Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:50, контрольная работа
ФАКТОРИНГ (англ. factoring) — разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, вид финансовых услуг, оказываемых коммерческими банками, их дочерними фактор-фирмами мелким и средним фирмам (клиентам). Суть услуг состоит в том, что фактор-фирма приобретает у клиентов право на взыскание долгов и частично оплачивает клиентам требования к их должникам, возвращая долги в размере от 70 до 90% до наступления срока их оплаты должником. Остальная часть долга за вычетом процентов возвращается клиентам после погашения должником всего долга.
1. Факторинг и форфейтинг, как метод финансирования внешней торговли
2. Причина введения ЕВРО.
3. Задача: Необходимо найти кросс-курс египетских фунтов к швейцарскому франку. Если USD/EGB =5,3545; а USD/CHF=1,3518.
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ
ЄВРОПЕЙСЬКИЙ УНІВЕТСИТЕТ
Кафедра_______________________
Спеціальність_________________
КОНТРОЛЬНА РОБОТА
НАТЕМУ________________________
(найменування затвердженої теми)
______________________________
______________________________
Виконав:______________________
(п.і.б.студента)
Керівник______________________
(п.і.б.
керівника,вчений ступінь,
Допущено до
захисту «____»________________
Завідувач кафедрою:_____________________
Севастополь
2011
Содержание:
1. Факторинг и форфейтинг, как метод финансирования внешней торговли
2. Причина введения ЕВРО.
3. Задача:
Необходимо найти кросс-курс египетских
фунтов к швейцарскому франку. Если USD/EGB
=5,3545; а USD/CHF=1,3518.
1.Факторинг и форфейтинг, как метод финансирования внешней торговли.
ФАКТОРИНГ (англ. factoring) — разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, вид финансовых услуг, оказываемых коммерческими банками, их дочерними фактор-фирмами мелким и средним фирмам (клиентам). Суть услуг состоит в том, что фактор-фирма приобретает у клиентов право на взыскание долгов и частично оплачивает клиентам требования к их должникам, возвращая долги в размере от 70 до 90% до наступления срока их оплаты должником. Остальная часть долга за вычетом процентов возвращается клиентам после погашения должником всего долга. В результате клиент фактор-фирмы получает возможность быстрее возвратить долги, за что он выплачивает фактор-фирме определенный процент. При осуществлении факторинга клиент передает свое право получения долга от должника фактор-фирме. Факторинг возник в XVI—XVII вв. как операция торговых посредников, а затем приобрел форму кредитования.
Факторинг, как банковская операция, лучше всего отражает принцип «деньги сегодня всегда стоят дороже, чем деньги завтра».
Факторинг — беззалоговое финансирование под обеспечение прав требования денежных средств, т.е. фактор приобретает товарные накладные, по которым у него возникают права требование денежных средств.
С определенной точки зрения в «родственники» факторингу можно записать кредитование под залог дебиторской задолженности, форфейтинг. Существенные отличия факторинга — это, во-первых, отсутствие залога, во-вторых, комплексность. Настоящий факторинг — это всегда будет комплекс услуг, в который входят:
• информационное обслуживание клиента (фактор всегда дает рекомендации клиенту по сотрудничеству с его дебиторами, указывает на сомнительные моменты дебитора);
• юридическое
сопровождение факторинговых
• управление дебиторской задолженностью клиента, т.е. администрирование (то, что предполагает работы по возврату задолженности от дебитора).
Украинский рынок факторинговых операций
На Украине факторинг появился относительно недавно, 2001-2002 год. Пионерами на рынке отечественного факторинга были: ТАС Комерцбанк (сейчас Сведбанк), Укрсоцбанк, Укрэксимбанк. На сегодняшний день эти банки являются лидерами, занимая около 60% рынка. Сегодняшняя конъюнктура рынка: переход торговых компаний на условия работы с позиции товарного кредита, т.е. с отсрочкой платежа, стимулирует динамичное развитие факторинговых операций. Такая ситуация и приводит клиента к необходимости работы по факторингу.
Что касается динамики развития факторинговых операций, то с 2001 года сохраняется устойчивая тенденция роста. Хотя за последние два года рынок вырос в два-три раза, в целом прирост нельзя назвать стремительным. По мнению аналитиков пик развития придется на 2009 год (100-процентный рост). Основными игроками на рынке факторинга остаются три его «первооткрывателя»: ТАС Комерцбанк (сейчас Сведбанк), Укрсоцбанк, Укрэксимбанк и РайффайзенБанк Аваль, Петрокоммерц, Европейский банк, Арма Факторинг, Первая факторинговая компания. Так называемый кросс-продукт (банковский продукт, заявленный как факторинг, однако отличающийся от классического вида) можно получить в Себбанк, Вабанк, и Активбанк и Уникрдитбанк.
