Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 23:30, реферат
Общая цель работы – изучить особенности проведения финансовой политики РБ на современном этапе, а также выявить факторы её определяющие.
В ходе работы необходимо решить ряд задач:
раскрыть сущность и содержание финансовой политики;
выявить факторы, определяющие финансовую политику государства;
определить пути совершенствования финансовой политики.
Введение
Основная часть:
Финансовая политика государства: содержание, значение и
особенности на современном этапе ………………………………… стр.5-7
Факторы, определяющие финансовую политику
государства………………………………………………………стр. 7-9
Пути совершенствования финансовой политики Республики Беларусь…………………………………………………стр.9-12
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУСсКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра учета,
анализа и аудита
Факторы, определяющие современную
финансовую политику Республики Беларусь
Реферат
по курсу «Государственные финансы»
Шороп М.А.
3 курса ФПУ
60эи группы
Преподаватель:
Швец Марина Григорьевна
МИНСК 2010
Оглавление
Введение
Основная часть:
Финансовая политика государства: содержание, значение и
особенности на современном этапе ………………………………… стр.5-7
Факторы, определяющие финансовую политику
государства…………………………………………………
Пути совершенствования финансовой политики Республики Беларусь…………………………………………………
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям важным является вопрос сочетания рыночных и государственных инструментов регулирования экономики. Большой интерес представляет изучение деятельности государства в области управления финансами в разрезе общей экономической политики.
Актуальность данного вопроса заключается в том, что финансовая политика может способствовать развитию производственных сил в республике, стимулировать развитие предпринимательства, создавать условия для привлечения инвестиций в экономику. Создание благоприятного инвестиционного климата, равных условий деятельности для субъектов хозяйствования позволяет значительно оживить процесс общественного воспроизводства и обеспечить более полное удовлетворение потребностей общества.
Финансовая политика способствует концентрации средств в соответствующих фондах и направлению их на развитие отдельных отраслей экономики и территорий, на развитие непроизводственной сферы, а также на решение социальных вопросов.
Общая цель работы – изучить особенности проведения финансовой политики РБ на современном этапе, а также выявить факторы её определяющие.
В ходе работы необходимо решить ряд задач:
раскрыть сущность и содержание финансовой политики;
выявить факторы, определяющие финансовую политику государства;
определить пути совершенствования финансовой политики.
Основная часть
1. Финансовая политика государства: содержание, значение и особенности на современном этапе
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают как экономика в целом, так и ее составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения.
Особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций, представляет собой финансовую политику.
Главным субъектом проводимой финансовой политики является государство. При ее разработке следует учитывать требования экономических законов, специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны, а также данная политика должна исходить из конкретных особенностей исторического развития общества.
Задачи финансовой политики:
1) обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
2) установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов с учетом основных пропорций и приоритетов в развитии отраслей и сфер народного хозяйства;
3) организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
4) выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
5) создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.[4]
Финансовая политика государства, как правило, многовекторна. Это связано с тем, что государству для выполнения своих функций необходимо вырабатывать финансовую политику не единым блоком, а в виде ее отдельных частей, имеющих свои цели и задачи.
Важнейшими частями финансовой политики являются:
бюджетная политика;
налоговая политика;
ценовая политика;
кредитная политика.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.
Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решить задачи, намечаемые финансовой стратегией путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей.
Финансовая политика как особая сфера государственной деятельности требует законодательного оформления в соответствующих законодательных актах.
Финансовая политика Республики Беларусь регламентирована такими документами, как Программой социально-экономического развития РБ на 2001-2010 гг., Законом РБ «О бюджете РБ на 2009 год», Концепцией развития банковской системы РБ на 2001-2010 гг. и другими.
На современном этапе развития экономики финансовая политика Республики Беларусь направлена на борьбу с инфляцией, преодоление спада производства, расширение приватизации для создания действенной базы рыночных отношений, совершенствование налоговой системы, сокращающей налоговое бремя товаропроизводителей, но обеспечивающей вместе с тем рост доходов бюджета, создание благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности, привлечения иностранных инвестиций, сокращения государственного долга, обеспечение финансовыми ресурсами целевых программ, повышение социальной защиты населения.
Таким образом, финансовая политика, являясь формой экономической политики, призвана содействовать достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой. Ее основной целью является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей государства. Посредством финансовой политики изыскиваются резервы и благоприятные условия для развития малого бизнеса и предпринимательской деятельности. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики.
2. Факторы, определяющие финансовую политику
государства
Финансовая политика государства не только состоит из различных частей (бюджетная, налоговая, ценовая, кредитная), но и сама является составной частью общей экономической политики.
