Факторы, определяющие современную финансовую политику Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 23:30, реферат

Описание работы

Общая цель работы – изучить особенности проведения финансовой политики РБ на современном этапе, а также выявить факторы её определяющие.
В ходе работы необходимо решить ряд задач:
 раскрыть сущность и содержание финансовой политики;
 выявить факторы, определяющие финансовую политику государства;
 определить пути совершенствования финансовой политики.

Содержание

Введение

Основная часть:

Финансовая политика государства: содержание, значение и
особенности на современном этапе ………………………………… стр.5-7

Факторы, определяющие финансовую политику
государства………………………………………………………стр. 7-9

Пути совершенствования финансовой политики Республики Беларусь…………………………………………………стр.9-12

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат Гос.фин..doc

— 72.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУСсКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Кафедра учета,

анализа и аудита

 

 

 

 

 

 

Факторы, определяющие современную

финансовую политику Республики Беларусь

 

Реферат

по курсу «Государственные финансы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шороп М.А.

3 курса ФПУ

60эи группы

 

                            

Преподаватель:

Швец Марина Григорьевна

 

 

 

 

 

МИНСК 2010

Оглавление

 

Введение             

 

Основная часть:             

 

Финансовая политика государства: содержание, значение и

особенности на современном этапе ………………………………… стр.5-7

 

Факторы, определяющие финансовую политику

государства………………………………………………………стр. 7-9

 

Пути совершенствования финансовой политики                             Республики Беларусь…………………………………………………стр.9-12

 

Заключение             

 

Список использованной литературы             

 

 

 

 

 


Введение

В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям важным является вопрос сочетания рыночных и государственных инструментов регулирования экономики. Большой интерес представляет изучение деятельности государства в области управления финансами в разрезе общей экономической политики.

Актуальность данного вопроса заключается в том, что финансовая политика может способствовать развитию производственных сил в республике, стимулировать развитие предпринимательства,  создавать условия для привлечения инвестиций в экономику. Создание благоприятного инвестиционного климата, равных условий деятельности для субъектов хозяйствования позволяет значительно оживить процесс общественного воспроизводства и обеспечить более полное удовлетворение потребностей общества.

Финансовая политика способствует концентрации средств в соответствующих фондах и направлению их на развитие отдельных отраслей экономики и территорий, на развитие непроизводственной сферы, а также на решение социальных вопросов.

Общая цель работы – изучить особенности проведения финансовой политики РБ на современном этапе, а также выявить факторы её определяющие.

В ходе работы необходимо решить ряд задач:

      раскрыть сущность и содержание финансовой политики;

      выявить факторы, определяющие финансовую политику государства;

      определить пути  совершенствования финансовой политики.

 

 

 

 

  Основная часть

1.      Финансовая политика государства: содержание, значение и особенности на современном этапе

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают как экономика в целом, так и ее составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения.

Особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций, представляет собой финансовую политику.

Главным субъектом проводимой финансовой политики является государство. При ее разработке следует учитывать требования экономических законов, специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны, а также данная политика  должна исходить из конкретных особенностей исторического развития общества.

Задачи финансовой политики:

1) обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2) установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов с учетом основных пропорций и приоритетов в развитии отраслей и сфер народного хозяйства;

3) организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5)  создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.[4]

Финансовая политика государства, как правило, многовекторна. Это связано с тем, что государству для выполнения своих функций необходимо вырабатывать финансовую политику не единым блоком, а в виде ее отдельных частей, имеющих свои цели и задачи.

Важнейшими частями финансовой политики являются:

      бюд­жетная политика;

      налоговая политика;

      ценовая политика;

      кре­дитная политика.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решить задачи, намечаемые финансовой стратегией путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей.

Финансовая политика как особая сфера государственной деятельности требует законодательного оформления в соответствующих законодательных актах.

Финансовая политика Республики Беларусь регламентирована такими документами, как Программой социально-экономического развития РБ на 2001-2010 гг., Законом РБ «О бюджете РБ на 2009 год», Концепцией развития банковской системы РБ на 2001-2010 гг. и другими.

На современном этапе развития экономики финансовая политика Республики Беларусь направлена на борьбу с инфляцией, преодоление спада производства, расширение приватизации для создания действенной базы рыночных отношений, совершенствование налоговой системы, сокращающей налоговое бремя товаропроизводителей, но обеспечиваю­щей вместе с тем рост доходов бюджета, создание благоприятных усло­вий для внешнеэкономической деятельности, привлечения иностранных инвестиций, сокращения государственного долга, обеспечение финансо­выми ресурсами целевых программ, повышение социальной защиты на­селения.

Таким образом, финансовая политика, являясь формой экономической политики, призвана содействовать достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой. Ее основной целью является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей государства. Посредством финансовой политики изыскиваются резервы и благоприятные условия для развития малого бизнеса и предпринимательской деятельности. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики.

 

2.   Факторы, определяющие финансовую политику

   государства

 

Финансовая политика государства не только состоит из раз­личных частей (бюджетная, налоговая, ценовая, кредитная), но и сама является составной частью общей экономической по­литики.

