Доходы государственного бюджета. Формирование дохода бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:24, реферат

Описание работы

В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками. Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, т.к. преследуют одну цель – формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.

Работа содержит 1 файл

доходы гос бюджета(доклад).docx

— 14.06 Кб (Скачать)

     Доходы  государственного бюджета. Формирование дохода бюджета. 

     Доходы  бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.

     В процессе образования доходов бюджета  происходит принудительное изъятие  в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного  воспроизводства. На этой основе возникают  финансовые взаимоотношения государства  с налогоплательщиками. Доходы бюджета  имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам  изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, т.к. преследуют одну цель – формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.

     Доходы  бюджета могут носить налоговый  и неналоговый характер.

     Доходная  часть бюджета формируется в  основном из налогов. Ведущее место  среди налоговых доходов государственного бюджета занимает НДС. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов. Также значительная доля поступлений приходится на акцизы и платежи за пользование природными ресурсами, налог на покупку иностранных денежных знаков.

     Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения  уже полученных доходов по уровням  бюджетной системы.

     Налоги, поступающие в соответствующие  бюджеты, называются закрепленными доходами.

     Нижестоящему  бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться  сверх закрепленных за ним доходов  дополнительные средства. Они называются регулирующими доходами. Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную части бюджетов.

     Передаваемые  средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями.

     Инвестиции  и другие капитальные расходы  производятся за счет средств государственого бюджета, когда их значимость выходит за рамки региональных интересов.

     Структура бюджетных доходов подвижна и  во многом определяется конкретными  экономическими условиями. Например, в  странах с высоким уровнем  жизни основой налоговых доходов  являются доходы физических лиц, а в  странах с низким уровнем жизни  – косвенные налоги и налоги с  юридических лиц.

     Анализ  формирования доходов бюджетов различных  стран показывает, что, несмотря на многообразие конкретных видов платежей, существуют три основных канала поступлений  в бюджет:

     1.Обязательные  платежи физических и юридических  лиц, взимаемые в виде налогов  и сборов.

     2.Платежи  за государственное имущество  и общегосударственные ресурсы.

     3. Привлеченные ресурсы в форме  государственных займов, доходов  от реализации ценных бумаг  и др.

     Основными источниками доходов бюджета РБ являются налоговые поступления и, в частности, налог на добавленную стоимость, акцизы, доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций, составляющих соответственно 28,6; 11,3 и 15,5 процента от общей величины доходов республиканского бюджета (без ФСЗН). На долю налога на прибыль приходится только 9,3 процента поступлений, причем удельный вес его в последние годы продолжает оставаться низким, 22 процента в доходах республиканского бюджета занимают государственные целевые бюджетные.

     В условиях перехода к рыночной экономике  удельный вес налоговых поступлений  в доходах бюджета Республики Беларусь значительно возрастает и  занимает доминирующее положение. Развитие рыночных отношений сопровождается усилением роли региональных бюджетов, экономическая сущность которых  заключается в финансовом обеспечении  деятельности органов местного управления и самоуправления. Приблизительно 45-50 процентов доходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь составляют доходы местных бюджетов (без учета  безвозмездных поступлений).

Информация о работе Доходы государственного бюджета. Формирование дохода бюджета