностью банков. В организационном и функциональном плане она сочетает в себе элементы централизма и определенной самостоятельности на местах
В структуре ФРС США выделяют 5 звеньев:
1) Совет управляющих ФРС (в Вашингтоне);
2)
Федеральный комитет по
3)
Федеральный консультативный
4) федеральные резервные банки (ФРБ);
5) банки – члены ФРС.
Организационная
структура Федеральной резервной системы
США представлена на рис. 1.
Рисунок 1 – Организационная структура Федеральной резервной системы США
Центром организации ФРС является Совет управляющих в Вашингтоне.
Совет состоит из 7 человек, назначаемых президентом и утверждаемых Сенатом. Полный срок работы члена Совета – 14 лет. Столь длительный срок установлен в целях обеспечения преемственности, стабильности и независимости Совета.
Председатель и вице-председатель Совета назначаются президентом США на 4 года. Они могут быть назначены повторно, если срок их работы в качестве членов Совета не истек. Такие повторные назначения также должны быть утверждены Сенатом.
Члены Совета составляют большинство в Федеральном комитете по операциям на открытом рынке, который руководит операциями ФРС и общим курсом финансовой и кредитно-денежной политики. В Комитете Совет рассматривает и утверждает деятельность федеральных резервных банков по дисконтированию и издаёт постановления по управлению "дисконтным окном" в этих банках. Совет может также использовать резервные требования, как инструмент кредитно-денежной политики посредством осуществления своего права изменения некоторых резервных норм депозитных учреждений в предписываемых законом пределах.
Совет управляющих был учрежден как государственная структура с полномочиями контроля над деятельностью резервных банков и принятия решений по основным направлениям денежно-кредитной политики ФРС. Эта функция является главной. Кроме того, Совет уполномочен устанавливать минимальные резервные требования на депозиты всех кредитных институтов страны, регулировать учетную ставку, верхние пределы процентных ставок по срочным и сберегательным депозитам и т.п. Помимо этого, на Совет управляющих возложены надзорные контрольные функции над деятельностью всех банков (включая резервные), обеспечение бесперебойного функционирования платежной системы, осуществление контроля за выполнением федеральных законов, регламентирующих порядок предоставления потребительского кредита.
Совет управляющих ФРС подотчетен Конгрессу США, а не администрации президента. Совет предоставляет Конгрессу ежегодный доклад о его операциях и дважды в год – доклады о состоянии экономики и действиях ФРС по росту денежной массы и кредитов. Ежемесячный Бюллетень Системы публикует статистические данные и другую информацию о деятельности системы. Совет оплачивает затраты на выполнение своих обязанностей не из фондов, выделяемых Конгрессом, а из сумм обложений на федеральные резервные банки. Каждый год общественная аудиторская фирма ревизует финансовые отчеты Совета. Данные отчета также подлежат ревизии со стороны Главного бухгалтерско-контрольного управления.
ФРС независима в финансовом отношении, имеет собственный бюджет и финансирует свою деятельность за счет доходов от операций и прибыли от эмиссии денег. Право «чеканить монету» и регулировать ее стоимость, которое согласно Конституции принадлежит Конгрессу, было передано ФРС, а точнее Федеральному комитету по операциям на открытом рынке (FOMC). Этот Комитет был создан в 1933 году и официально учрежден в 1936 году при Совете управляющих. Со временем он, по существу, превратился в основной оперативный орган ФРС.
Операции на открытом рынке являются главным инструментом, используемым ФРС при осуществлении национальной кредитно-денежной политики (в частности, этот Комитет определяет необходимый уровень денежной массы и процентных ставок). Комитет несет ответственность за сделки, проводимые ФРС. После покрытия своих расходов и выплаты дивидендов банкам – членам ФРС ежегодно передает в государственную казну от 15 до 20 млрд. дол.
Комитет состоит из 12 членов: 7 членов Совета управляющих, президента Нью-Йоркского федерального резервного банка и президентов 4 других федеральных резервных банков. Комитет самостоятельно определяет свою организационную структуру. Президенты других банков работают в комитете в течение 1 года на условиях ротации. Комитет избирает своим председателем председателя Совета управляющих, а вице-председателем президента Нью-Йоркского федерального резервного банка.
Комитет заседает 8-9 раз в году для обсуждения экономического положения и принятия решений по вопросам текущей денежно-кредитной политики. На него возложена ответственность за операции, осуществляемые ФРБ с ценными бумагами федерального правительства США. Комитет также выдает разрешения на осуществление операций с указанными ценными бумагами на международных финансовых рынках.