В связи с этим она, как и общая экономическая политика, определяется рядом факторов. К ним относятся:
• объективные законы развития экономических (денежных) отношений в обществе;
• политическое и экономическое устройство государства;
• исторические условия, в которых государство осуществляет свои функции;
• конкретные экономические и социальные задачи, которые ставит перед собой государство на данном этапе его развития.[6]
Финансовая политика государства не является неизменной, выработанной раз и навсегда. Это означает, что она находится в диалектическом развитии, т.е. меняется на разных этапах раз вития общества.
Вырабатывая финансовую политику, государство как надстройка общества должно согласовывать ее с требованиями объективных экономических законов, возникающих и функционирующих в товарно-денежном хозяйстве. Государство может только постигать сущность объективных экономических законов товарно-денежного хозяйства и обеспечивать их реализацию в своей финансовой политике, но не создавать их. Создавать можно только субъективные экономические законы. Финансовая политика государства, направленная на создание субъективных экономических законов (форм финансовых отношений) без учета требований объективных экономических законов, обречена на неудачу.
Успешная финансовая политика зависит от такого фактора, как политическое и экономическое устройство государства. Если государство построено на недемократических принципах управления, отрицании всеобщего характера товарных отношений, непризнании многообразия форм собственности, то его финансовая политика будет строиться только в соответствии с придуманными законами. Подобная финансовая политика, несмотря на стремление государства добиться при ее помощи успехов в экономическом и социальном развитии общества, приведет, в конечном счете, к серьезным негативным последствиям.
Важным фактором определения финансовой политики государства являются исторические условия, в которых оно осуществляет свои функции. С изменением политического и экономического устройства государства изменяется и его экономическая (в том числе и финансовая) политика.
С изменением геополитической обстановки и образованием Республики Беларусь наше государство стало проводить самостоятельную финансовую политику в условиях функционирования различных форм собственности, наличия полных рыночных отношений. Цель такой финансовой политики — обеспечить относительно безболезненный переход к полным рыночным отношениям при сохранении и дальнейшем развитии социальной направленности форм финансовых отношений. Социальная направленность финансовой политики Республики Беларусь состоит в том, чтобы при неизбежной существенной дифференциации доходов населения в условиях рыночных отношений снизить их отрицательные последствия путем разработки и осуществления молодежной, жилищной, пенсионной, продовольственной, здравоохранительной, образовательной, экспортной, инвестиционной и других программ. Реализация этих и других программ — не единовременный акт. Для их осуществления требуется значительное время. В связи с этим финансовая политика конкретизируется государством на каждом этапе реализации поставленных экономических и социальных задач.
3. Пути совершенствования финансовой политики Республики Беларусь
Невысокие темпы экономического роста, наличие инфляции и дефицита государственного бюджета, низкий уровень рентабельности отраслей народного хозяйства, необходимость поддержки определенных групп населения, ограниченность финансовых ресурсов на всех уровнях экономики свидетельствуют о необходимости поиска путей совершенствования финансовой политики.
Решение экономических проблем Беларуси состоит в проведении рыночных реформ. Экстенсивные факторы производства практически исчерпали себя. В наши дни ставку надо делать на стимулирование экономической инициативы и активности хозяйствующих субъектов. Основа современной финансовой политики состоит в признании свободы предпринимательской деятельности, во введении разнообразных форм хозяйствования, приватизации государственной собственности и в переходе к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов.
Переход к рыночному механизму хозяйствования объективно предполагает финансовую либерализацию. При значительной экономической нестабильности, имеющей место в нашей республике, нельзя отказаться о системы контроля. В то же время желание участвовать в различных экономических союзах диктует определенные требования к финансовой и экономической системе нашей страны.
При реформировании финансовой сферы правительству следует укрепить основы финансовой системы – отчетность, законодательную базу, обеспечение соблюдения соглашений, порядок раскрытия информации, новые структуры регулирования и контроля. На смену прямому вмешательству государства должна прийти адекватная система законодательства и регулирования.
Активное участие Беларуси в региональных экономических союзах вызывает необходимость реформирования налоговой системы. Основное направление совершенствования налоговой политики республики состоит в снижении налоговой нагрузки.
На сегодняшний день назрела необходимость снижения налогового давления на заработную плату для снижения общего уровня нагрузки и повышения благосостояния граждан. Это вызвано тем, что за последние годы наблюдается устойчивое сокращение уровня изъятия по подоходному налогу. Одной из причин такой тенденции является снижение общего уровня жизни и дохода населения. Но большое влияние также оказывает сокрытие объекта налогообложения. Поэтому целесообразно снизить подоходный налог.
Значительным достижением в области бюджетной политики стал отказ с 2004 года от эмиссионного кредитования дефицита государственного бюджета. Прекращение практики эмиссионного кредитования может создать условия как для снижения инфляции, так и для макроэкономической стабилизации в целом.
Информация о работе Факторы, определяющие современную финансовую политику Республики Беларусь