«Украинская финансовая группа» находится на четвертом-пятом месте, по уровню своего портфеля и позиции занимаемой на рынке (портфель – около 130 млн. грн). Портфели так называемых «монстров рынка» — в среднем 250-200 млн. грн., в частности на начало лета портфель Укрэксим банка составлял около 300 млн. грн..
Виды факторинга
В рамках факторингового финансирования выделяют:
• стандартный факторинг, факторинг с регрессом, который предполагает наличие поручительства за своего дебитора;
• безрегрессный факторинг, при котором клиент не поручается за своего дебитора и перекладывает все свои риски на фактора, который выкупает права требование денежных средств.
В силу значительных рисков, только единицы факторов в Украине позволяют себе работать по программе безрегрессного факторинга. При этом могут ставиться условия либо страхования риска неисполнения обязательств со стороны клиента и его дебитора, либо оформления обеспечения в виде залогов, поручительств. Что сводит на нет позицию факторинга, потому что факторинг – это по определению беззалоговое финансирование. То есть в итоге на рынок выпускается некий суррогат банковских продуктов, заявленный как факторинг. Таким образом, не все банки, которые заявляют о наличии в рамках собственного ряда банковских продуктов такого продукта как факторинг, действительно предлагают своим клиентам классический факторинг.
Факторинг как банковский продукт вполне самостоятельный, т.е. совершенно не мешает развиваться кредитным продуктам. Нередки случаи, когда клиенты пользуются параллельно и кредитными продуктами и факторингом. К примеру, в нашем банке договор факторинга клиента ничему не обязывает, он может лежать как дополнительный финансовый инструмент в его столе и быть востребованным в случае необходимости получить оперативное финансирование. То есть до тех пор, у клиента не возникнет необходимости им воспользоваться
Среди конкурентных преимуществ факторинга
в «Украинской финансовой группе»
Не обязательный перевод полного цикла оборотов и остатков на расчетный счет в нашем банке. (Чаще всего факторы заявляют минимальный 30% перевод всех своих оборотов по банку-фактору как обязательное условие)
Также отсутствует обязательное требование наличия определенной истории правоотношений клиента с его дебитором. Т.е. в «Украинской финансовой группе» готовы брать в работу контрагентов, еще не дебиторов клиента, на что не идет практически не один фактор в Украине.
Контрагент – здесь потенциальный дебитор, до подписания хозяйственных договоров и начала правоотношений.
Информационная обслуживание клиента, помощь при работе клиента с его дебитором (помощь при определении сомнительности дебитора, рекомендации по формату сотрудничества).
Также в комплексе факторинговых услуг существует такой инструмент, как допсрок. Дополнительный срок предполагает некое растягивание срока товарного кредита, максимальный срок – 30 дней (другие факторы могут предоставлять допсрок только до 10-14 дней). В этот период банк работает с возвратом дебиторской задолженности, но не предъявляет права требования клиенту либо его дебитору. В «Украинской финансовой группе» прекрасно понимают, что существует множество причин, по которым дебитор не всегда в состоянии вовремя рассчитаться по своим обязательствам. При индивидуальном рассмотрении предоставляют дополнительный срок до двух месяцев.
Недостатки факторинговых операций:
• Высокие требования банка к предоставляемым к продаже документам.
• Во многих
случаях — необходимость
• Цена факторинга. На сегодняшний день, факторинг — не дешевая услуга. Если провести некую параллель, то факторинг — это бутиковый продукт. Средняя цена факторинговых операций в комплексе составляет около 30% годовых. Хотя, ценовой фактор, при всей своей важности, не является первоопределяющим при выборе «производителя» факторинга.
Не все банки, заявляющие факторинг среди своих банковских продуктов, предоставляют его в том виде, в котором он должен быть. Во-вторых, факторинг — это, прежде всего, комплекс услуг и такой элемент как качество обслуживания играет если не главную, то одну из ключевых ролей.
Для того, что бы обеспечивать должный уровень обслуживания, фактор должен обладать технологиями, квалифицированным персоналом, специализированным програмным обеспечением и достаточным опытом работы. Но, к сожалению, новые игроки на рынке склонны использовать демпинговые цены, предлагая более дешевые услуги, умалчивая о том, что они фактически ставят опыты на своих клиентах. Т.е. клиент не подозревает, что на нем отрабатывается технология, но платит меньше. Правда выигрывает ли он при этом это еще вопрос.
Что касается именно «Украинской финансовой группы», то к менеджерам банка всегда можно обратиться с целью получения как общей информации о факторинге, так и, предоставив необходимые документы, расчета целесообразности данного обслуживания в конкретной ситуации для конкретного клиента.