Федеральный консультативный совет состоит из 12 человек, которые назначаются ФРБ сроком на 1 год и, как правило, переизбираются на очередной срок. Совет обладает только консультативными функциями. Он разрабатывает рекомендации по вопросам деятельности ФРС, в частности, в области денежно-кредитной политики, банкнотной эмиссии и операций с золотом.
В соответствии с Законом о создании ФРС территория США подразделена на 12 федеральных резервных округов, границы которых не совпадают с границами штатов. В каждом из них функционирует федеральный резервный банк. В ходящие в ФРС 12 федеральных резервных банков (ФРБ) имеют 25 филиалов, расположенных в крупнейших городах страны.
ФРБ юридически не являются государственными институтами, хотя тесно связаны с правительством, Министерством финансов, системой государственных учреждений. Их капитал образуется из взносов частных коммерческих банков, являющихся членами ФРС.
Каждый резервный банк имеет свой собственный Совет, состоящий из 9 директоров, которые не являются служащими данного банка. 6 членов Совета избираются банками, а 3 назначаются Советом управляющих ФРС. По закону 3 директора класса А, представляющие банки – члены ФРС, и 3 директора класса Б, представляющих небанковский сектор, избираются в каждом федеральном округе банками – членами ФРС. Совет управляющих назначает 3 директоров класса С, которые тоже представляют небанковский сектор.
Директора каждого резервного банка осуществляют контроль над операциями своего банка (при окончательном контроле Совета управляющих).
Федеральные резервные банки получают прибыль в основном из процентов, соответствующих доле вкладов Системы в ценные бумаги и, в меньшей степени, из доходов от процентов на имеющуюся у ФРС валюту.
Банки – члены ФРС – это наиболее крупные частные коммерческие банки, на долю которых приходится свыше 70% всех депозитов кредитной системы США (около 6000 коммерческих банков из примерно 12000 существующих). Они являются акционерами федеральных резервных банков и получают на свой акционерный пай 6%-ный дивиденд. Помимо этого преимущество, которым пользуются банки – члены ФРС, обусловлено, прежде всего тем, что они становятся клиентами одного из федеральных резервных банков и пользуются его услугами, в том числе в получении необходимых денежных сумм путем займа или учета коммерческих бумаг. Причем если возможность получения ссуды в коммерческом банке ограничена ресурсами этого банка, то при обращении банка-члена в федеральный резервный банк такое ограничение фактически снимается, поскольку этот банк может в своих активных операциях рассчитывать на ресурсы всей ФРС. Банки же, которые не являются членами Системы, для пополнения кассы прибегают к услугам своих корреспондентов, банков – членов ФРС. Таким образом, в функции «банка банков» ФРС осуществляет всестороннее обслуживание банков-членов.
Для выполнения своей главной задачи – способствовать поддержанию благоприятных экономических условий в стране – ФРС обладает рядом средств воздействия на состояние банковского кредита и денежного обращения. Объект непосредственного воздействия всего комплекса средств ФРС – банковские резервы. Федеральные резервные банки являются держателями депозитов банков-членов. Эти депозиты – основная часть всех определенных законом резервов банков – членов ФРС. Увеличение или сокращение резервов, обусловленное использованием ФРС того или иного метода денежно-кредитного регулирования, оказывает либо стимулирующее, либо сдерживающее воздействие на экономические процессы. Проводится политика кредитной экспансии1 или политика кредитной рестрикции2.
Итак, по закону каждый банк – член ФРС должен определенную долю привлеченных средств держать в форме бездоходных резервов частью в виде наличных денег, частью – в виде депозита в федеральном резервном банке своего округа. Не члены ФРС тоже должны держать резервы (кроме штата Иллинойс), но, во-первых, нормы резервов в разных штатах неодинаковые в соответствии с местным законодательством, во-вторых, этим банкам резервы нередко разрешается держать в формах, приносящих доходы (срочные вклады в других банках, вложения в некоторые виды краткосрочных государственных ценных бумаг и т.д.). Поэтому нередко банки штатов либо не желают вступать в ФРС, либо выходят из нее. Это подтверждает вывод о том, что в США нет единой государственной политики регулирования банковской деятельности.
В
настоящее время наблюдается тенденция
к большей централизации ФРС, но это, как
считают американские специалисты, процесс
длительный, эволюционный.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начале XX в. в США работали не менее 5000 эмиссионных (национальных) банков, каждый из которых обладал правом выпускать в обращение банкноты на сумму своего основного капитала. При этом каждый из национальных банков был обязан принимать в уплату билеты всех остальных банков (несмотря на то, что они не являлись законными платежными средствами). Банки находились под контролем особого департамента Казначейства, во главе которого стоял назначаемый Президентом США Контролер денежного обращения.
Американская
банковская система имеет ряд
особенностей. Функции центрального
банка в США выполняет