В связи с этим она, как и общая экономическая политика, определяется рядом факторов. К ним относятся:

•              объективные законы развития экономических (денеж­ных) отношений в обществе;

•              политическое и экономическое устройство государства;

•     исторические условия, в которых государство осуществ­ляет свои функции;

•     конкретные экономические и социальные задачи, которые ставит перед собой государство на данном этапе его развития.[6]

Финансовая политика государства не является неизменной, выработанной раз и навсегда. Это означает, что она находится в диалектическом развитии, т.е. меняется на разных этапах раз вития общества.

Вырабатывая финансовую политику, государство как над­стройка общества должно согласовывать ее с требованиями объективных экономических законов, возникающих и функци­онирующих в товарно-денежном хозяйстве. Государство может только постигать сущность объективных экономических зако­нов товарно-денежного хозяйства и обеспечивать их реализа­цию в своей финансовой политике, но не создавать их. Созда­вать можно только субъективные экономические законы. Фи­нансовая политика государства, направленная на создание субъективных экономических законов (форм финансовых отно­шений) без учета требований объективных экономических за­конов, обречена на неудачу.

Успешная финансовая политика зависит от такого фактора, как политическое и экономическое устройство государства. Если государство построено на недемократических принципах управления, отрицании всеобщего характера товарных отноше­ний, непризнании многообразия форм собственности, то его фи­нансовая политика будет строиться только в соответствии с придуманными законами. Подобная финансовая политика, не­смотря на стремление государства добиться при ее помощи ус­пехов в экономическом и социальном развитии общества, приведет, в конечном счете, к серьезным негативным последствиям.

Важным фактором определения финансовой политики госу­дарства являются исторические условия, в которых оно осу­ществляет свои функции. С изменением политического и эко­номического устройства государства изменяется и его экономи­ческая (в том числе и финансовая) политика.

С изменением геополитической обстановки и образованием Республики Беларусь наше государство стало проводить само­стоятельную финансовую политику в условиях функциониро­вания различных форм собственности, наличия полных рыноч­ных отношений. Цель такой финансовой политики — обеспе­чить относительно безболезненный переход к полным рыноч­ным отношениям при сохранении и дальнейшем развитии социальной направленности форм финансовых отношений. Соци­альная направленность финансовой политики Республики Бе­ларусь состоит в том, чтобы при неизбежной существенной диф­ференциации доходов населения в условиях рыночных отно­шений снизить их отрицательные последствия путем разработ­ки и осуществления молодежной, жилищной, пенсионной, про­довольственной, здравоохранительной, образовательной, экс­портной, инвестиционной и других программ. Реализация этих и других программ — не единовременный акт. Для их осущест­вления требуется значительное время. В связи с этим финансо­вая политика конкретизируется государством на каждом этапе реализации поставленных экономических и социальных задач.

 

3. Пути совершенствования финансовой политики Республики Беларусь

Невысокие темпы экономического роста, наличие инфляции и дефицита государственного бюджета, низкий уровень рентабельности отраслей народного хозяйства, необходимость поддержки определенных групп населения, ограниченность финансовых ресурсов на всех уровнях экономики свидетельствуют о необходимости поиска путей совершенствования финансовой политики.

Решение экономических проблем Беларуси состоит в проведении рыночных реформ. Экстенсивные факторы производства практически исчерпали себя. В наши дни ставку надо делать на стимулирование экономической инициативы и активности хозяйствующих субъектов. Основа современной финансовой политики состоит в признании свободы предпринимательской деятельности, во введении разнообразных форм хозяйствования, приватизации государственной собственности и в переходе к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов.

Переход к рыночному механизму хозяйствования объективно предполагает финансовую либерализацию. При значительной экономической нестабильности, имеющей место в нашей республике, нельзя отказаться о системы контроля. В то же время желание участвовать в различных экономических союзах диктует определенные требования к финансовой и экономической системе нашей страны.

При реформировании финансовой сферы правительству следует укрепить основы финансовой системы – отчетность, законодательную базу, обеспечение соблюдения соглашений, порядок раскрытия информации, новые структуры регулирования и контроля. На смену прямому вмешательству государства должна прийти адекватная система законодательства и регулирования.

Активное участие Беларуси в региональных экономических союзах вызывает необходимость реформирования налоговой системы. Основное направление совершенствования налоговой политики республики состоит в снижении налоговой нагрузки.

На сегодняшний день назрела необходимость снижения налогового давления на заработную плату для снижения общего уровня нагрузки и повышения благосостояния граждан. Это вызвано тем, что за последние годы наблюдается устойчивое сокращение уровня изъятия по подоходному налогу. Одной из причин такой тенденции является снижение общего уровня жизни и дохода населения. Но большое влияние также оказывает сокрытие объекта налогообложения. Поэтому целесообразно снизить подоходный налог.

Значительным достижением в области бюджетной политики стал отказ с 2004 года от эмиссионного кредитования дефицита государственного бюджета. Прекращение практики эмиссионного кредитования может создать условия как для снижения инфляции, так и для макроэкономической стабилизации в целом.

Информация о работе Факторы, определяющие современную финансовую политику Республики Беларусь