Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 15:57, контрольная работа
Цель работы: изучение факторинга и его использования организацией для финансирования недостатка оборотных средств. Задачи:
1. Рассмотреть оборотные средства предприятия, их состав и значение.
2. Дать общую характеристику собственных источников финансирования оборотных средств предприятия.
3. Рассмотреть факторинг, его плюсы и минусы как источника финансирования оборотных средств предприятия.
Введение………………………………………………………………………….…3
1. Оборотные средства предприятия, их состав и значение……………………..4
2. Общая характеристика собственных источников финансирования оборотных
средств предприятия……………………………………………………………..7
3. Факторинг, его плюсы и минусы как источника финансирования оборотных
средств предприятия…………………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………..…..……...18
Тестовое задание…………………………………………………………………..19
Список литературы……………………………..…………………………...…... 22
Прибыль предприятий торговли и сферы услуг - это часть чистого дохода общества, создаваемая в материальном производстве и трудом работников этих предприятий, связанным с продолжением процесса производства в сфере обращения.
Различают несколько понятий прибыли: прибыль от реализации балансовая и чистая прибыль.
Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.
На
предприятии распределению
Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы. Распределение чистой прибыли — одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия.
Привлеченные средства предприятий – средства, предоставленные на постоянной основе, по которым может осуществляться выплата владельцам этих средств дохода, и которые могут не возвращаться владельцам.
К ним относят:
- средства, получаемые от размещения акций акционерного общества;
- паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических
лиц в уставной фонд предприятия;
- средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными
компаниями, государственные средства, предоставляемые на целевое
инвестирование в виде дотаций, грантов
и долевого участия и др.
3. Факторинг, его плюсы и минусы как источника финансирования оборотных средств предприятия.
Факторинг — есть комплекс услуг, который банк (или факторинговая компания), выступающий в роли финансового агента, оказывает компаниям, работающим со своими покупателями на условиях отсрочки платежа. Услуги факторинга включают не только предоставление поставщику и получение от покупателя денежных средств, но и контроль состояния задолженности покупателя по поставкам, осуществление напоминания дебиторам о наступлении сроков оплаты, проведение сверок с дебиторами, предоставление поставщику информации о текущем состоянии дебиторской задолженности, а также ведение аналитики по истории и текущим операциям.Речь идет о предпринимательских отношениях, участник которых, приобретая денежное требование к другому лицу (например, в силу отгрузки ему товара или оказания возмездной услуги), не дожидаясь его исполнения, уступает данное требование банку или иной коммерческой организации (финансовому агенту – фактору) в обмен на получение денежных средств. Разумеется, фактор оплачивает такое требование кредитору не в полной сумме (имея в виду риск его возможной неоплаты должником) или предоставляет кредит, рассматривая данное требование как способ полного или частичного обеспечения его своевременного возврата. При этом учитывается и необходимое вознаграждение фактору.
Факторинг открывает дополнительные возможности в работе с задолженностью мелких и средних предприятий, обеспечиваемые специальными финансовыми организациями «фактор». В России они обычно представлены дочерними структурами, филиалами или отделами коммерческих банков.
Факторинг намного упрощает расчеты между партнерами. Продавец может получит деньги непосредственно после поставки, а покупатель имеет возможность согласовать с продавцом приемлемый срок отсрочки платежа (по российскому законодательству отсрочка платежа на срок более 180 дней возможна только при наличии специальной лицензии Центрального банка РФ). Продавец не несет административных издержек, связанных с контролем за погашением задолженности. Он получает возможность активно заниматься текущей производственной деятельностью, развитием новых технологий производства и обслуживания клиентов.
Рис. 1 Схема факторингового обслуживания
1. Поставка товара на условиях отсрочки платежа.
2. Уступка права требования долга по поставке Банку.
3. Выплата досрочного платежа (до 90% от суммы поставленного товара) сразу
после поставки.
4. Оплата за поставленный товар.
5. Выплата остатка средств (от 10%, после оплаты покупателем) за минусом
комиссии.
Факторинг с предоплатой - предусматривает немедленную оплату расчетных документов поставщика, как только они будут переданы банку. Фактически банк выполняет кредитование поставщика.
Факторинг без предоплаты - означает, что банк обязуется оплатить переданные ему поставщиком расчетные документы на определенную, зафиксированную в договоре дату, как правило, в день оплаты документов покупателем.
Факторинг с правом регресса - означает, что поставщик принимает на себя риски по долговым требованиям, которые приобрел у него банк.