ФОРФЕЙТИНГ, форфетирование (от франц. a forfai — целиком, общей суммой) — кредитование экспорта путем покупки коммерческих векселей без оборота на продавца; форма кредитования экспортеров, продавцов при продаже товаров, применяемая чаще всего во внешнеторговых операциях. Банк (форфейтор) выкупает у экспортера (продавца) денежное обязательство импортера (покупателя) оплатить купленный им товар сразу же после поставки товара и сам производит досрочную, полную или частичную оплату стоимости товара экспортеру. В последующем денежные средства банку-форфейтору в оплату товара перечисляет, уплачивает импортер, покупатель, уведомленный, что оплату за него произвел форфейтор. За досрочную оплату банк-форфейтор взимает с экспортера проценты. Операция форфейтинга аналогична операции факторинга.
В большинстве стран Запада существует целая система поддержки национального экспорта. В Украине государственные программы финансирования национального экспорта только разрабатываются.
К сожалению, они сводятся лишь к освобождению
от налогов и предоставлению других льгот.
Финансовые технологии, стимулирующие
экономический рост предприятий, применяются
очень редко, хотя методы достаточно известны.
Например, украинские банки оказывают
предприятиям услуги по лизингу.
Самыми распространенными механизмами
поддержки экспорта являются форфейтинг,
факторинг—специальные методы долгосрочного
кредитования экспортных операций. На
практике—разновидность торгово-комиссионных
операций.
Факторинг—кредитование,
инкассация дебиторской задолженности
(получение банком средств по поручению
клиента и зачисление их на его банковский
счет), гарантия по кредитным и валютным
рискам. Традиционно он используется для
финансирования на постоянной основе
разнообразных поставок потребительских
товаров, преимущественно на срок от 90
до 180 дней.
Механизм же форфейтинга позволяет финансировать
капитальные поставки на срок от нескольких
месяцев до семи лет. Первыми на украинском
рынке эту финансовую услугу стали оказывать
иностранные банки.
По прогнозу, в ближайшем будущем украинские
банки начнут широко использовать механизм
форфейтинга. Это—передача со стороны
предприятия банку или другому финансовому
посреднику права требования задолженности
в иностранной валюте в обмен на немедленную
уплату банком соответствующей суммы
в национальной валюте.
Пока эту схему применить нельзя, так как
сам механизм форфейтинга противоречит
одному из главных пунктов действующего
украинского валютного законодательства,
предусматривающего контроль за возвращением
экспортной выручки, поскольку деньги
на счет украинского экспортера должны
вернуться не позже чем через 90 дней после
отгрузки продукции. К тому же 50 процентов
экспортной валютной выручки предприятие
обязано продать.
В недалеком будущем будет так: предприятие
отгрузило продукцию и подписывает договор
с банком, согласно которому передает
финансовому учреждению право получения
денег и больше не беспокоится по поводу
невыполнения договора покупателем, банкротства
его банка, финансового кризиса в стране
покупателя.
При подписании договора о форфейтинге
всем занимается финансовый посредник,
который стремится обеспечить свою будущую
выгоду солидным дисконтом, страховкой.
По сути форфейтинг—разновидность страхования
валютных рисков. Необязательно осуществлять
форфейтинг в долларах США, немецких марках
или щвейцарских франках. Есть лишь одно
ограничение—расчетная валюта должна
быть свободно конвертируемой.
По оценке специалистов механизм форфейтинга
украинские предприятия могут применять
или в отдельности, или как один из компонентов:
в качестве послеэкспортного, предэкспортного
финансирования, структурированного финансирования
торговли, проектного финансирования.
Механизм форфейтинга преемлем для финансирования
экспортных соглашений. Пример—использование
безотзывного документарного аккредитива.
Украинские экспортеры могут предлагать
иностранным партнерам оформление аккредитива
с отсроченными платежами и дальнейшим
применением механизма форфейтинга.
У импортеров также существует возможность
использовать механизм форфейтинга. Для
подтверждения аккредитивов, которые
выставляются экспортерами в пользу экспортеров,
отечественные банки довольно часто используют
кредитные лимиты, которые предназначаются
банкам-корреспондентам. В пределах этих
лимитов можно предлагать банку-корреспонденту
переводного векселя с дисконтом, авалированные
банком импортера и выставленные согласно
условий аккредитива.
Во многих случаях механизм форфейтинга
способствует активизации внешнеэкономической
деятельности и продвижению на внешниерынки.
На первом этапе внедрения форфейтинговых
операций украинские банки могут предоставлять
консультационные услуги экспортерам
и выступать посредником в процессе организации
форфейтинга между украинским предприятием
и специализированным иностранным банком
(форфейтером).