Автор: Яна Кумышева, 26 Сентября 2010 в 15:45, контрольная работа
Одной из наиболее распространенных посреднических услуг коммерческих банков в настоящее время является факторинг.
Термином "факторинг" объединяется целый ряд комиссионно-посреднических операций, связанных с переуступкой банку клиентом-поставщиком неоплаченных платежей требований (счетов-фактур) за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги и, соответственно, права получения платежа по ним, т.е. инкассированием дебиторской задолженности клиента (получением средств по платежным документам).
Целью факторингового обслуживания является своевременное инкассирование долгов для сокращения потерь вследствие задержки платежа и предотвращения появления сомнительных долгов (т.е. долгов, своевременная оплата которых сомнительна), предоставление (по желанию поставщика) кредитора в форме предварительной оплаты, помощь предприятиям в ведении бухгалтерского учета и в увеличении их оборота и прибыли. Банк становится собственником неоплаченных платежных требований и берет на себя риск их неоплаты, хотя кредитоспособность должников предварительно проверяется. В соответствии с договором банк обязуется оплатить сумму переуступленных ему платежных требований вне зависимости от того, оплатили ли свои долги контрагенты поставщики. Вследствие этого поставщик знает точную дату оплаты своих платежных требований и может планировать совершение своих платежей.
Использование предприятиями факторинговых услуг банка позволяет достичь ускорения оборачиваемости средств в расчетах, снижения платежей, укрепления финансового состояния предприятий, создания необходимых условий для их работы при рыночных отношениях.
Факторинг впервые возник в США в конце XIX века, затем нашел применение в промышленно развитых странах Западной Европы. Особенно широко факторинг начал применяться в практике коммерческих банков в последние 25-30 лет. С 1988 года факторинговые услуги получили распространение и в нашей стране.
С 1992 года законом РСФСР "О банках и банковской деятельности" факторинг включен в состав банковских операций и сделок (ст.5 п. ж).
Межбанковские электронные переводы денежных средств в торговых организациях.
Важным направлением обслуживания клиентов банков с использованием новейшей электронной техники является предоставление им электронных услуг в магазинах. В системах межбанковских электронных переводов денежных средств в торговых организациях осуществляется перечисление средств со счета покупателя на счет продавца в момент покупки или в отдельных случаях с отсрочкой платежа по желанию клиента. Большинство операций выполняется при помощи пластиковых карточек, которые вышли на передовые позиции в организации платежного оборота высокоразвитых стран Запада, постепенно вытесняя чеки и чековые книжки. В последние годы ведутся работы по внедрению многоцелевых карточек, которые можно использовать как кредитные, платежные, чековые гарантийные карточки.
Карточка
для пользования данными
Пользование
системами имеет ряд
1.
Быстрота совершения операций. В
настоящее время скорость
2.
Сокращение платы за услуги
банку. Операции, осуществляемые
при помощи электронных систем
платежей, обходятся для банка
значительно дешевле, чем
3.
Более быстрое зачисление
4.
Сокращение бумажного
5.
Гарантия платежа и надежная
защита от
6.
Возможность приобрести товар,
не имея при себе наличных.
Эти и некоторые другие
В настоящее время коммерсанты считают, что установка терминала рентабельна, если он обеспечивает совершение операции в течение 10 секунд. Банки в свою очередь всесторонне стимулируют развитие данного направления взаимоотношений с торговыми организациями, чтобы повысить их интерес к приобретению электронного оборудования, а, следовательно, внедрению новых систем расчетов и платежей.
В США, например, уже в середине 80-х гг. 9 из 10 крупнейших торговых фирм установили у себя терминальные устройства систем ЭФТПОС (EFTPOS – Electronic Funds Transfer at Point of Sale), а в настоящее время подавляющее большинство торговых организаций оснастили свои магазины необходимым оборудованием.
Наряду с преимуществами использование систем ЭФТПОС вызывает ряд серьезных проблем. Во-первых, банки и организации розничной торговли уже вложили крупные капиталы в мероприятия по оснащению своих учреждений АТМ и другой техникой. Но прогресс технологии ставит на повестку дня необходимость внедрения более современной, сложной, а значит, и дорогостоящей техники. Поэтому в настоящее время особую остроту приобрела проблема покрытия расходов на внедрение новой техники со стороны банков, торговых фирм и правительства. Во-вторых, нет 100% надежности оборудования. Несмотря на существующие системы защиты оборудования от поломок, сбоев в работе и т.д., полной гарантии безотказной работы компьютерной сети не может дать никто. В-третьих, все большая доступность денежных средств может привести к нарушению конфиденциальности операций, возможности несанкционированного совершения операций в результате кражи карточки и т.д. И, в-четвертых, поскольку покупатели требуют оформления документов, подтверждающих произведенные платежи, резкого сокращения бумажного документооборота пока не наблюдается.
В свою очередь покупателя «голосуют» за дальнейшее развитие систем ЭФТПОС. Опросы населения в Великобритании показали, что за последние пять лет число желающих пользоваться ЭФТПОС удвоилось и составляет примерно 25% взрослого населения. В настоящее время этот вопрос однозначно решен в пользу развития систем межбанковских электронных переводов денежных средств в организациях розничной торговли.
Информация о работе Факторинг - разновидность банковских операций