Данные условия связаны с рисками, которые возникают при отказе плательщика от выполнения своих обязательств, т. е. кредитными рисками. При заключении соглашения с правом регресса поставщик продолжает нести определенный кредитный риск по долговым требованиям, проданным им факторинговой компании. Последняя может воспользоваться правом регресса и при желании продать поставщику любое неоплаченное долговое требование в случае отказа клиента от платежа (его неплатежеспособности). Данное условие предусматривается, если поставщики уверены, что у них не могут появиться сомнительные долговые обязательства, либо в силу того, что они достаточно тщательно оценивают кредитоспособность своих клиентов, разработав собственную, достаточно эффективную систему защиты от кредитных рисков, либо в силу специфики своих клиентов. И в том, и в другом случае поставщик не считает нужным оплачивать услуги по страхованию кредитного риска. Однако гарантированный для поставщика и своевременный приток денежных средств может обеспечиваться только при заключении соглашения без права регресса. Необходимо, правда, отметить, что, если долговое требование признано недействительным (например, если поставщик отгрузил клиенту не заказанный им товар и переуступил выставленный за него счет компании), факторинговая компания в любом случае имеет право регресса к поставщику.
Факторинг без права регресса - означает, что банк берет на себя риски по получению денежных средств от покупателя.
В настоящее время коммерческие банки в нашей стране постепенно осваивают все новые банковские операции, к которым относится и факторинг. Большинство предприятий малого и среднего бизнеса испытывают нехватку оборотных средств. Факторинг, в свою очередь, может сыграть существенную роль в развязке взаимных неплатежей и ускорении платежно-производственного цикла.
Кредит – это денежные средства, которые даются во временное пользование и кредит непременно нужно вернуть в установленный срок. Факторинг – это финансовая услуга, которая представляет собой выкуп дебиторской задолженности, соответственно, полученные деньги возвращать не надо. Кроме того, факторинг – это не только полученные средства, но и еще ряд дополнительных услуг, таких как, управление дебиторской задолженностью, страхование валютных, процентных рисков и рисков неплатежа.
Преимущество факторинга перед обычным кредитованием заключается в том, что, привлекая кредитные ресурсы, финансовый отдел компании однократно распределяет привлеченные средства (проект, оборотные активы), в то время как финансирование в рамках факторингового обслуживания предусматривает постоянный комплекс финансовых услуг, включая как финансирование, так и административное управление задолженностью. Еще одно важное преимущество факторинга, помимо вышеназванных, состоит в том, что это беззалоговая сделка. Единственным обеспечением является переуступленная задолженность.
Вместе с тем рынок факторинговых услуг в России пока ограничен небольшим количеством банков и компаний ввиду целого ряда причин. Остановимся на некоторых ключевых моментах.
Во-первых, это отсутствие "культуры" предоставления отсрочки. Оплата товара с отсрочкой платежа была признана способом расчетов только для проверенных предприятий. Применение отсрочки, а следовательно, и факторинга ко вновь созданным контактам было практически невозможно.
Во-вторых,
только последние несколько лет
форма расчетов между предприятиями
приобрела безналичный
Ну и конечно, факторинг - это один из самых дорогостоящих банковских продуктов. Его высокая стоимость обусловлена тем, что банку приходится содержать большое количество персонала для анализа дебиторской задолженности, прогнозирования в режиме on-line объемов финансирования в соответствии с планами развития компаний-клиентов, поддержания высокого уровня программного обеспечения.
Стоимость факторинга увеличивается и в силу отсутствия кредитных бюро по анализу и контролю за дебиторской задолженностью компаний, а также сложности арбитражного (судебного) разбирательства в случае предъявления исков в суд. Так, сегодня из-за того, что банк не может точно оценить риск по клиенту (неясность с арбитражем и отсутствие кредитных историй), средняя ставка по факторингу составляет 18 - 35% годовых в рублях.
Еще одним препятствием на пути развития факторинга в России является невысокая информированность компаний о возможностях и условиях данного вида кредитования (многие компании не знают о том, что такое факторинг и как им пользоваться в интересах своего бизнеса).
В то же время развитие бизнеса в различных отраслях экономики, где борьба за потребителя предъявляет повышенные требования к логистике, решению вопросов сбыта и гибкости ценовой политики поставщиков, постепенно повышает интерес к факторингу как инструменту поддержания финансовой стабильности компании вне зависимости от платежной дисциплины ее покупателей.
