Доходы бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:44, контрольная работа

Описание работы

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Содержание

Введение 3
Экономическое содержание доходов бюджета 4
Налоговые и неналоговые доходы 6
Доходы региональных и местных бюджетов 12
Заключение 20
Список источников и литературы 22

Работа содержит 1 файл

Доходы бюджета.docx

— 43.13 Кб (Скачать)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Российский государственный гуманитарный университет»

 

Филиал РГГУ в г. Саратове

 

 

 

 

Чукарева Ирина Викторовна

Доходы бюджета.

 

Контрольная работа по «Финансы»

студента 4-го курса заочной формы обучения

 

Специальность 080105 «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель

канд. с/х наук

 

______________ В. Е. Королева

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2011

Содержание

 

Введение      3

Экономическое содержание доходов бюджета  4

Налоговые и неналоговые доходы   6

Доходы региональных и местных бюджетов 12

Заключение 20

Список источников и  литературы  22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Центральное место в системе  государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий  силу закона финансовый план государства  на текущий финансовый год. Бюджетный  кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления». Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных  частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают  средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют  больше из своих доходов. Структура  доходов непостоянна и зависит  от конкретных экономических условий  развития страны,  рыночной конъюнктуры  и осуществляемой экономической  политикой политики. Любое изменение  структуры бюджетных доходов  отражает изменения в экономических  процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Необходимо отметить, что  бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов  они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования  и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как  по объему, так и по срокам поступления  и использования.                         

 

Экономическое содержание доходов бюджета

 

Доходы бюджета - часть  централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические  отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов  власти.

В зависимости от государственного устройства страны различают: в унитарном (едином) государстве - доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов, в федеративном (объединенном) государстве эти два  вида доходов дополняются доходами бюджетов субъектов федерации, конфедеративном (союзном) - взносами.

Бюджетные доходы - понятие  более узкое, чем доходы государства, которые включают помимо средств бюджета всех уровней власти ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора.

Налоги являются главным  методом перераспределения национального  дохода; обеспечивают преобладающую  долю доходов бюджета. Доля налогов  в доходах членов федерации и  местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственных) и регулирующих доходов.

Вторым по своему финансовому  значению доходом бюджета являются государственные займы. К займам государство прибегает при бюджетных  дефицитах, которые предусматриваются  при составлении бюджета на предстоящий  год. По мере усиления финансовой напряженности  в странах и увеличения дефицита государство все больше обращается к займам. Существуют два пути получения  займов: первый - у широких слоев  населения путем свободной продажи  им государственных облигаций и  других ценных бумаг, второй - у  Центрального и коммерческих банков под обеспечение  ценных бумаг государства. Увеличение объема кредитных операций государства  ведет к росту государственного долга.

Государственный долг тесно  связан с налогами. Погашение займов, выплата по ним процентов осуществляется в значительной мере за счет дополнительных налоговых платежей либо выпуска  новых займов.

При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение налоговых платежей и займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии  бумажных денег. Этот метод самый  непопулярный, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические  последствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Налоговые и неналоговые доходы бюджета

 

Решающее значение в доходах  бюджета имеют налоги. Налоги –  обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических  лиц. Исторически их возникновение  относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления  государства.

Государство без налогов  существовать не может, поскольку они - главный метод мобилизации доходов  в условиях господства частной собственности  и рыночных отношений.

Налоги, участвуя в перераспределении  новой стоимости - национального  дохода, выступают частью единого  процесса воспроизводства, специфической  формой производственных отношений, которые  формируют их общественное содержание. Общественное содержание налогов дает возможность проникнуть в их глубинную  сущность, раскрыть внутреннюю природу  и эволюцию, важнейшие признаки и  особенности, а также механизм воздействия  налогов на производственные отношения  в обществе. Налоги как часть распределительных  отношений общества отражают закономерности производства.

Кроме общественного содержания, налоги имеют материальную основу, т. е. представляют собой реальную сумму  денежных средств общества, мобилизуемую государством. При перераспределении  национального дохода налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть национального дохода, присвоенная принудительно в  форме налогов со всего населения  страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства.

Доходы бюджетов разных уровней  формируются за счет налоговых и  неналоговых доходов, а также  доходов целевых внебюджетных фондов. Объем поступлений неналоговых  доходов и их виды устанавливаются  в соответствующих бюджетах.

К налоговым доходам относятся  федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и  сборы, а также пени, предусмотренные  в налоговом  законодательстве Российской Федерации. Это обязательные, безвозмездные, невозвратимые платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью  удовлетворения государственных потребностей. В налоги включаются также прибыль, переводимая фискальными, экспортными  и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных  монопольных закупок и продаж иностранной валюты(доходы акцизного  типа).

Все налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части  доходов налогоплательщика. К ним  относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль  предприятий  и организаций, поимущественный  налог и ряд других. Косвенные  налоги – это  налоги, взимаемые  в ценах товаров и услуг. Косвенные  налоги включают налог на добавленную  стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.

Налоговая система в Российской Федерации построена в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998г. №146-ФЗ (принята  часть первая и пять глав части  второй), действующими ещё некоторыми положениями Законов РФ       “Об основах налоговой системы  в Российской Федерации”(принят 27 декабря 1991г.), “О государственной налоговой  службе РСФСР” от 21 марта 1991г. и рядом  законов о порядке исчисления и уплаты отдельных налогов. В  них определены принципы построения налоговой системы, её структура  и состав, права, обязанности и  ответственность плательщиков и  налоговых органов, вопросы организации  сбора налогов и контроля за их уплатой.

В зависимости от органа, который взимает налог и его  использует, различают: федеральные  налоги; региональные налоги- налоги национально-государственных  и административно-территориальных  образований (республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга); местные налоги.

Охарактеризуем конкретней федеральные налоги. Первоначально  насчитывалось 17 федеральных налогов. Но затем произошли изменения  в налогообложении. В 1994 г. налог  на доходы банков и налог на доходы страховых организаций были отменены, и они стали уплачивать налог  на прибыль как другие предприятия  и организации. С 1 января 1994 г. был  введён специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для  финансовой поддержки отдельных  отраслей народного хозяйства (в  основном угольной промышленности), который  с 1 января 1996 г. был отменён.

Произошли изменения и  в организации отдельных налогов. Так с 1 января 1996 г. при обложении  налогом на прибыль предприятий  и организаций отменено обложение  сверхнормативной оплаты труда.

В настоящее время после  изменений осталось 15 федеральных  налогов. Основные федеральные налоги: НДС, акцизы, таможенная пошлина, налог  на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц.

Полностью в федеральный  бюджет поступают таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами, а также платежи за пользование  природными ресурсами. Акцизы, налог  на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц - это  регулирующие доходы, которые процентных отчислений направляются также в  бюджеты субъектов Федерации  и в местные бюджеты. Налоговые  доходы составляют более 80% всех доходов  федерального бюджета.

Основное место в федеральном  бюджете занимают косвенные налоги. Важнейшее значение принадлежит  налогу на добавленную стоимость (НДС). С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.

В Российской Федерации НДС  взимается с 1 января 1992г. Он заменил  действовавшие два налога - налог  с оборота и налог с продаж.1 Под “добавленной стоимостью” понимается оплата труда работников предприятий вместе с начислениями плюс валовая прибыль. В соответствии с Законом РФ “О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России” от 16 июля 1992 г. налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия а бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

Акцизы также взимаются  через цены товаров и услуг. Объектом обложения акцизами выступают как  объём, так и стоимость реализованных  подакцизных товаров (спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащая продукция (лечебно-профилактические средства, препараты ветеринарного  предназначения, парфюмерно-косметическая  продукция, товары бытовой химии  в аэрозольной упаковке), алкогольная  продукция, пиво, табачная продукция, ювелирные  изделия, легковые автомобили и мотоциклы, автомобильный бензин, дизтопливо, моторные масла для дизельных  и карбюраторных двигателей, минеральное  сырьё (нефть и стабильный газовый конденсат, природный газ)  в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок.

Большие поступления обеспечивают акцизы на алкогольную продукцию, нефть  и газ.

Таможенные пошлины действуют  на основе Закона РСФСР “Об основах  налоговой системы РФ” (декабрь 1991г.) и Таможенного кодекса РФ, принятого в середине июня 1993г. Вопросы  таможенного обложения решаются Государственным таможенным комитетом  РФ. Таможенные пошлины в России взимаются в соответствии с таможенным тарифом, введённым с 1 июля 1993г. в  соответствии с Законом РФ “О таможенном тарифе” (с последующими изменениями).

Что  касается  прямых  налогов,  то  в  России  важное  значение   принадлежит налогу на прибыль предприятий и организаций. Плательщиками налога на прибыль  являются  российские   организации   и  иностранные  организации,   осуществляющие   свою деятельность в РФ через постоянные представительства  и(или) получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения является прибыль, получаемая налогоплательщиками.

Информация о работе Доходы бюджета