Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 22:35, реферат
В курсовой работе рассматривается экономическая сущность, задачи и цели доходов федерального бюджета. При этом автором дается подробная характеристика видов доходов федерального бюджета. В работе изучены пути совершенствования и перспективы развития доходов федерального бюджета на современном этапе развития экономики России. В конце работы сформулированы выводы и предложения на основе изученного опыта.
Аннотация………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………...4
1. Теоретические основы доходов федерального бюджета………….…6
1.1. Понятие и экономическая сущность доходов федерального бюджета…………………………………………………………………………6
1.2. Классификация доходов федерального бюджета…………………..8
1.3. Правовые аспекты формирования доходов федерального бюджета………………………………………………………………………..12
2. Анализ доходов федерального бюджета и повышение их роли в формировании доходов бюджетов различных уровней……………………24
2.1. Анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета………………………………………………………………………..24
2.2. Оценка роли доходов федерального бюджета в формировании доходов бюджетов различных уровней……………………………………...27
2.3. Направления повышения роли доходов федерального бюджета в формировании доходов бюджетов различных уровней……………………30
Выводы и предложения………………………………………………….38
Список использованной литературы………………………………...…40
Приложение………………………………………………………………4
Рассмотрим структуру и динамику доходов, расходов, а также дефицита (профицита) Федерального бюджета РФ за период с 2008 по 2011 гг.
Таблица 1
Показатели Федерального бюджета, ВВП и инфляции в 2008-2011 гг.
Год | Расходы
(трлн.руб.) |
Доходы
(трлн.руб.) |
ВВП
(трлн.руб.) |
Инфляция
(%) |
Дефицит / Профицит |
2007 | 6,570 | 6,644 | 35 | 13,0 | 0,074 |
2008 | 7,451 | 7,465 | 39,7 | 6,5 | 0,014 |
2009 | 8,089 | 8,089 | 44,8 | 6,5 | - |
2010 | 9,000 | 9,000 | 47,578 | 5,0 | - |
По данным таблицы видно, что объём доходов и расходов бюджета ежегодно растет. В 2007 году расходы составляли 6,570 трлн. руб., доходы 6,644 трлн. руб., к 2010 году планируется достигнуть показателя в 9 трлн. руб. при сбалансированном бюджете. При этом ожидается существенный рост ВВП за этот период. В 2007 году ВВП составлял 35 трлн. руб., в текущем году он планируется на уровне 44,8 трлн. руб., а к 2010 году – 47,578 трлн. руб. При этом, нельзя не отметить тот факт, что показатели указываются в действующих ценах, а между тем, инфляция в этом году прогнозируется на уровне 6,5% в год. До этого года темп инфляции падал ежегодно, на последующие годы тоже запланированы невысокие темпы инфляции. Хотя финансовый кризис может внести свои коррективы. Рассмотрим динамику показателей за анализируемый период.
Таблица 2
Динамика показателей Федерального бюджета, ВВП и инфляции в 2007-2010 гг.
Год | Расходы
(трлн.руб.) |
Доходы
(трлн.руб.) |
ВВП
(трлн.руб.) |
Инфляция
(%) |
Дефицит / Профицит |
2007 | 100,6 | 89,3 | 112,2 | 173,3 | 8,1 |
2008 | 113,4 | 112,4 | 113,4 | 50,0 | 18,9 |
2009 | 108,6 | 108,4 | 112,8 | 100,0 | - |
2010 | 111,3 | 111,3 | 106, | 76,9 | - |
В период с 2007 по 2008 год. Темпы роста расходов бюджета превышали темпы роста доходов, темп инфляции и профицита бюджета падал. При этом Темп роста ВВП вплоть до текущего года снижается, а увеличение темпов роста профицита запланировано только на следующий год. Хотя до этого отмечалась отрицательная динамика.
Рис.2. Динамика расходов и доходов Федерального бюджета в 2004-2011 гг.
Сделаем анализ по приложению 1, таблицы 3 «Доходы Федерального бюджета 2007-2009гг. и их динамика».
Доходы федерального бюджета в 2007 году 6673,2 млрд. рублей, или 19,14% к ВВП.
В структуре доходов федерального бюджета предусмотрены: налоговые доходы в сумме 4171,91 млрд. рублей (12,05% к ВВП); неналоговые доходы федерального бюджета – 2471,2 млрд. рублей (7,09% к ВВП); целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей – 1,3 млрд. рублей.
Изменение
основных показателей
- рост ВВП – на 323,5 млрд. рублей;
- изменение объемов импорта – на 144,2 млрд. рублей;
- увеличение прибыли прибыльных предприятий, объема производства и реализации подакцизной продукции, объема добычи полезных ископаемых и прочих объемных показателей – на 115,1 млрд. рублей;
- изменение структуры объемных показателей – на 6,8 млрд. рублей;
- изменение экспортных цен на газ природный – на 2,3 млрд. рублей.
Вместе с тем, доходы федерального бюджета уменьшатся в результате:
- изменения цены на нефть марки «Юралс» - на 74,2 млрд. рублей;
- изменения объемов экспорта – на 9,7 млрд. рублей;
- снижения курса рубля по отношению к доллару США – на 6,2 млрд. рублей.
Изменение налогового законодательства в целом приведет к снижению доходов федерального бюджета в 2007 году относительно действующего законодательства на 234,4 млрд. рублей.
В результате влияния прочих факторов доходы федерального бюджета увеличатся на 156,7 млрд. рублей.
Доходы
федерального бюджета Российской Федерации
в 2008 году и 2009 году в сумме 7465,4 млрд.
рублей (18,80% к ВВП) и 8089,9 млрд. рублей (18,07%
к ВВП) соответственно. Приведем структуру
доходов бюджета за период с 2007 по 2009 гг.
и её изменение.
2.2. Оценка роли доходов федерального бюджета в формировании доходов бюджетов различных уровней
По оценке исполнение основных показателей федерального бюджета за январь-июнь 2009 года составило:
- объем поступивших доходов – 3 995,41 млрд. рублей, или 57,5% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 гг.»;
- кассовое исполнение расходов – 4 435,32 млрд. рублей, или 44,8% к уточненной росписи;
- дефицит – - 439,91 млрд. рублей.
- первичный дефицит – - 344,73 млрд. рублей.
Доходы федерального бюджета за январь-июнь 2009 года в разрезе федеральных органов исполнительной власти - администраторов доходов федерального бюджета, на которые приходятся максимальные объемы администрируемых доходов:
Федеральной налоговой службой – в сумме 1 556,92 млрд. рублей, или 57,0% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2009 год;
Федеральной таможенной службой – в сумме 1 952,79 млрд. рублей, или 53,4% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2009 год;
Федеральным агентством по управлению государственным имуществом - в сумме 18,40 млрд. рублей, или 32,3% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2009 год;
Другими федеральными органами – в сумме 467,3 млрд. рублей, или 92,7% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2009 год. Доходы без учета доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния – 171,49 млрд. рублей или 52,0% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2009 год.
Резервный фонд и Фонд национального благосостояния
По состоянию на 1 января 2009 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 1 830,51 млрд. рублей.
По состоянию на 1 июля 2009 года часть резервной позиции Российской Федерации в Международном валютном фонде, сформированная за счет средств Резервного фонда, составила 0,99 млрд. СДР, при этом курсовая разница от переоценки указанных средств за январь-июнь 2009 года составила - 1,30 млрд. рублей.
В марте и апреле 2009 года Минфин России в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2009 года № 23-р направил на финансирование дефицита федерального бюджета средства Резервного фонда в общей сумме 519,50 млрд. рублей. Указанная сумма перечислена на единый счет федерального бюджета.
Курсовая разница от переоценки средств Резервного фонда на счетах в Центральном банке Российской Федерации за январь-июнь 2009 года составила - 83,14 млрд. рублей.
Таким образом, по состоянию на 1 июля 2009 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 1 226,57 млрд. рублей.
По состоянию на 1 января 2009 года совокупный объем средств Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте составил 2 769,02 млрд. рублей.
В целях софинансирования формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в 2008 году, часть средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте на счетах в Банке России реализована за 2,502 млрд. рублей, из которых 2,495 млрд. рублей, зачислены на счет по учету средств федерального бюджета, а остаток в сумме 0,007 млрд. рублей конвертирован в иностранную валюту.
В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 апреля 2009 года № 246 средства Фонда национального благосостояния размещены на депозит в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в сумме 0,75 млрд. долларов США.
Курсовая
разница от переоценки средств Фонда
национального благосостояния,
Курсовая разница от переоценки средств Фонда национального благосостояния на счетах в Центральном банке Российской Федерации за январь-июнь 2009 года составила - 103,38 млрд. рублей.
Таким
образом, по состоянию на 1 июля 2009 года
совокупный объем средств Фонда
национального благосостояния в рублевом
эквиваленте составил 2 666,41 млрд.
рублей.
2.3.
Направления повышения
роли доходов федерального
бюджета в формировании
доходов бюджетов
различных уровней
Рис.3. Классификация правительственного выравнивания бюджета
Отсюда
ясно, что в условиях динамично
развивающейся экономики с
Так
как налоговые доходы составляют
около 60% в общем объеме доходов
Федерального бюджета, перед Российским
правительством и органами власти Российской
Федерации стоит важнейшая
Налогообложение в целом направленно в основном на увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которое не в состоянии нести даже среднестатистический налогоплательщик. Это одна из причин того, что около половины промышленных предприятий убыточны, а еще столько же прибыльных предприятий являются низкорентабельными.