Перед
тем, как решить, что выгоднее - кредит
или факторинг, необходимо рассмотреть
недостатки и преимущества факторинга
перед кредитом.
Преимущества
Отсутствие залога. При заключении
договора факторинга банк не требует предоставления
залога, открытия расчетных счетов поставщика
и его дебиторов в одном из своих отделений,
а также не проводит длительной проверки
платежеспособности клиента. Должниками
банка при факторинговом обслуживании
поставщика становятся его дебиторы, а
не предприятие-поставщик. При кредитовании
банки с помощью залога страхуются от
возможности невозврата своих средств.
При факторинге аналогичной страховочной
мерой для банка является распределение
кредитного риска между большим количеством
дебиторов поставщика. За счет этого снижается
вероятность того, что сумма денежных
средств, выданная банком поставщику,
не будет возвращена полностью.
Снижение рисков компании-поставщика.
При факторинге банк берет на себя значительную
часть рисков своего клиента, в частности
риски ликвидности, кредитные, валютные
и процентные риски.
Под кредитными рисками
при факторинге понимается возможность
неоплаты дебиторами поставок с отсрочкой
платежа. После заключения факторингового
договора и предоставления финансирования
предприятию-клиенту банк полностью несет
все убытки, связанные с непоступлением
платы от дебиторов. Поставщик же может
таких убытков избежать, так как уже получил
от банка 60-90% от стоимости контракта.
Иногда банк, стремясь
оградить себя от кредитных рисков, заключает
так называемый договор факторинга с регрессом.
Согласно этому договору при неоплате
поставки в течение определенного периода
банк имеет право осуществить обратную
переуступку денежного требования поставщику
(по одному или нескольким дебиторам) и
востребовать с него сумму задолженности
по этим дебиторам. Стоимость факторинга
при этом ниже в среднем на 10%.
Ликвидные
риски представляют собой риски несвоевременной
оплаты дебиторской задолженности, приводящие
к недостатку средств у поставщика для
покрытия текущих затрат. При факторинге
поставщик получает финансовые ресурсы
от банка практически в момент поставки,
поэтому ликвидные риски поставщика становятся
заботой банка.
Снижение валютных рисков
означает возможность немедленно конвертировать
в валюту денежные средства, полученные
от банка. Этот аспект факторинговых услуг
важен для компаний, занимающихся внешнеэкономической
деятельностью.
Факторинг позволяет
избежать так называемых процентных рисков.
Они возникают в случае, когда компания
за счет привлечения кредитов пытается
восполнить недостаток оборотных средств,
вызванный отсрочкой платежей. Напомним,
что процентная ставка по краткосрочным
кредитам в первую очередь зависит от
ситуации на рынке заемных средств, поэтому
предприятие не застраховано от резкого
удорожания кредитных ресурсов.
При заключении
же бессрочного договора факторинга банк
гарантирует поставщику, что стоимость
предоставляемых денежных ресурсов будет
оставаться неизменной в течение довольно
длительного периода времени (например,
в течение полугода или года). Этот аспект
факторингового обслуживания является
дополнительным стабилизирующим фактором
для бизнеса поставщика.
Управление дебиторской
задолженностью. Важной особенностью
факторинга является то, что банк не только
осуществляет финансирование поставок
в кредит, но и управляет дебиторской задолженностью
клиента. Поставщику регулярно предоставляются
следующие отчеты по состоянию дебиторской
задолженности: о поставках, зарегистрированных
за определенный период; о переводе средств
поставщику; о поступлении средств от
дебиторов; о статистике платежей по каждому
дебитору; о состоянии просроченной задолженности.
Кроме того, по
мере необходимости банк связывается
с покупателями (например, если сроки оплаты
товара истекли). Таким образом банк освобождает
клиента от работы по отслеживанию своей
дебиторской задолженности.
Однако не все покупатели
решаются работать с поставщиком на условиях
факторинга, поскольку не хотят видеть
в качестве кредитора мощный банк вместо
постоянного партнера. Стремясь избежать
осложнений, банки требуют, чтобы к договору
поставки оформлялось приложение, в котором
покупатель фиксировал бы свое согласие
перечислить деньги за товар на счет банка.
Главный
недостаток факторинга в том, что
его использование обходится предприятию
дороже, чем привлечение кредита. Факторинговая
комиссия представляет собой общую плату
за комплексную услугу и в общем случае
складывается из следующих составляющих: